Файл: Педагогическое управление самовоспитанием (Понятие самовоспитания и управления самовоспитанием в психолого-педагогической литературе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность:

В современном обществе нередко детей и подростков обвиняют в пассивности, безынициативности, социальной ригидности; взрослые отмечают их чрезмерную увлеченность гаджетами, Интернетом, социальными сетями, уход от реального межличностного общения и взаимодействия в виртуальный, иллюзорный мир.

Вероятно, стоит задуматься: «Почему подрастающее поколение не стремится к проявлению активности, к самоактуализации своих потенциалов в обществе и развитию способностей в различных видах деятельности?»[1] Возможно, в этом отчасти виноваты сами взрослые – родители, педагоги, окружающие, которые не создали необходимых условий для развития личности ребенка, не научили его конструктивным формам сотрудничества, не сформировали ценности самовоспитания и саморазвития, вовремя не помогли преодолеть социальные трудности.

Неотъемлемая часть любого воспитания – самовоспитание. Человек достигнет в жизни столько, сколько он приложит усилий для достижения поставленных целей. Организация самовоспитания, включение его в общую систему воспитания является весомой задачей.

Самовоспитание можно определить, как процесс целенаправленного формирования человеком самого себя, выработки положительных качеств и устранения отрицательных.[2]

Тема самовоспитания школьника достаточно изучена, структура, и компоненты самовоспитания школьника выделены в работах педагогов и психологов: С.Л. Рубинштейна, А. Г. Самохваловой, Г. К Селевко, Н.Н. Толстых и др.

Роль учителя, методы и условия организации самовоспитания старших школьников в индивидуальной и коллективной работе раскрыты в трудах: Ю.К. Бабанского, Блонского П.П., Кочетов А.И. , Подласого И.П. Рожкова М.И., Самохваловой, А. Г. Макаренко, Ушинского и др.

Каждый возрастной этап детства характеризуется специфическими потребностями в самопознании, самопонимании, саморазвитии и самовоспитании; на каждом из этапов онтогенеза происходит развитие Я-концепции, складывается целостная система взаимодействия личности с взрослыми и сверстниками; каждый возрастной период характеризуется специфическими трудностями и барьерами самореализации в социуме.

Очевидно, что в этом сложном процессе становления и развития человека, нужна умелая и мудрая помощь педагога, направленная на стимулирование процессов нравственного, социального, физического, интеллектуального самовоспитания у детей и подростков. На формирование у них жизнеспособности, рефлективности, социальной компетентности и субъектных качеств, помогающих личности не пасовать перед жизненными трудностями, искать внутренние ресурсы для их преодоления, строить программы самовоспитания.


Самовоспитание у обучающегося может развиваться отдельно от школьного или семейного воспитания, но предпочтительнее, когда самовоспитание становится поддерживаемым педагогом процессом, который сочетается с общей направленностью семейного, школьного и общественного воспитания.

Большинству современных школьников самовоспитание нужно для подготовки к трудностям реальной жизни. В его содержание входят те качества, которые должен выработать в себе человек, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь. В основе, как и прежде, лежат вечные ценности: работа, здоровье, уважение, семья.

Школа обязана уделять особое внимание самовоспитанию школьников, ведь если ученик приобрёл те или иные качества, которые не прививались в школе, значит, он усвоил их в процессе самовоспитания. Педагогам следует помогать учащимся в работе над собой.

По мнению И.П. Подласого, управление самовоспитанием это создание классным руководителем таких условий, которые учат и мотивируют учащихся на самовоспитание, саморазвитие. Если человек осознаёт необходимость своего внутреннего роста, он ярче раскрывает себя в любой деятельности. Но одного осознания бывает недостаточно, возникает необходимость самовоспитания – повторное переживание ситуаций, событий.

Цель исследования: на основе анализа понятия и структуры, форм и методов управления самовоспитанием, описать деятельность учителя и разработать классный час по самовоспитанию в старших классах

Объект исследования: теоретические основы управления самовоспитанием школьника

Предмет исследования: деятельность классного руководителя по педагогическому управлению самовоспитанием старшеклассников

Задачи исследования

1.Определить понятия самовоспитания и управления самовоспитанием в психолого-педагогической литературе

2.Описать формы и методы управления самовоспитанием старшего школьника

3.Проанализировать деятельность классного руководителя по педагогическому управлению самовоспитанием

4. Выявить мотивацию к самовоспитанию у учащихся 10 класса и разработать мероприятие (тематический классный час) по управлению самовоспитанием школьников на старшей ступени

Теоретическая значимость исследования, заключается в обобщении взглядов исследователей на проблему управления самовоспитанием школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное мероприятие (классный час), направленное на самовоспитание старшеклассников, может быть использовано учителями и воспитателями учебных заведений в практической деятельности по управлению самовоспитанием школьников.


Методы исследования

Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, сопоставление, конспектирование, выделение терминов.

