Файл: Общие вопросы менеджмента.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9) Организация исполнения принятого решения.

10) Техническая реализация.

11) Идентификация и оценка последствий реализации принятого решения.

12) Мониторинг последствий (наблюдение, сопровождение) и коррекция дальнейших действий.
9 - Системный и ситуационный подходы к процессу принятия управленческих решений --- Системный подход – методология исследования объектов посредством представления их в форме систем и анализ этих систем. Системный подход это предмет научной дисциплины «общей теории систем». До системного подхода применялся редукционный подход. Одна из исследуемых величин – синергия – эффект от слияния частей. Главный инструмент системного анализа это модель изучаемой системы.
Это методология исследования любых объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем.

Главный инструмент системного анализа - модель изучаемой системы.

Этот подход позволяет устранить недостаток подходов различных школ управления, который заключается в том, что они сосредоточивают внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в отдельности, а в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.

Методы системного анализа были впервые разработаны и применены в США для отбора и планирования систем вооружения, в связи с анализом военно-политических целей США. Позже эти методы применялись в государственных учреждениях и крупных фирмах США.

Система - это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

Существуют открытые и закрытые системы.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают извне.

Открытая система должна иметь способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, чтобы продолжать свое функционирование.

Крупные составляющие сложных систем сами являются

системами и называются подсистемами.

Неправильное функционирование даже небольшой подсистемы может повлиять на систему в целом.


Системный анализ включает:

• анализ и описание принципов построения и работы системы в целом;

• анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимозависимостей и внутреннего строения;

• установление сходства и различия изучаемой системы и других систем;

• перенос по определенным правилам свойств модели на свойства изучаемой системы.

Ситуационный подход – использует возможность приложения науки и конкретной ситуации (центральный момент-ситуация-набор обстоятельств). Ситуационный подход увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить наши переменные, являющиеся значимыми и как они влияют на эффективность организации.

Связан с вопросами:


с какой целью организация выходит на рынок


какова ее роль на рынке


Выбор конкурентной стратегии:

1. монополизация

2. интеграция

3. кооперация


Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация,то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенны­ми конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход использует ситуационные различия между орга­низациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо опре­делить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:


менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает не процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количе­ственных методов принятия решений;




менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как поло­жительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;


менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необ­ходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важ­ными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;


менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызва­ли бы наименьший отрицательный эффект, для конкретных ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффек­тивным путем.
10 - Сущность и виды планирования деятельности организации. Требования, предъявляемые к целям организации. --- Планирование является начальным этапом процесса управления. Ес­ли менеджер не понимает целей деятельности организации или не знает, какие ресурсы и методы необходимы для их достижения, то он не может приступать к реализации других функций управления.

Планирование — это процесс определения целей организации и по­иск наиболее эффективных методов и средств их достижения в условиях действия ограничений по ресурсам и времени. Другими словами, плани­рование — это процесс составления планов организации.

План — это официальный документ, в котором отражаются проме­жуточные и конечные цели, задачи, механизмы координации и распреде­ления ресурсов, а также варианты действий в нештатных ситуациях.

В процессе планирования деятельности организации и ее подразделе­ний менеджерам приходится составлять различные планы, однако, при всем их разнообразии планы имеют общую структуру. В любой организа­ции составление планов — очень ответственная процедура. В процессе планирования менеджмент компании решает сразу несколько важных за­дач:

Обоснование деятельности организации. Ставя перед собой цели и определяя пути развития компании, менеджмент фактически отвечает на вопросы: «для чего создана компания?», «чем она занимается?», «что она хочет изменить в своей деятельности?» и «как она собирается делать это?» и т. п.

Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и отдельных структурных подразделений. Как правило, менеджеры ста­вят такие цели, которые обеспечивают улучшение экономических харак­теристик и имиджа компании, укрепление ее конкурентной позиции, а значит — обеспечивают ее целенаправленное развитие.


