Файл: Учебное пособие Конструкция самолёта Ту154М.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

64 шарикоподшипникам без радиального люфта под усилием 0,1 кгс. Для устранения люфта между штоком и шарикоподшипниками один из них посажен на эксцентриковую ось 11. В средней части штока выполнен конусный переход с одного диаметра на другой. Вблизи этого перехода внутри каретки на кронштейнах 13 расположены два концевых выключателя. На каждом кронштейне смонтирован рычаг 15 с пружиной 16, обеспечивающей откидывание его после прекращения обжатия кнопки концевого выключателя.
При растяжении следящей тяги на ход, соответствующий углу отклонения руля высоты, равному 4°30', конусная часть штока будет нажимать на рычаг 15 и через него на концевой выключатель, разрывая электрическую цепь. При сжатии следящей тяги на тот же ход рычаг второго концевого выключателя будет сходить с большего на меньший диаметр штока, освобождая концевой выключатель от обжатия и разрывая электрическую цепь. Как при растяжении, так и при сжатии следящей тяги разрыв электрической цепи приведет к отключению режима автоматической стабилизации тангажа.
При перемещении колонок шток следящей тяги будет перемещаться на уборку или выпуск на соответствующие ходы. Триммирование усилий от загружателей будет одновременно приводить к изменению длины следящей тяги; обжатая тяга будет растягиваться, растянутая тяга — обжиматься.
Переключатель полётного
загружателя РВ и РН
Указатель положения
руля высоты
ИП-33-19В

65
Управление рулём направления
Обеспечивает отклонение руля направления в ручном режиме влево и вправо на 25 (55822 мм), в автоматическом режиме на 10 для управления по курсу.
1. педали;
2. механизм регулировки педали под рост пилота;
3. одинарная жестка проводка управления;
4. взлетно-посадочный пружинный загружатель;
5. полетный загружатель;
6. электромеханизм тримерного эффекта (МП-
100М-27);
7. механизм включения полетного загружателя
(МП–100М–36);
8. гермоузел тяг проводки управления;
9. Рулевой привод РП-56В;
10. пружинная центрирующая тяга;
11. дифференциальная качалка;
12. рулевой агрегат РА–56В–1.
Командным органом системы являются педали. Ход педалей 120 мм. Педали служат также для торможения колёс основной опоры. Педали капитана и второго пилота соединены между собой тягой. К педалям капитана подключён взлётно-посадочный загружатель. Педали могут регулироваться под рост пилотов. Регулировка производится электродвигателями Д12Т-В. Управление переключателями на стенках левого и правого боковых пультов. Диапазон регулирования 180 мм. От педалей идёт проводка управления.
Проводка управления выполнена аналогично системе управления рулём высоты. Тяги маркируются двумя чёрными кольцами. Тяг 32 шт., из них 16 тяг регулируются. Тяги заканчиваются на 9-й нервюре заднего лонжерона киля. В районе 9-й нервюры установлен бустер РП-56, который отклоняет руль направления. На
Схема системы управления рулём направления
1 2
3 4
5 6
7 8
9 12 10 11
РН


66 первом лонжероне киля в районе 1 и 3 нервюры установлен РА автоматического управления системой РА – 56
– В1.
Взлётно-посадочный загружатель постоянно включён в работу. Создаёт усилия до 47 кгс.
Механизм триммерного эффекта (МП-100М-27) снимает усилия с педалей, управляется нажимным переключателем на козырьке средней приборной доски. Если механизм триммерного эффекта стоит нейтрально, то горит зелёное табло "Нейтрально курс". Время триммирования от нейтрального положения
4…6 с.
Полётный загружатель (механизм подключения МП-100М-36) создаёт силовой упор в полёте. Когда полётный загружатель включён он создаёт нагрузку до 128 кгс и рули направления можно отклонить только на
7,5. Механизм включения смонтирован рядом с ножным пультом 2-го пилота. Загружатель имеет те же режимы управления, что и для руля высоты, управление осуществляется тем же переключателем на козырьке средней приборной доски. Включенное и выключенное положение полётного загружателя контролируется по зелёному табло "Взлёт-посадка РН" на средней приборной доске. Табло горит - полётный загружатель выключен, мигает - в процессе работы механизма подключения. Время подключения полетного загружателя
10…13 с контролируется также по табло.
На стоянке руль направления стопорится в нейтральном положении: механизм стопорения МС-15 расположен в районе 5 нервюры на заднем лонжероне киля. Застопоривание (закрытие) происходит при отсутствии давления во всех трёх гидросистемах. Если включить хотя бы один из 3-х переключателей "Бустерное управление" на ЦПП - происходит расстопаривание (открытие) руля направления. Заход штыря стопорного пальца в гнездо 9±2,5 мм.
1   2   3   4

