Файл: Педагогическое управление самовоспитанием (Понятие самовоспитания и управления самовоспитанием в психолого-педагогической литературе).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления самовоспитанием школьников
1.1.Понятие самовоспитания и управления самовоспитанием в психолого-педагогической литературе
Глава 2. Практика управления самовоспитанием старшего школьника
2.1 Деятельность классного руководителя по педагогическому управлению самовоспитанием
Идет рассказ мальчика, затем вопросы ребят:
— Почему ты на это решился?
— Было ли страшно?
— Что помогло тебе действовать так умело?
— Какой была реакция твоих родителей, когда они обо всем узнали?
— Ты ведь мог погибнуть?
— Какие теперь взаимоотношения с родителями и самим спасенным мальчиком?
— Что помогло тебе сделать этот достойный, но такой опасный для жизни выбор?
— Как выглядит твоя награда?
Гость демонстрирует небольшой видеофильм о его награждении и встрече с родителями малыша. Гостя приглашают на классный чай в его честь. Ребята продолжают общаться в неформальной обстановке.
Далее учащимся предлагается составить свой план самовоспитания, Для этого написать свою цель(каким быть хочу), разделить листок на две половины и вписать слева те качества, от которых хочешь избавиться, а справа- те, что нужно развить для достижения цели. Дома поработать над планом действий по самовоспитанию.
Рефлексия. Закончи предложение: Меня заставило задуматься… Я узнал…, Мне было интересно.., я буду..
Заключение
Курсовая работа посвящена актуальной теме «Педагогическое управление самовоспитанием»
В ходе исследования, были поставлены и решены следующие исследовательские задачи:
1.Определено понятие самовоспитания и управления самовоспитанием в психолого-педагогической литературе
Самовоспитание – активная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование и развитие у себя социально и морально значимых качеств и привычек, а также на нейтрализацию и устранение отрицательных в соответствии с осознанными общественными потребностями, условиями деятельности и личной программой развития.
В онтогенезе самовоспитание развивается от стадии внешнего требования к стадии само мотивации и, наконец, к стадии сознательного самовоспитания. Основой самовоспитания является развитие субъектности ученика как свойства свободного, ответственного, способного к целеполаганию и саморазвитию, к осуществлению свободного осознанного выбора, человека. Движущими силами самовоспитания являются определенные противоречия, нарушающие внутреннюю гармонию личности, вызывающие субъективные переживания и стимулирующие к постановке целей самовоспитания. Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой, желаний и стремлений человека; преодоление собственных недостатков, страхов и слабостей также может быть целью самовоспитания. Структура самовоспитания включает самостоятельное планирование деятельности, самоорганизацию деятельности и самоконтроль в деятельности. Процесс управления самовоспитанием предполагает цепочку действий личности: осознание требований к себе; самопознание, критическую самооценку своей деятельности и поведения; планирование работы над собой, выработку программы и правил поведения; практическую реализацию программы самовоспитания; самоконтроль, самооценку действий, поведения.
2.Описаны формы и методы управления самовоспитанием старшего школьника
Методы управления самовоспитанием – это побуждение учащегося к конкретным путям достижения цели самовоспитания, решения поставленных человеком самовоспитательных задач.
3.Проанализирована деятельность классного руководителя по педагогическому управлению самовоспитанием. Деятельность классного руководителя по педагогическому управлению самовоспитанием направлена на мотивацию, организацию и обучение самовоспитанию учащихся.
В процессе самовоспитания многим детям требуется адресная помощь взрослого, направленная на облегчение процессов самопознания и саморазвития. Педагогическое управление выполняет функцию стимулирования, инициирования и поощрения саморазвития и самовоспитания учащихся в процессе учебной и вне учебной деятельности за счет взаимодействия педагога и обучаемого, их особого стиля общения и особенностей личности педагога, взаимодействия с коллективом учащихся. Задачами управления самообразованием являются развитие индивидуальности и творческих проявлений учащихся; стимулирование, оказание педагогической поддержки и инициирование разнообразных форм активности учащихся на всех этапах педагогического процесса, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого. Помощь педагога в процессе самовоспитания ребенка должна быть направлена на формирование у него доминанты самовоспитания, стимулирование потребностей самовоспитания, генерировании целей и разработке программ самовоспитания, преодоления трудностей на пути реализации индивидуальных траекторий самовоспитания, обучение навыкам сотрудничества и конструктивного межличностного взаимодействия через организацию коллективной деятельности детей.
