Файл: Образовательные учреждения физкультурно-спортивной направленности: отечественный и зарубежный опыт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

В XX веке спортивное движение в мире непрерывно расширялось, несмотря на пессимистические оценки ряда социологов и философов, предрекавших постепенный закат спорта высших достижений в связи с отдельными негативными тенденциями, сопровождавшими его развитие. В наше время, когда большое развитие получила культура досуга, спортивные состязания и наблюдения за ними стали популярными развлечениями для зрителей и профессиональной деятельностью для спортсменов. Профессиональные спортсмены высокого уровня зарабатывают большие гонорары, а также получают доходы, рекламируя различные товары, и становятся знаменитостями - иногда исключительно в среде болельщиков, а иногда и среди большинства населения. Для регулирования происходящего в профессиональном спорте образуются общие и узкоспециальные организации и ассоциации, которые объединяют спортсменов, тренеров, судей, а иногда и болельщиков.

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport— «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека. Спорт — составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Спорт необходим для того, чтобы влиять на общество.

Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.

На сегодняшний день современный спорт принято делить на две основные группы: массовый спорт (так называемый «спорт для всех») и спорт высших достижений. В современном спорте высших достижений выделяют любительский и профессиональный спорт.


История развития современного спорта в том виде, в каком мы его знаем сейчас, берет точку отсчета в конце XIX - начале XX веков. Именно в этот период начинается интенсивное становление тех видов спорта, которые на текущий момент являются наиболее популярными как в России, так и за рубежом. Вот лишь некоторые из них:

  • Тяжелая атлетика.
  • Конькобежный спорт.
  • Велосипедный спорт.
  • Лыжный спорт
  • Футбол
  • Хоккей

Важной частью социально-экономической политики является полное и эффективное развитие физической культуры и спорта. Сфера физической культуры и спорта выполняет многие функции в обществе и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств личности человека, организация общественно-полезных занятий, досуг населения, профилактика заболеваний, воспитание детей. молодое поколение, физический и психоэмоциональный отдых и реабилитация, спектакль, общение и т. д. Физическая культура и спорт, являясь одним из аспектов общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в школе, на работе, в повседневной жизни, в общении, способствует решению социально-экономических, образовательных и проблемы со здоровьем. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность физической культуры и спорта в профилактике и укреплении здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и преступностью, особенно среди молодежи, чрезвычайно высока. Одним из условий, влияющих на развитие фитнес-услуг, является наличие современной материально-технической базы. Государственная политика в области строительства, содержания и использования объектов физической культуры, спорта, спорта и спорта определяется статьей 33 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Закон предусматривает использование спортивных сооружений «только по назначению». Актуальность исследования определяется необходимостью создания развитой отрасли физического воспитания и спортивных услуг на основе развития спортивных клубов. Предполагается, что физкультурно-спортивная система будет создана на существующих спортивных объектах, которые должны функционировать в строгом соответствии с законом о физкультуре и спорте. В ряде научных работ отечественных авторов И.И. Переверзин[1], В.В. Кузин,[2] отмечается, что на рубеже XX-XXI веков возникает острая проблема развития физической культуры и спорта общественности. В связи с социально-экономическими изменениями, произошедшими в 90-х годах, в России была разрушена административная вертикаль государственной власти, в том числе в предметной отрасли.


Объектом исследования является учебно-воспитательные учреждения физической культуры и спорта в Росси и за рубежом.

Предметом исследования являются формирования физической культуры и спортивной среды в образовательные учрежденья.

Цель курсовой работы – проанализировать и сравнить развития cсовременного спорта в России и за рубежом.

Задачи:

  1. Охарактеризовать современный спорт;
  2. Проанализировать тенденции развития современного спорта в мире;
  3. Определить факторы формирования и современные принципы реализации физкультурного образования в России и за рубежом;

Методы исследования в работе использованы исследования литературных источников, статистический анализ.

Гипотеза исследования: образовательная среда физкультурно-спортивных учреждений обеспечит успешное физическое, психофизиологическое, психическое и личностное развитие учеников, если его формирование осуществляется с учетом общих педагогических оснований, заложенных в педагогической модели. Для подтверждения выдвинутой гипотезе и поставленной целью работы ставлю следующие задачи: - рассмотреть теоретическую литературу по теме исследования, рассмотреть организационную структуру управления физкультурно-спортивным движением в России, на примере физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования. Рассмотреть организационную структуру управления физкультурно-спортивным движением за рубежом.

Анализ современных научных работ, в которых оценивается состояние современного спорта, позволяет выявить основные тенденции в развитии спорта, наблюдаемые в последнее десятилетие.

Глава 1 Современный спорт.

1.1 Физической культуры: понятие, значение, сущность, образовательные учреждения.

Физическая культура (греч. φύσις — «природа» + культура) - область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, человека в процессе осознанной двигательной активности. Значение физической культуры и спорта в современном мире основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для человека, государства и общества в целом. С позиций гуманизма наивысшей ценностью при этом признаются сам человек, его счастье, здоровье, свобода и достоинство, разностороннее и гармоническое развитие, проявление всех его способностей. Главной причиной, обусловливающей необходимость привлечения к системе физической культуры и спорта для полноценного развития современного общества, является, прежде всего, насущная потребность укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и формирования здорового стиля жизни у подрастающего поколения. На протяжении последних лет в мире наблюдается тревожная тенденция снижения уровня здоровья населения. Остаются высокими показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения. Серьезную угрозу населений представляет проблема наркомании и алкоголизма. В настоящее время большое количество людей мотивированно испытывают потребность в оздоровлении и здоровом образе жизни, осознавая, что их материальное благополучие и качество жизни напрямую связаны с состоянием здоровья. Они воспринимают здоровье как материальную ценность, и физическая культура и спорт становятся для них средством его сохранения.


 Физическая культура базируется как на материальных, так и на духовных основах. Поэтому и в деле формирования физической культуры личности очень важно помнить о единстве и взаимообусловленности биологического и социального в человеке, которые находят свое отражение в двигательном и интеллектуальном компонентах физической культуры. При формировании ее двигательного компонента воздействие оказывается в основном на физическую природу человека. Это достигается путем целенаправленного, систематизированного освоения различных двигательных действий и развития разносторонних физических способностей. Когда же воздействуют в целях формирования интеллектуального компонента, усилия акцентируют прежде всего на формировании специальных знаний и умений их использования в целях самосовершенствования. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, комплексы физических упражнений, разнообразные игры, этические и правовые нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, физкультурно-спортивные показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре являются физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие. Использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин, занимается оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Ее разновидностью является лечебная физическая


культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы- процедуры, занятия урочного типа и др.

Существуют еще так называемые фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры, и прежде всего с базовой.

Еще одной разновидностью является профессионально-прикладная физическая культура, посредством которой создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкульт паузы, физкультминутки, после рабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования средств физической культуры осуществляется в процессе физического воспитания. Этот процесс выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в улучшении здоровья, повышении уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности, более гармоничном общем развитии и т.п.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, физическое воспитание характеризует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцировано управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях, система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.). Система физического воспитания представляет собой сложившийся в государстве тип социальной практики, основными функциями которого являются организация и управление деятельностью по физическому совершенствованию граждан. Целью системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности как важнейшего условия укрепления здоровья людей, формирования разумного, достойного облика современного человека образа жизни.