Эмпирические: анкетирование, количественный и качественный анализ результатов, моделирование образовательного процесса (воспитательного мероприятия)

Структура курсовой работы: работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы управления самовоспитанием школьников

1.1.Понятие самовоспитания и управления самовоспитанием в психолого-педагогической литературе

Положение о том, что ученик – это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Исходя из этого, первостепенной задачей воспитательной работы, является развитие и поддержание высокой активности обучающихся в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности. П.П. Блонский видел задачу учителя в том, чтобы «не так дать образование и воспитание, как развить способности к самообразованию и самовоспитанию», считал, что необходимо «воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению». [3]

Эта же мысль отражена и в трудах С.Л. Рубинштейна: «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием, собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждом сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей». И далее автор пишет, что успех работы по формированию духовного облика человека зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии ее стимулировать и направлять.[4]

М.И. Рожков, разработавший технологию формирования субъектной активности личности подростка, ставил следующие цели воспитания: формирование субъектной социальной активности школьников, потребности «быть личностью», развитие индивидуальности, социальной зрелости, готовности к преодолению трудностей, к активной деятельности в условиях рынка, формирование иммунитета к негативным влияниям окружающей среды («социальное закаливание»), воспитание «человека действия»[5]


Важнейшая задача педагогов, работающих с детьми, помочь пробудить в них «сценаристов» и «режиссеров» собственной жизни, научить их адаптироваться к изменяющимся условиям социума, творчески и успешно решать сложные задачи, осознавать и преодолевать возникающие трудности. Развитие субъектности есть основной источник самовоспитания личности[6]. В.А. Сухомлинский утверждал, что «самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает»[7].

Самовоспитание (англ. self-development) – это формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями[8].

В словаре С.И. Ожегова – «воспитание самого себя».

Самовоспитание рассматривается в педагогике и психологии как высшая форма саморазвития. Зрелое самовоспитание предусматривает сознательное и целенаправленное участие человека в разностороннем развитии собственной личности. При самовоспитании учащийся уже не подражает, не копирует действия других, а стремится сам определить свою цель и достичь ее освоенными им или новыми средствами и способами. Здесь уже имеет место его творчество. А.Н Прихожан и Н.Н. Толстых, рассматривают самовоспитание как сознательную деятельность субъекта, направленную на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами[9].

Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. Самовоспитание основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности.[10] Под самовоспитанием понимается активная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование и развитие у себя социально и морально значимых качеств и привычек, а также на нейтрализацию и устранение отрицательных в соответствии с осознанными общественными потребностями, условиями деятельности и личной программой развития.[11] Самовоспитание по сути – это реализация ребенком собственного проекта совершенствования необходимых ему в жизни качеств.


Исследователи, в частности А. Г Самохвалова, выделяют три вида самообразования. Нравственное, социальное, физическое, интеллектуальное самовоспитание (См. схему рис 1).

Рисунок 1. Виды самовоспитания по А. Г Самохваловой

Градация этих видов весьма условна и заключается в преимущественной сфере приложения сил субъекта самовоспитания, в соответствии с представлениями своего Я - идеального, к которому субъект движется. Каждый ребенок имеет свое представление о своем идеале, к которому он стремится. Если он стремится быть похожим на спортсмена - его идеал сильный и ловкий и большие усилия направляются на физическое самовоспитание и т.д.

Критериями готовности личности к самовоспитанию являются мотивационный, деятельностный и рефлексивный:

– Мотивационный критерий предполагает сформированность устойчивой мотивации самовоспитания, которая предполагает стремление к познанию ребенком себя, потребность в приобретении новых компетенций, желание найти средства саморазвития;

– Деятельностный критерий отражается в реальном проектировании саморазвития и реализации проекта, что предполагает определение перспектив самовоспитания, знание способов достижения целей и осуществление реальных действий для приобретения новых компетенций;

– Рефлексивный критерий отражается в самооценке результатов самовоспитания и определение перспектив саморазвития исходя из реальных возможностей, что предполагает осуществление самоконтроля изменений в самом себе, анализ факторов повлиявших на изменение личности, осознание последствий самовоспитания[12].

А.И. Кочетов определяет следующие параметры самовоспитания, по которым можно охарактеризовать данный процесс:

– направленность самовоспитания, т. е. мотивы работы над собой;

– содержание самовоспитания (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);

– устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);

– эффективность в формировании личности (выполняет функции главные или вспомогательные).[13]

Основу самовоспитания составляют стремление стать достойным и уважаемым человеком, цивилизованной личностью, яркой индивидуальностью, реализовать свои возможности в жизни и на этой основе постоянно изучать и оценивать себя как личность, гражданина, профессионала, видеть себя как бы со стороны. Думать о близких и отдаленных перспективах жизни, делать все, чтобы они реализовались в личных качествах, делах, духовном росте, в социальном и материальном благополучии. Важнейшими условиями успеха в работе по самовоспитанию выступают максимальная самокритичность, высокая ответственность за свои действия и образ жизни, последовательная настойчивость в достижении поставленной цели.