Файл: Педагогическое управление самовоспитанием (Понятие самовоспитания и управления самовоспитанием в психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Действенным фактором самовоспитания, являются положительные примеры учителей и сверстников. Вот почему так важно, чтобы учитель был образцом нравственности, проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т. д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая успеваемость, активность в школьных делах.

5. Стимулами, побуждающими подростков и старших школьников к самовоспитанию, являются дискуссии на моральные темы, конструктивная критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.

6. Использование методов поощрения и наказания. Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения, деятельности, качеств учащихся. Меры поощрения – похвала, благодарность. Наказание представляет собой неодобрение или отрицательную оценку действий и поступков личности меры наказания – замечание, выговор[26]. Действенность этих методов обеспечивается внутренними переживаниями школьников (положительными при поощрении, отрицательными при наказании), которые придают процессу самовоспитания личностный смысл и значимость. Психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирование учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием. Такая потребность периодически появляется у каждого подростка и старшего школьника и, чтобы она не угасала, педагогам необходимо обращать специальное внимание на организацию самовоспитания.

Глава 2. Практика управления самовоспитанием старшего школьника

2.1 Деятельность классного руководителя по педагогическому управлению самовоспитанием

Управление педагогами процесса самовоспитания школьников включает в себя следующие этапы:


1. Этап выдвижения проблемы – педагоги обнаруживают вместе с детьми реальные проблемы, трудности, обиды; выявляют их суть, причины возникновения, обнаруживают противоречия, формулируют проблему.

2. Поисково-вариативный этап – осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения.

3. Практически-действенный этап – совместно с детьми совершаются реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят ребенка к решению проблемы.

4. Аналитический этап – взрослые и дети анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и пути их преодоления[27].

Средствами, которые использует педагог на различных этапах сопровождения, могут быть:

– информирование – расширение, изменение информированности ребенка, повышение социальной грамотности в области проблем, которые являются для него актуальными;

– создание аналогий

– косвенное влияние на установки, стереотипы, позволяющее взглянуть на ситуацию со стороны;

– установление логических взаимосвязей;

– совместное логическое обоснование решения проблемы;

– конкретное пожелание;

– эмоциональное «заражение»;

– релаксация;

– ролевое проигрывание;

– анализ ситуации;

– социальные пробы.

Формами педагогического сопровождения могут быть:

– диалог (дискуссия);

– проектирование;

– совместная деятельность.[28]

Важнейшим ресурсом самовоспитания является коллективная деятельность детей. Включаясь в коллективную деятельность, ребенок осуществляет процессы самопознания, ставит цели саморазвития, выражает свое Я, сталкиваясь с необходимостью преодолевать разнообразные трудности. Основные признаки коллективной деятельности (по А.С.Макаренко):

– наличие общей, значимой для всех цели;

– распределение участков работы, которую необходимо выполнить в процессе достижения цели, между членами коллектива;

– осуществление самими членами коллектива частичного или полного контроля над организацией деятельности. Организовать деятельность – значит упорядочить действия в определенной логике, представить их в виде этапов совместной деятельности педагога и детей, либо совместной деятельности учащихся. Алгоритм организации коллективной деятельности включает несколько этапов (табл. 2):

Таблица 2

Алгоритм организации коллективной деятельности детей[29]


Этап организации

Методы и приемы, используемые педагогом

Ожидаемый результат

Формирование положительной мотивации на участие в деятельности

Создание проблемных ситуаций, подбор индукторов, наталкивающих детей на проблему; пример; совместное определение проблемы взрослыми и детьми; рассказ об опыте участия в подобной работе самого педагога или других коллективов; показ образцов чужой деятельности на фото или видео; «просьба о помощи»; экскурсия; перспектива; творческое задание; ситуация выбора; акт добровольцев; соревнование; последействие

Формирование личных и коллективных мотивов участия в деятельности; развитие мотивационной сферы и умения принимать самостоятельные решения

Определение целей деятельности

«Дерево целей»; опорная схема; постановка и обсуждение проблемных вопросов: «Для чего мы будем это делать?», «Что нам даст участие в решении этой проблемы?», «Чему мы сможем научиться, какой опыт приобрети, работая сообща?»

Формирование коллективных и индивидуальных целей деятельности; развитие умений целеполагания

Проектирование ожидаемого результата деятельности

Выделение результатов в материальном (произведенное изделие, убранная территория и др.). В духовно-социальном (удовлетворение от работы, приобретенное умение, общественное признание, благодарность, забота о других и самом себе, планах; обсуждение изменений, которые произойдут в отношениях друг с другом, и реакции окружающих, если работа будет выполнена качественно и в срок. Оформление материального результата в виде рисунка, эскиза, перечня характеристик, модели; фиксация духовно-социального результата вербально или графически («радуга результатов», «Я смогу», опорная схема)

Формирование личных и коллективных результатов деятельности; развитие умения самостоятельности определять желаемые результаты

Определение содержания деятельности

Обсуждение вопроса: «Что нужно сделать, чтобы добиться цели и получить запланированный результат?». «Звездочка обдумывания». «Проблемное поле. «Кластер». Разработка проекта и защита идей. «Банк идей». Коллективное (групповое, индивидуальное) планирование.

