Файл: Учебное пособие Конструкция самолёта Ту154М.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

53
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «кавитация жидкости», чем она опасна и меры борьбы с ней?
2. Чему равно давление в системе наддува?
3. К чему может привести негерметичность заливной горловины гидробака?
4. Где находится штуцер зарядки воздушных баллонов?
5. Как сбросить давление в системе наддува?
6. Перечислить причины, которые могут привести к падению давления в системе наддува гидробаков.
7. Назвать потребители 1, 2, 3 гидросистем.
8. С какой целью в системе предусмотрена искусственная циркуляция жидкости из линии нагнетания в гидробак?
9. Сколько способов создания давления в 1-ой гидросистеме?
10. Сколько способов контроля давления во 2-ой гидросистеме?
11. Как создать давление в 1-ой гидросистеме от НС-46 2-ой гидросистемы?
12. Где расположены гидронасосы НП-89Д первой гидросистемы?
13. При каком давлении срабатывает предохранительный клапан во второй гидросистеме?
14. Как стравить давление в гидросистеме, находясь в кабине самолёта?
15. Каково время создания давление в третьей гидросистеме от насосной станции НС-46?
16. Какая гидрожидкость применяется в гидросистеме самолёта?
17. Сколько воздушных редукторов установлено в системе наддува?
18. Какое начальное давление азота в гидроаккумуляторах?
19. Как изменяются показания начального давления азота в гасителях пульсации в зависимости от температуры окружающей среды?
20. Где на самолёте установлены дроссели постоянного расхода?
21. Для чего служат разъёмные клапаны?
22. Где установлены предохранительные клапаны в системе наддува?
23. Как проверить количество гидрожидкости в гидробаках?

54
1   2   3   4

Тема 2.1.3 Системы управления летательным аппаратом.
Основное управление
Совокупность устройств обеспечивающих полёт самолёта по заданной траектории называется системой управления.
Различают системы основного управления самолётом и системы вспомогательного управления. Основными системами управления являются управление рулем высоты, рулём направления, элеронами, элерон- интерцепторами. Вспомогательное управление включает в себя системы управления воздушными тормозами, средними интерцепторами, предкрылками, закрылками и стабилизатором.
Основные системы управления самолётом имеют следующие режимы: автоматический (автоматическая бортовая система управления АБСУ-154-3), полуавтоматический, ручной.
Основные системы управления имеют механическую и гидравлическую часть. Гидравлическая часть подаёт жидкость к рулевым приводам (РП) и рулевым агрегатам (РА) АБСУ.
Жидкость к рулевым приводам и рулевым агрегатам поступает из 1, 2, 3 гидросистемы. Подключение гидропитания осуществляется тремя выключателями “Бустерное управление 1, 2, 3” на центральном пульте пилотов. Выключатели закрыты колпачком, от положения которого зависит работа сигнализации. Если хотя бы один из выключателей не включён, колпачок закрыть невозможно. В этом случае мигают красные табло “К взлёту не готов” на козырьках левой и правой приборных досок пилотов, и горит табло с надписью жёлтого цвета “Бустера” в верхней части пульта бортинженера.