Самое главное – помочь ребенку поверить в себя, определить свои жизненные ценности и цели самовоспитания, сформировать готовность к самостоятельным действиям и принятию за них ответственности.
4. Было проведено анкетирование учащихся на мотивацию самовоспитания. В классе 25 учащихся, 12 девочек и 13 мальчиков.
Результаты анкетирования показали, что большинство старшеклассников знают, что такое самовоспитание, В то же время, только 5 из всего класса занимаются самовоспитанием. Не довольны собой более половины класса. Имеют идеал 8 человек. Думают о своем самосовершенствовании 10, а хотят оставить все как есть 6 человек. Хотели бы себя усовершенствовать 11.
У учащихся класса не достаточная мотивация к самовоспитанию. Только 5 учащихся занимаются самовоспитанием, и только 11 учащихся, настроены на самосовершенствование. Идеалы есть только у 8 из 25. Потому было разработан классный час, направленный на управление самовоспитанием, в частности на развитие мотивации и формирование идеалов. На основании изученного, был разработан классный час в 10 классе «Самовоспитание и проблема выбора», в котором отражены изученные теоретические подходы по управлению самовоспитанием. Таким образом, цель исследования достигнута. Задачи решены.
Список литературы
Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебник. / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1983. – 326с.
Байбородова Л.В., Рожков М.И., Чернявская А.П., Харисова И.Г. Теория воспитания и технологии педагогической деятельности (в схемах и таблицах): учеб. пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, И.Г. Харисовой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – 190 с.
Блонский, П.П. Психология младшего школьника/ П.П. Блонский. – М., Воронеж: МОДЭК, МПСИ, 2006. – 234с.
Кикоть, В.Я, Столяренко ,A.M, и др. Юридическая педагогика / В.Я. Кикоть, A.M. Столяренко, и др.. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 895 с.
Кочетов, А.И. Личность воспитывает себя/ А.И. Кочетов. – М.: Политиздат, 1983– 216с.
Кочетов, А.И. Как заниматься самовоспитанием /А.И. Кочетов. – Минск: Высшая школа, 1991. – 287 с.
Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. – М. : Академия, 2004. – 256 с.
Осипов, П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся: Концепция и программа опытно-экспериментальной работы на 1998–2000 гг. / П.Н. Осипов. – Казань, 2013. – 44 с.
- Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие / П.И. Пидкасистый.– М.: Высшее образование, 2008. – 430 с.
- Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2008. – 540 с.
Прихожан, А.Н., Толстых, Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни / А.Н.Прихожан, Н.Н Толстых. – М: 1990–324с.
Психология развития. Словарь / под ред. А.Л. Венгера. – М.: Per Se; СПб.: Речь, 2005. – 175 с.
Рожкова, М.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / М.И. Рожкова. – М.: Научная библиотека., 2016. – 158 с.
Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах/ М.И.Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 263 с.
Рожков, М.И., Макеева, Т.В. Социальная педагогика/ М.И.Рожков, Т.В..Макеева. – М.: Юрайт, 2017. – 287 с.
Рожков, М.И. Концептуальные идеи, труды, ученики /М.И.Рожков. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016 – 153 с.
Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 509 с.
- Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности/ Л.И. Рувинский. – М.: Просвещение, 1984. –354с.
Самохвалова, А. Г. Ступени самовоспитания личности: учеб. метод. пособие/ А. Г. Самохвалова. – Кострома: Костром гос. ун-т, 2017. – 178 с.