Переключатель
включения механизма
триммерного эффекта РН

67

68
Управление элеронами
Обеспечивает отклонение элеронов в ручном режиме вверх и вниз на 20(143±1 мм) и в автоматическом режиме на 10 для управления по крену.
Управления осуществляется штурвалами.
Максимальный угол поворота штурвала 125. От штурвала идёт цепь внутри штурвальной колонки. К цепи присоединяется трос, который заканчивается на секторной качалке. Секторные качалки капитана и второго пилота соединяются тягой. От секторной качалки идут тяги.
Принципиальная схема системы управления элеронами
Принципиальная схема системы управления элеронами
и элеронами интерцепторами
1. штурвалы;
2. жесткая одинарная проводка;
3. пружинный загружатель;
4. электромеханизм триммерного эффекта МП–
100М–32;
5. следящая тяга;
6. рулевой агрегат РА–56В–1;
7. два рулевых привода РП–55;
8. четыре пружинные тяги;
9. дифференциальная качалка;
10. два гермовывода;
11. двухплечая качалка;
12. компенсационная качалка;
13. рулевой привод РП–57;
14. рулевой привод РП–58.

69
Тяги маркируются одним чёрным кольцом. Всего тяг - 35, из них 17 тяг - регулируемые. В районе заднего лонжерона крыла (шп. № 49) проводка управления распределяется влево и вправо. Распределяет проводку дифференциальная качалка, доступ к ней из багажного отсека № 2, тех. отсек № 3. Две пружинные тяги при заклинивании одного элерона обеспечивают возможность работы другому. По бортам фюзеляжа (шп.
49) установлены гермовыводы. Гермовыводы исключают утечку воздуха в месте выхода тяг. Тяги проходят по заднему лонжерону крыла в роликовых направляющих к трёхкамерным бустерам РП-55 (2 шт.). Бустера РП-55 расположены в левом и правом полукрыле, нервюры № 37...38. Автоматическое управление производится рулевым агрегатом РА-56В-1. Рулевой агрегат установлен рядом с дифференциальной качалкой.
В системе управления элеронами только один загружатель. Загружатель работает постоянно и создаёт усилия до 22 кгс. К загружателю подключён механизм триммерного эффекта.
Механизм триммерного эффекта (МП-100М-32) снимает нагрузки созданные загружателем. Механизм триммерного эффекта управляется нажимным переключателем на козырьке средней приборной доски. Если механизм занимает нейтральное положение - горит зелёное табло “Нейтрально крен” на средней приборной доске. Время триммирования элеронов 5…7 с от нейтрального положения.
Переключатель
включения механизма
триммерного эффекта
элеронов


70
Совместно с элеронами работают элероны-интерцепторы. Они улучшают эффективность работы элеронов. При отклонении элерона вверх на 1°30' через пластину и дифференциальный механизм передается воздействие на управление элерон-интерцептором. Элерон-интерцептор отклоняется вверх пропорционально отклонению элерона на углы от 0° до 45° (413±20 мм).
Для каждого элерона-интерцептора в систему управления входят: пластина, закрепленная на торцевой нервюре элерона; дифференциальный механизм (33…34 нервюра ОЧК); жесткая проводка управления (от 26 до 34 нервюры); три рулевых привода (один РП-57 и два РП-58).
При возвращении элерона в исходное положение – элерон-интерцептор опускается за счет пружины, которая входит в систему обратной связи РП-57.
Упоры, ограничивающие отклонение элеронов расположены на качалке шпангоута № 8 и на дифференциальной качалке.