55
Гидравлическая часть системы управления самолётом

56
В гидравлическую часть систем основного управления входят:
- три электрокрана ГА-165;
- три фильтра 5 микрон;
- рулевые приводы (бустера);
- рулевые агрегаты.
Электрокраны ГА-165 – пропускают гидрожидкость из 1-ой, 2-ой и 3-ей гидросистемы к рулевым приводам
(бустерам) и рулевым агрегатам. Управляются выключателями “Бустерное управление 1, 2, 3” на центральном пульте пилотов. Краны установлены на гидропанелях 1-ой, 2-ой и 3-ей гидросистемы.
Фильтры 5 микрон – для очистки жидкости от механических примесей. Установлены фильтры на гидропанелях 1-ой, 2-ой и 3-ей гидросистемы.
Рулевые приводы (РП) - являются необратимыми гидроусилителями - бустерами с жёсткой обратной связью.
В системе основного управления установлены:
- два рулевых привода РП-56 в системе управления рулём высоты (по одному на каждую половину руля);
- один РП-56 в системе управления рулём направления;
- два РП-55 в системе управления элеронами (по одному на каждый элерон);
- два РП-57 и четыре РП-58 в системе управления элеронами-интерцепторами (по одному РП-57 и по два РП-58 на каждом полукрыле).
Необратимые гидроусилители (РП) полностью снимают усилия с проводки управления по тангажу, крену и курсу, осуществляют перемещения рулевых поверхностей в соответствии с перемещением рычагов управления в кабине пилотов.
В каждом канале системы основного управления установлено по одному электрогидравлическому агрегату
РА 56В-1. Рулевые агрегаты являются исполнительными механизмами системы автоматического управления рулём высоты, рулём направления и элеронами.
Управление рулём высоты
Обеспечивает отклонение руля высоты вверх на -25 (142±5 мм), вниз на +20 (79±5 мм) для управления по тангажу в ручном режиме и автоматическом режиме управления на ±10 (при положении стабилизатора 0 по указателю на центральной приборной доске).


57
а
б
Система управления рулем высоты:
а - элементы системы управления в кабине пилотов; б - общий вид; 1 - рама левого пульта управления; 2 - карданный вал; 3 -
датчик ДПС-2; 4 - следящая тяга; 5 - крышка; 6 - колонка управления; 7 - датчик ЦПС-1; 8 - электромеханизм МП-100МТ-40
включения полетного загружателя; 9 - электромеханизм МЭТ-4У-45 триммерного эффекта загружателей; 10 - механизм
включения полетного загружателя; 11 - взлетно-посадочный загружатель; 12 - полетный загружатель; 13 - балансировочный
груз; 14 - рычаг; 15, 16, 28, 31, 33 - тяги; 17, 27 - ограничители отклонения руля высоты; 18 - направляющие тяг; 19, 23 -
поводки; 20 - коромысловая качалка; 21 - герметический вывод; 22, 29 - качалки; 24 - центрирующая тяга; 25 -
дифференциальная качалка; 26 - рулевой агрегат РА-56В-1; 29 - трехплечая качалка; 30 - пружинная тяга; 32 - рулевой привод
РП-56; 34 - руль высоты

58
Механическая
часть
системы передаёт усилие на входные звенья
РП
(бустеров).
Командным органом системы являются штурвальные колонки. Две штурвальные колонки соединены между собой карданным валом. К рычагам карданного вала крепятся: полётный загружатель, взлётно-посадочный загружатель, следящая тяга автоматической бортовой системы управления, балансировочный груз, рычаг крепления первой тяги. От нейтрали штурвальных колонок перемещается на себя на 250 мм (1350') от себя на
150 мм (730')
Доступ к перечисленным узлам из технического отсека № 1. От рычага карданного вала карданного вала идут тяги.
Тяги (жёсткая проводка управления) - передают усилия от штурвальных колонок на бустера. Выполнены тяги из дюралюминия, длина тяг разная от 280 до 2146 мм. Диаметр тяг 50 мм. Тяги соединяются между собой шарнирно. Соединение тяг смазывается смазкой ЦИАТИМ-201 и закрывается чехлами. Всего в системе 39 тяг,
Принципиальная схема системы управления рулём высоты