Селевко, Г. К. Самосовершенствование личности. Управляй собой (саморегуляция). 10 класс./ Г. К. Селевко. – М.: НИИ Школьных технологий, 2009. – 112 с.
Сухомлинский, В.А. Хрестоматия по этике / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. - 305 c.
-
Самохвалова, А. Г. Ступени самовоспитания личности: учеб. - метод. пособие/ А. Г. Самохвалова. – Кострома : Костром гос. ун-т, 2017. – С.11 ↑
-
Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2008. –С. 140 ↑
-
Блонский, П.П. Психология младшего школьника/ П.П Блонский. – М., Воронеж: МОДЭК, МПСИ, 2006. – С. 47. ↑
-
Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – С.136 ↑
-
Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах/ М.И.Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2002.– С.152 с ↑
-
Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах/ М.И.Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 160 с. ↑
-
Сухомлинский, В.А. Хрестоматия по этике / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. – С.45 ↑
-
Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003.. – С. 320 ↑
-
Прихожан, А.Н., Толстых, Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни / А.Н.Прихожан, Н.Н Толстых. – М: 1990–С.33 ↑
-
Психология развития. Словарь / под ред. А.Л. Венгера. – М.: Per Se; СПб.: Речь, 2005. – С.125 ↑
-
Кикоть В.Я, Столяренко A.M, и др. Юридическая педагогика. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 895 с. ↑
-
Рожков, М.И. Концептуальные идеи, труды, ученики /М.И.Рожков.. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016 – С.53 ↑
-
Кочетов, А.И. Личность воспитывает себя/ А.И. Кочетов. – М.: Политиздат, 1983– С.87с.
. ↑
-
Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебник. / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1983. – С.211 ↑
-
Самохвалова, А. Г. Ступени самовоспитания личности: учеб.-метод. пособие/ А. Г. Самохвалова. – Кострома : Костром гос. ун-т, 2017. – С.28 ↑
-
. Селевко, Г. К. Самосовершенствование личности. Управляй собой (саморегуляция). 10 класс./ Г. К. Селевко. – М.: НИИ Школьных технологий, 2009. – С.58 ↑
-
Самохвалова, А. Г. Ступени самовоспитания личности: учеб.-метод. пособие/ А. Г. Самохвалова. – Кострома : Костром гос. ун-т, 2017. – С.53 ↑
-
Кочетов, А.И. Как заниматься самовоспитанием /А.И. Кочетов. . – Минск: Высшая школа, 1991. – С. 93 ↑
-
Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. – М. : Академия, 2004. – С.211 ↑
-
Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2008. – 430 с. ↑
-
Самохвалова, А. Г. Ступени самовоспитания личности: учеб.-метод. пособие/ А. Г. Самохвалова. – Кострома : Костром гос. ун-т, 2017. – С. 62 ↑
-
Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2008. – С.214 ↑
-
Осипов, П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся: Концепция и программа опытно-экспериментальной работы на 1998–2000 гг. / П.Н. Осипов. – Казань, 2013. –С. 41 ↑
-
Рожкова, М.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / М.И. Рожкова. – М.: Научная библиотека., 2016. – С.27 ↑
-
Селевко, Г. К. Самосовершенствование личности. Управляй собой (саморегуляция). 10 класс./ Г. К. Селевко. – М.: НИИ Школьных технологий, 2009. – С.65 ↑
-
Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности/ Л.И. Рувинский. – М.: Просвещение, 1984. – С.311
. ↑
-
Байбородова Л.В., Рожков М.И., Чернявская А.П., Харисова И.Г. Теория воспитания и технологии педагогической деятельности (в схемах и таблицах): учеб. пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, И.Г. Харисовой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – С.87 ↑
-
Рожков, М.И., Макеева, Т.В. Социальная педагогика/ М.И.Рожков, Т.В..Макеева. – М.: Юрайт, 2017. – С.115. ↑
-
Самохвалова, А. Г. Ступени самовоспитания личности: учеб.-метод. пособие. – Кострома : Костром гос. ун-т, 2017. – 178 с. ↑