71
Вспомогательное управление
Система управления средними интерцепторами (спойлерами)
Обеспечивает отклонение интерцепторов от 0 до 45 в полёте от ручки управления на центральном пульте пилотов. На земле средние интерцепторы выпускаются автоматически на угол 45. При отказе автоматики выпускаются от ручки и убираются только от ручки.
Система управления электрогидромеханическая.
Механическая часть передаёт усилия от ручки на входные звенья бустеров РП-59. Ручка управления расположена на центральном пульте пилотов, рядом с ручкой шкала положений. Для выпуска средних интерцепторов необходимо нажать на кнопку и переместить ручку на требуемый угол. Кнопка снимает усилия на ручке до 5 кгс. Можно переместить ручку и без нажатия кнопки, но тогда усилия на ручке будут 25 кгс. От ручки идёт тяга к сектору. От сектора - тросовая проводка. Трос имеет цветную и буквенную маркировку. При натяжении троса ИА с двумя белыми кольцами интерцепторы идут вверх, при натяжении троса ИБ с одной белой и чёрной полосой - идут вниз. Трос диаметром 2,5 мм, натяжение троса 303 кгс. Распределительный

72 барабан распределяет проводку в левую и правую половины крыла. Установлен распределительный барабан на заднем лонжероне крыла. В месте выхода тросов по бортам фюзеляжа (шп.№ 49) установлены 4 гермовывода.
В районе 15 нервюры крыла тросовая проводка переходит в жёсткую. Тяги подходят к выходным звеньям 4-х бустеров РП-59.
Гидравлическая часть обеспечивает подачу жидкости из 1 гидравлической системы и отклонение средних интерцепторов.
Гидравлическая часть включает в себя:
- электрокран КЭ-54/2;
- электрогидромеханизм ЭГМ-1;
Принципиальная схема управления средними интерцепторами


73
- 4 бустера РП-59;
- обратный клапан в линии слива.
Электрокран КЭ-54/2 - пропускает жидкость из 1 гидросистемы к бустерам и к электрогидромеханизму.
Электрокран открывается при включении переключателя "Бустера 1" на центральном пульте пилотов. Кран установлен на заднем лонжероне крыла, доступ из багажника № 2.
Электрогидромеханизм
ЭГМ-1– затормаживает тросовую проводку и автоматически даёт команду на выпуск спойлеров (средних интерцепторов) на земле при двух условиях: первое условие - V > 100 км/ч, обе опоры обжаты,
РУД на малый газ (МГ); второе условие - обе опоры обжаты; включен реверс 1 и 3 двигателя.
Электрогидромеханизм ЭГМ-1 установлен рядом с электрокраном КЭ-54/2.
Бустера РП-59 - являются исполнительными элементами системы.
Бустера отклоняют спойлеры, установлены в районе 16 и 20 нервюры крыла. В конструкции бустеров имеются механические замки. Замки удерживают спойлеры в убранном положении. Если замки открыты и спойлеры выпущены, на центральной приборной доске горят жёлтые табло "Средние".
1. Кран электромагнитный КЭ54-2.
2. Механизм электрогидравлический ЭГМ-1.
3. Рулевой привод РП-59.
4. Клапан обратный ОК-8А.

74
Система управления внутренними интерцепторами (воздушными тормозами)
Внутренние интерцепторы (воздушные тормоза) используются при пробеге после посадки. Система управления электрогидравлическая. Работает только в автоматическом режиме. Отклоняются вверх на угол 50
(721±15 мм). Время выпуска 1…2 с. Допустимая рассинхронизация 5.

75
Гидравлическая часть питается от 1-й гидросистемы. Она включает в себя:: электрокран ГА-142/1У, порционер ГА-57У, два гидравлических цилиндра и обратный клапан в линии слива.
Электрокран ГА-142/1У – пропускает жидкость из первой гидросистемы на уборку или выпуск воздушных тормозов.
Порционер ГА-57У – обеспечивает синхронность отклонения левых и правых секций, регулируя прохождение жидкости в оба цилиндра.
Электрокран и порционер установлены на одной панели в левом полукрыле (нервюра № 9), люк снизу.
Гидроцилиндры - являются исполнительными элементами системы.
Они выпускают и убирают воздушные тормоза, с помощью шариковых замков удерживают их в убранном положении. В выпущенном положении воздушные тормоза удерживаются давлением жидкости. На гидроцилиндрах установлены концевые выключатели, выдающие сигнал о поднятом положении интерцепторов.
Если замки открыты – на центральной приборной доске горят табло желтого цвета "Внутренние". Одновременно горят красные табло "К взлету не готов" на козырьках приборных досок.
Для обеспечения выпуска воздушных тормозов необходимы любые из двух условий: первое условие - V>100 км/ч, обе опоры обжаты, РУД в положении МГ; второе условие – обе опоры обжаты, включен реверс 1 и
3 двигателя.
Система управления предкрылками и закрылками СПЗ-1А-01
Управление предкрылками