59 из них 21 тяга регулируется по длине. Тяги маркируются тремя чёрными кольцами. Проложены тяги под полом пассажирской кабины с левой стороны фюзеляжа.
В стабилизаторе (нервюра № 3) установлены две пружинные развязывающие тяги. Пружинные тяги обеспечивают возможность отклонения одной половины руля высоты при заклинивании другой. Если одна половина РВ заклинила, на штурвальной колонке возрастают усилия от 22 до 45 кгс.
Направляющиеподдерживают тяги на прямолинейных участках, представляют собой три ролика расположенные под углом 120. На тягах допускается выработка от ролика до 0,5 мм. Зазор между тягой и
Проводка системы управления РВ в киле:
1, 6, 10 - качалки; 2, 7 - тяги 3 - дифференциальна качалка;
4 - рулевой агрегат РА-56В-1; 5 - ограничитель
отклонения; 8, 9 - поводок; 11 - трехплечая качалка; 12 -
рулевой привод руля направления 13 - место замера
отклонения руля направления; 14 - ось вращения руля
направления; б - ограничитель отклонения руля высоты: 1,
4 - тяги; 2 - кронштейн; 3 - качалка; 5 - перемычка
металлизации; 6 – упор.
Проводка управления рулем высоты в стабилизаторе:
а - проводка управления; б - схема замера отклонения
руля высоты; 1, 4 - рулевые приводы РП-56; 2, 5 - руль
высоты; 3 - пружинная тяга; 6 - место замера
отклонения руля высоты; 7 - качалка; 8 - трехплечая
качалка; 9 - ось вращения руля высоты


60 роликом не более 0,6 мм и не менее 0,1 мм. Выбор зазора осуществляется роликом большего диаметра от
29,6 мм до 31 мм.
На вертикальных участках тяги поддерживают поводками. Качалки изменяют направление движения тяг и усилия в проводке управления. В стабилизаторе трёхплечая качалка, которая распределяет проводку управления в левую и правую половины стабилизатора.
Дифференциальная
качалка служит для подключения к проводке управления рулевого агрегата РА 56В-1. Дифференциальная качалка установлена на 1-ом лонжероне киля, нервюра №5.
РА 56В-1 обеспечивает автоматическое управление рулём высоты. Он отклоняет руль высоты вверх-вниз на ±10.
На качалках в районе 8 шпангоута фюзеляжа и на угловой качалке в киле имеются упоры, ограничивающие отклонение руля высоты.
Ограничение
отклонения
руля
высоты обеспечивается упорами на узле управления, расположенном на шпангоуте № 8, и на узле управления, расположенном на первом лонжероне киля. Упоры предназначены для ограничения отклонения колонки и ограничения углов отклонения руля высоты от рулевого агрегата РА-56В-1.
Типовая установка роликовой направляющей:
I - управление рулем высоты; II - управление рулем
направления; III - управление элеронами; 1 - корпус; 2 -
ушко; 3 - ролик
Установка рулевого агрегата РА-56В-1:
1, 2, 10 - кронштейны; 3 - поводок; 4 - коромысловая
качалка; 5 - центрирующая пружинная тяга; 6, 7 - тяги; 8 -
соединительное звено; 9 - рулевой агрегат РА-56В-1

61
Конструкция упоров узла управления на шпангоуте № 8 аналогична конструкции упоров узла на киле. В приливах кронштейна установлено два регулируемых упора, в головки которых вставлены резиновые пробки для смягчения удара качалки по упорам. Регулировка упоров на шпангоуте № 8 должна обеспечивать отклонение руля высоты в пределах нормы при сохранении зазоров между трассой управления и конструкцией самолета. Регулировка упоров на киле должна обеспечивать такое положение поршня рулевого привода РП-56, при котором он не доходит до дна цилиндра на величину, соответствующую не менее 20' угла отклонения руля высоты.
Гермовывод
исключает утечку воздуха из гермокабины в месте выхода тяг. Он установлен на шпангоуте № 67.
Бустер РП-56В отклоняет каждую половину руля высоты. Бустера установлены на заднем лонжероне стабилизатора в районе 11…12 нервюры. К выходному звену бустера через звено подсоединяется последняя тяга системы.
Взлётно-посадочный загружатель включён в систему постоянно. Взлётно-посадочный загружатель (пружина) создаёт искусственные нагрузки пропорциональные отклонению руля высоты. Пружина загружателя работает на сжатие. Загружатель создаёт усилия от 6 до
38 кгс.
К взлётно-посадочному загружателю присоединяется электромеханизм триммерного эффекта
МЭТ-4У-45.
Герметический вывод тяг управления рулями:
а - конструкция герметического вывода; б - установка
герметического вывода; 1 - корпус; 2 - масленка; 3 -
обойма; 4 - вкладыш; 5 - втулка; 6 - внутренний корпус;
7 - гайка; 8, 12 - войлочные уплотнения; 9, 11 - гайки; 10
- штифт; 13 - резиновый фланец; 14 - хомут; 15 -
резиновое кольцо; 16 - кронштейн; 17 - шток РВ; 18 -
шток РН