Определение направлений деятельности для достижения цели; формирование умения отбирать направления деятельности по достижению целей, результата

Определение способов деятельности и средств, необходимых для выполнения запланированных работ

Обсуждение вопроса: «Как и с помощью чего можно реализовать спланированные направления достижения цели?»; обсуждение возможных способов деятельности; составление порядка выполнения задания; совместная разработка и использование инструкций и технологических карт

Составление перечня средств и способов реализации направлений достижения цели; формирование умения самостоятельно планировать технологическую составляющую деятельности

Проектирование и регулирование системы отношений в процессе деятельности

Определение путей взаимодействия детей; выделение ответственных за каждый участок работы, обозначение консультантов; фиксация системы отношений в графической форме с указанием основных позиций, занимаемых участниками деятельности, и вариантов взаимодействия между ними, составление правил взаимодействия; разработка «коллективного договора», фиксирующего права и обязанности каждой стороны, участвующей в деятельности

Определение правил совместной деятельности, выстраивание системы межличностного взаимодействия; развитие умений определять свою роль в системе отношений и координировать свои действия с действиями других

Анализ результатов деятельности

«Недописанный тезис»; обсуждение вопросов «Чему я научился?», «Что нового узнал?», «Кому смог помочь?», «Где можно использовать полученный опыт?», «Что еще полезного можно сделать для школы, класса?», «Что нового и интересного можно еще узнать?», «Над какими проблемами следует работать в дальнейшем?»; опорные схемы; деловая игра

Подведение итогов деятельности, определение положительных и проблемных моментов, проектирование дальнейших направлений реализации и совершенствования приобретенного опыта; формирование аналитических и рефлексивных умений


Постоянный анализ, осуществляемый на всех этапах совместной деятельности, позволяет ставить задачи самовоспитания. Сопоставление и коррекция мнений, ценностей, установок, возникающих в социальной деятельности, стимулирует развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, предметно-практической сфер личности.

2.2.Разработка мероприятия (тематического классного часа) по управлению самовоспитанием школьников на старшей ступени

Исследование проходило на базе 10 класса___534________ школы.

Перед проведением классного часа, было проведено анкетирование учащихся на мотивацию самовоспитания. В классе 25 учащихся, 12 девочек и 13 мальчиков.

Целью анкетирования было определить желание учащихся к самовоспитанию, их действия в этом направлении, знания о самовоспитании.

Для этого была составлена авторская анкета (См. табл.2).

На вопросы анкеты предполагались только ответы: да и нет.

Результаты анкетирования показали, что большинство старшеклассников знают, что такое самовоспитание, В то же время, только 5 из всего класса занимаются самовоспитанием. Не довольны собой более половины класса. Имеют идеал 8 человек. Думают о своем самосовершенствовании 10, а хотят оставить все как есть 6 человек. Хотели бы себя усовершенствовать 11.

Таблица 2

Результаты анкетирования мотивации к самовоспитанию 10 класса

Вопросы

Ответ да

  1. Знаешь ли ты что такое самовоспитание?

23

  1. Занимаешься ли ты самовоспитанием?

5

  1. Доволен ли ты собой в полной мере?

10

  1. Есть ли у тебя идеал, к которому ты стремишься?

8

  1. Думаешь ли ты о своем самосовершенствовании?

10

  1. Хочешь ли ты остаться таким как есть, поскольку лень предпринимать усилия?

6

7.Хочешь ли ты себя усовершенствовать?

11

Рисунок 3. Диаграмма анкетирования мотивации к самовоспитанию учащихся 10 класса


Таким образом, из диаграммы видно, что у учащихся класса не достаточная мотивация к самовоспитанию. Только 5 учащихся занимаются самовоспитанием, и только 11 учащихся настроены на самосовершенствование. Идеалы присутствуют только у 8 из 25. Потому было разработан классный час, направленный на управление самовоспитанием, в частности на развитие мотивации и формирование идеалов.

Тема классного часа: Самовоспитание и проблема выбора

Задачи: подвести ребят к мысли о необходимости самовоспитания; стимулировать стремление вести дискуссию; заострить внимание на выборе положительного идеала на пути к самосовершенствованию; оказать помощь в выборе положительных жизненных целей; показать на примере жизненно важную ценность правильно сделанного выбора.

Подготовительная работа: задания учащимся по работе с литературой для проведения классного часа; подбор тренингов; подготовка девизов; принадлежности для работы по тренингу; приглашение гостя; организация сладкого стола; подготовка стихов; обеспечение техническими средствами.

Участники: учащиеся; классный руководитель; ученик-гость.

Ход мероприятия

Знай, выбор сделать в жизни

Придет и твой черед...

Классный руководитель. Нашему обществу нужны высококвалифицированные и высокообразованные труженики, и оно стремится создать все необходимые условия для их подготовки. Человек, в свою очередь, обогащает общество своим трудом. Эта взаимосвязь необходима и неоспорима. И в своей жизни, и в труде человек хочет быть счастливым. Другое дело, что каждый понимает счастье по-разному. Поэт Эдуард Асадов сказал по этому поводу:

А счастье бывает просто

Очень разного роста —

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Как же научиться быть по-настоящему счастливым? Для этого надо и учиться и воспитывать себя. В обучении все большее место стало занимать самообразование, а в вопросах воспитания — нравственное совершенствование личности. И все это предполагает систематическое самовоспитание. Что же такое самовоспитание? (Самовоспитание — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.)

Классный руководитель. Проводя целенаправленную работу над собой, личность идет к познанию смысла счастья в своей трудовой деятельности, в общении, среди своих друзей и товарищей, близких и родных людей. Если человек счастлив в своей жизни, то значит и в том обществе, в котором он живет. Самообразование и самовоспитание всегда помогало личности создавать себя. Но так ли просто создать свое «Я»? Учащиеся (2 человека) читают стихи: