Файл: Педагогическое управление самовоспитанием (Понятие самовоспитания и управления самовоспитанием в психолого-педагогической литературе).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления самовоспитанием школьников
1.1.Понятие самовоспитания и управления самовоспитанием в психолого-педагогической литературе
Глава 2. Практика управления самовоспитанием старшего школьника
2.1 Деятельность классного руководителя по педагогическому управлению самовоспитанием
Ю.К. Бабанский в структуре самовоспитания выделяет следующие компоненты:
– самостоятельное планирование деятельности по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера;
– самоорганизация деятельности: рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение в нее необходимых поправок;
– самоконтроль в деятельности: анализ конечных результатов деятельности, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений, их причин и проектирование новых перспектив и задач.[14]
Процесс самовоспитания предполагает цепочку действий личности: осознание требований к себе;
- самопознание, критическую самооценку своей деятельности и поведения;
- планирование работы над собой, выработку программы и правил поведения;
- практическую реализацию программы самовоспитания; самоконтроль, самооценку и коррекция действий, поведения[15].
Можно выделить несколько последовательных этапов в процессе самовоспитания, каждый из которых реализуется с помощью специфичных методов:
1. Определение целей и направления самовоспитания – осуществляется с помощью самопознания, самонаблюдения, самоанализа, самооценки.
2. Этап выработки плана самовоспитания, реализуемый через самообязательство, стимулирование, самокритику.
3. Этап реализации плана самовоспитания, на котором эффективны такие методы, как самоинструкция, само-убеждение, самовнушение, само-принуждение, само-ободрение.
4. Этап подведения итогов работы по самовоспитанию, реализуемый благодаря самоконтролю, самоотчету личности[16].
Следовательно, самовоспитание начинается с анализа собственной личности с помощью самонаблюдения, сравнения себя с другими, идеалом, т. е. с самооценки; выделения своих качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать; определения того, что необходимо в себе преодолеть; принятия решения о работе над собой.
Далее следует постановка цели и разработка программы деятельности – определение того, что, когда и как предстоит сделать, чтобы совершенствовать одни и устранять другие качества, достичь намеченных целей и поставленных перед собой задач.
Разрабатываемые личностью программы самовоспитания выполняют, по словам П.К. Анохина, функцию «акцептора действия» (от лат. acceptor – принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и четче разработаны программа самовоспитания, тем эффективнее будет проходить работа над собой.
После этого реализуется собственно деятельность – учебная, трудовая, познавательная, эстетическая, физическая - по достижению поставленных задач, совершаемая с помощью волевых усилий над собой. Весь процесс деятельности должен сопровождаться саморегуляцией, предусматривающей самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректирование – уточнение целей и задач, поиск оптимальных средств и способов самоизменения.[17]
Формы и методы управления самовоспитанием старшего школьника
В процессе самовоспитания лучше начинать с простых, реальных, достижимых целей, например: не употреблять бранные слова; не перебивать собеседника, держать свое слово, делать самому уроки и т. д. По мере приобретения опыта самовоспитания цели должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Занимаясь самовоспитанием, К.Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, зафиксированные в журнале-дневнике, которые выступали конкретными целями его саморазвития:
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность действия.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9. Ни разу не хвастать, ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10. Никому не показывать этого журнала.[18]
Сформулированную цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, можно поделиться ей с близкими людьми, друзьями, записать в дневник, пока она не закрепится прочно в сознании. В этом случае цель становится побудителем к действиям, приобретает свойства мотива.
Мотивы самовоспитания могут быть различны:
– жизненные устремления, амбиции, притязания учащегося;
– потребность адаптироваться в поликультурном пространстве, действовать в соответствии с социальными нормами группы, требованиями общественной морали;
– выполнение индивидуальных обязательств, взятых на себя;
– понимание необходимости и важности преодоления жизненных, социальных и коммуникативных трудностей;
– следование положительному примеру, идеалу;
– стремление самоутвердиться в группе сверстников или повысить свой социальный статус.
Чтобы с успехом управлять процессом самовоспитания, педагогу необходимо иметь представление общей схемы развития самовоспитания и достижения запланированных результатов[19].
На уровне школьника она может быть представлена следующим образом: я заинтересован
– я хочу
– смогу ли я?
– что нужно для этого сделать?
– как начать?
– тренинг поведения – усвоение привычки – поощрение.
Как считает Пидкасистый П.И., самовоспитание начинается с постановки цели[20].
В юношеском и старшем подростковом возрасте это значимая мечта, достижение которой выводит учащегося на страстно желаемое место в жизни. С возрастом цель перерастает в жизненные планы. Самовоспитание фокусируется на избранную цель, то есть все действия и мысли находятся в подчинении для её достижения.
В подростковом возрасте характерным является непостоянство целей: сегодня задумано, намечено одно, а завтра уже совсем другое. В этом и заключается трудность для детей и их педагогов организовать действенное самовоспитание, так как для него нужны: чётко поставленная цель; воля и настойчивость; организованная деятельность; время; самоконтроль.