62
Механизм триммерного эффекта (МЭТ-4У-45) частично или полностью снимает усилие созданные взлётно-посадочным загружателем. Механизм имеет три вида управления:
- автоматическое – системой АБСУ;
- ручное – кнопками триммирования РВ на штурвалах капитана и 2-го пилота;
- аварийное – переключателем на центральном пульте.
Если механизм триммерного эффекта занимает нейтральное положение, горит табло зелёного цвета на средней панели приборной доски "Нейтрально тангаж". Время триммирования на себя 12±2 с, от себя - 8±1,5 с от нейтрального положения. Управление нажимными переключателями "ПИК", "КАБР" на штурвалах.
Полётный загружатель ограничивает отклонение руля высоты в полёте. Он создаёт дополнительные нагрузки до 100 кгс только при отклонении штурвала на себя. При таких усилиях руль высоты можно отклонить на 8…9. Полётный загружатель имеет механизм включения и выключения (МП-100МТ-40).
Имеется два режима управления механизмом: ручной и автоматический. Режимы включения и отключения устанавливаются переключателем “Полётный загружатель РВ и РН” на козырьке средней приборной доски.
Переключатель имеет три положения: взлёт-посадка, автомат, полёт. В положении автомат полётный загружатель при уборке закрылков включается, а при выпуске отключается. При установке переключателя в положение “Полёт” - включается, при установке в положение “Взлёт-посадка” – отключается независимо от положения закрылков. Для контроля за положением загружателя на средней приборной доске имеется зелёное табло “Взлёт-посадка РВ”. Табло горит - полётный загружатель отключён. Во время работы механизма табло мигает. Время включения загружателя от 21 до 31 с контролируется по загоранию табло "Взлет-посадка", в этом случае переключатель из положения "Полет" переводят в положение "Взлет-посадка". Контроль за положением руля высоты ведется по индикатору ИП-33-19В расположенному на средней панели приборной доски. Датчик указателя ДС-10 находится в стабилизаторе. Указатель показывает одновременно и положение стабилизатора.
Козырёк средней
приборной доски

63
Следящая тяга представляет собой телескопическую конструкцию. Шток 3 поступательно перемещается по двум роликовым направляющим 9 и 12, смонтированным внутри каретки 7. На направляющих в качестве роликов использованы шарикоподшипники 10. Шток должен свободно перемещаться по роликам
1 - переключатель ЗППНТ-К управления электромеханизмом МУС-ЗПТВ; 2 - переключатель ПНГ-15К
управления электромеханизмом триммерного эффекта элеронов; 3 -переключатель ПНГ-15К
управления электромеханизмом триммерного эффекта руля направления- 4 - переключатель ВГ-15
устройства торможения колонки МВД-45-5 - переключатель ЗППНТ-К механизмов включения
полетных загружателей руля высоты и руля направления
Установка загружателей и следящей тяги руля высоты:
1 - поводок; 2 - полетный загружатель: 3 - редуктор: 4 -
датчик ДПС-2; 5 - взлетно-посадочный загружатель;
6 - датчик ДПС-1; 7, 10, 14 - кронштейны; 8 -
двуплечая качалка; 9 - электромеханизм МЭТ-4У-45; 11
- карданный вал; 12 - одноушковый поводок; 13 -
следящая тяга; 15 - механизм включения полетного
Следящая тяга руля высоты:
1 - наконечник; 2 - контргайка; 3 - шток; 4 -
штепсельный разъем; 5 - кожух; 6 - стакан; 7 - каретка;
8 - трубка; 9, 12 - роликовые направляющие;10 - ролик-
шарикоподшип-ник;11 - ось; 13 - кронштейн; 14 -
концевой выключатель; 15 - рычаг