Мотивация трудовой активности персонала. На первый взгляд может показаться, что эта задача не относится к планированию, так как речь в ней идет о другой функции менеджмента — мотивации. Однако в практической деятельности менеджмента все функции тесно связаны между собой, зависят друг от друга. Как же связано планирование с моти­вацией? Дело в том, что, составляя планы, менеджеры указывают, за какой этап работы отвечает каждый сотрудник организации, к какому времени и с каким качеством он должен выполнить свои задачи и отчитаться перед руководством. Все это оказывает сильное мотивирующее воздействие на персонал организации. Чем точнее сотрудники понимают цели своей ра­боты, свои права и обязанности, тем более они заинтересованы в эффек­тивном и производительном труде.

Основание для принятия управленческих решений. Как вы знае­те, менеджерам постоянно приходится принимать управленческие реше­ния. Иногда эти решения бывают экстренными, незапланированными. Но в хорошей организации большая часть решений заготовлена заранее. Это очень удобно и рационально, так как при наступлении определенного времени сотрудники уже знают, что и как им нужно делать. Поэтому пла­ны можно рассматривать как своеобразные «сборники управленческих решений», ведь каждый пункт в них заранее продуман, принят и утвер­жден соответствующим руководителем.

Создание критериев для оценки и контроля результатов деятель­ности. Эта задача указывает на связь планирования с функцией контроля. Менеджеры могут правильно контролировать работу организации только в том случае, если им известны критерии (иначе говоря — стандарты и нормы), описывающие желаемый результат. Хорошо составленный план содержит такие критерии и нормы, а значит — является основанием для эффективного контроля. Например, если в плане работы цеха записа­но, что к концу, текущего месяца он должен изготовить пятьсот изделий, соответствующих техническим нормам и стандартам, то у менеджмента появляется основание требовать у начальника цеха объяснений или даже привлечь его к ответственности в случае невыполнения цехом этого тре­бования.

Информационное обеспечение процессов управления. Планы со­ставляются на различные периоды времени, они относятся к работе всей компании в целом и ее подразделений и даже отдельных сотрудников. Они охватывают все сферы деятельности организации, содержат в себе информацию обо всех имеющихся и будущих ресурсах. Все это позволяет рассматривать систему планов компании как своеобразную «базу данных» обо всех аспектах деятельности организации в каждый период времени. Такая база данных помогает менеджерам лучше понимать происходящие в организации события и прогнозировать их развитие.


Планирование тесно связано с прогнозированием. Прогнозирова­ние — это процесс предугадывания развития событий до их наступления. Без прогнозов невозможно составить качественный и, главное, — реали­стичный план работы. Ведь при составлении некоторых планов менедже­рам часто приходится опираться не на имеющуюся у них (фактическую) информацию о произошедших (или происходящих) событиях, а на пред­положения о возможности таких событий в будущем. ДляЪтого руково­дителям приходится использовать различные методы получения т. н. прогнозных оценок.

Прогнозные оценки необходимы для того, чтобы правильно выбрать стратегические цели развития организации. Как правило, прежде чем сформулировать стратегические цели, менеджмент проводит анализ со­стояния своей компании и ее внешнего окружения. Такой анализ часто называют SWOT-анализом. SWOT — это англоязычная аббревиатура (первые буквы слов) (рис. 7).



Рнс. 7. SWOT-анализ компании

SWOT-анализ — это выявление сильных и слабых сторон организации, а также внешних угроз и возможностей, влияющих на ее деятельность.

Одной из важнейших задач такого анализа является прогнозирова­ние изменений, происходящих во внешней среде (иначе говоря— во внешнем окружении организации). Внешняя среда организации — это совокупность факторов ее внешнего окружения. Внешнюю среду услов­но делят на: внешнюю среду прямого воздействия (микросреду или сре­ду делового окружения) и внешнюю среду косвенного воздействия (мак­росреду).
- ПОТРЕБИТЕЛИ

АКЦИОНЕРЫ

ПАРТНЕРЫ

ЗАКОНЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

КОНКУРЕНТЫ

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА и т. п.
СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРЕСОВ ГРУПП ОБЩЕСТВА

СОБЫТИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ и т. п.

Некоторые факторы внешней среды косвенного воздействия

Внешняя среда косвенного воздействия — это набор факторов, кото­рые не оказывают прямого и немедленного воздействия на организацию, но могут сказаться на ее деятельности косвенно (через изменение факто­ров среды делового окружения) или с течением времени.
11 - Базовые типы организационных структур управления и их особенности. ---