Главное внимание следует уделить выбору правильной цели.
Учителя должны терпеливо вести школьников к достижению важных целей.
Представим в схеме основные направления руководством самовоспитанием по И.Ф .Харламову (См.рис.1)
Рисунок 1. Направления деятельности педагога по руководству (управлению) самовоспитанием по И.Ф.Харламову
Случается так, что самовоспитание приостанавливается и не достигает поставленной цели, потому что педагог ограничивается общими призывами. Отсутствует личная направленность, нет основы, на которую мог бы опереться обучающийся в ходе размышления над своим будущим.
Исходя из вышесказанного, общий перечень задач и содержание самовоспитания следует заменить личностной программой.
Предлагаемая классным руководителем программа самовоспитания, должна включать в себя небольшой перечень универсальных качеств, овладев которыми человек может рассчитывать на успех в любой деятельности. Такая программа составляется в виде динамичной схемы, на которую ребёнок сможет ориентироваться и видеть, на какие качества ему следует уделять особое внимание[21].
Опираясь на методику, которую доступно объяснит педагог, каждый обучающийся оценит уровень своей воспитанности, выстроит свой личный «профиль». Такая программа предназначена только школьнику, как и к личному дневнику, к ней никто не имеет доступа, что является её преимуществом. Преподаватель поступит правильно, если объяснит ребятам, что никто не будет выставлять оценки за «самовоспитанность». Целью выступает реальная помощь школьнику. Безусловно, качества в программе могут быть скорректированы в зависимости от обстоятельств [22].
Также возникает необходимость формирования умения осуществлять самоанализ своей воспитанности. В результате одностороннего подхода к анализу своего поведения самооценка воспитанников бывает ошибочной.
В некоторых ситуациях помогает составление инструкции по самоконтролю за определёнными видами деятельности. К примеру, для самоконтроля за подготовкой урока можно предложить выполнять такие действия:
- Уточни, что намечено выполнить.
- Уточни время на подготовку всех уроков.
- Установи последовательность их выполнения.
- Назначь время на подготовку каждого урока.
- Проверь – делаешь ли ты то, что необходимо.
- Проверь правильность выполнения заданий по каждому уроку.
- Проверь в конце – всё ли выполнено.
- Если требуется – доработай.
- Оцени свою работу.
- В случае неудовлетворения собственной оценкой, повтори работу.
Следовательно, поддержка, стимулирование со стороны педагога крайне важна. В противном случае высокая требовательность к себе как значимое условие самовоспитания будет накладываться на постоянное недовольство собой и приведёт к дискомфорту.
Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация – это внешняя часть управления самовоспитанием, представляющая собой собственно воспитательное воздействие на процесс самовоспитания личности.
Вторая, внутренняя часть процесса – это уже психическая деятельность ребенка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, их оценку, интерпретацию, определенную переработку личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества[23].
Важно понимать, что решение о принятии, сохранении, превращении транслируемых ценностей и норм поведения в свои собственные качества осуществляет сам субъект.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству действию. Первостепенная задача, стоящая перед педагогами, – это задача стимулирования у школьников потребностей самовоспитания, в онтогенезе они проходят стадии любопытства, любознательности, направленного интереса, склонности, осознанного познания и самопознания, творческого поиска; – потребностей в самоутверждении, которые выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т. п.);
Для осуществления самоактуализации, необходимо предоставление личности соответствующих условий: свободы воли, пространства для творческой деятельности, социального комфорта[24]. Таким образом, все высшие духовные потребности человека: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в безопасности, в самоопределении, в самоактуализации - являются стремлениями к самовоспитанию, направленными на созидание, улучшение личностью самой себя (самосовершенствование).
К методам стимулирования самовоспитания в педагогическом процессе можно отнести следующие:
1. Формирование у учащихся общественных идеалов: с этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное воспитание, формировать у учащихся гражданские и нравственные качества; следует стремиться к тому, чтобы у каждого ученика был свой любимый герой, пример которого он перенимает, свой идеал, который он стремится достичь. Вот почему огромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, общественных деятелей[25].
Помочь каждому ученику выработать свой идеал для подражания, глубоко уяснить моральные ценности, определить благородные цели жизни, – значит, создать важные стимулы для самовоспитания.
В стимулировании к самовоспитанию существенное значение имеют притязания личности на признание своего достойного места в коллективе. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащийся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей. Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на такие черты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство в коллективе и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания.
Одному следует посоветовать изжить некоторую заносчивость в общении и быть скромнее, другому – поду мать над своей излишней вспыльчивостью и резкостью, третьему – проявлять больше уважения к товарищам и т. д.
3. Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является внесение в их работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы состязания. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, в трудовых делах и художественно-эстетическом творчестве.
В этих условиях многие учащиеся замечают ошибки в своем поведении и характере, ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием.