Файл: Образовательные учреждения физкультурно-спортивной направленности: отечественный и зарубежный опыт.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Физической культуры: понятие, значение, сущность, образовательные учреждения.
1.2 История развития современного спорта.
ГЛАВА 2 Физическая культура в современном обществе.
2.1. Развитие физической культуры и спорта в России
2.2.Развитие физической культуры и спорта за рубежом.
Пример Малайзии показывает тесную взаимосвязь между экономическим подъемом в стране и ростом спортивного движения в бывших «третьих странах».
Распад в конце 80-х годов XX в. социалистического лагеря вывел из обихода и термин «третьи страны», заменив его названием «развивающиеся», появились капиталоизбыточные страны (к ним относят сейчас Саудовскую Аравию, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливию, Омар и Катар).
В целом можно сказать, что физическая культура в «третьих странах» носит прогрессивно-развивающийся характер. К занятиям физкультурой и спортом привлекается все большее количество людей из различных социальных слоев.
Многие государства, избравшие путь самостоятельного развития, создают собственные модели управления физической культурой, активно адаптируя их к своим культурным и национальным традициям. В то же время на этот процесс отрицательное воздействие оказывали колониальное наследие, религиозные предрассудки, неравноправие женщин и др.
В данный момент за рубежом массовый спорт в первую очередь является механизмом оздоровления населения, достижения самореализации, самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Поэтому государства придают вопросам развития массового спорта особую значимость, ставя основной целью вовлечение населения в занятия массовым спортом. Основными характеристиками процессов развития массового спорта являются: повышение роли государства в поддержке массового спорта, а также всех форм организации деятельности в данной сфере, использование массового спорта в профилактических и лечебных мероприятиях, профилактике негативных социальных явлений, использование спорта в нравственном, эстетическом и интеллектуальном развитии молодежи.
Влияние данных процессов привело к росту доходов от: спортивных зрелищ и сектора спортивных услуг, увеличения объемов спортивного телерадиовещания, развития физкультурно-оздоровительной инфраструктуры с учетом потребностей населения, многообразия форм обслуживания, методов и средств предложения услуг массового спорта.
Доказано, что ФКС способна выполнять все возложенные на нее функции при охвате населения спортивными услугами в 30%. В настоящее время по различным оценкам, в России данный показатель составляет 7—8% населения. Разница между отечественными и зарубежными показателями составляет более 50%. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что в течение первого десятилетия стала заметной тенденция диверсификации источников финансирования массового спорта в Европе.
С учетом взноса волонтерской деятельности, общий бюджет массового спорта оценивается в эквиваленте 97,2 млрд. евро. При этом средства в сферу массового спорта поступали из шести источников, среди которых:
собственные средства лиц, занимающихся спортом - 40,3 млрд. евро;
поступления из местных бюджетов - 23,3 млрд. евро;
поступления из государственного бюджета - 5,2 млрд. евро;
спонсорство, патронаж и дотации - 1,5 млрд. евро;
часть доходов от проведения государственных лотерей, азартных игр и спортивного тотализатора, которые предоставляются спортивным организациям через государственные и местные бюджеты - 1,0 млрд. евро;
доходы от продажи медийных прав организаторам спортивных мероприятий, часть которых направляется клубам сферы массового спорта - 0,4 млрд. евро.
Сегодня спортивное движение за рубежом развивается в результате органичного сочетания и соединения усилий государства, его правительственных организаций, общественных и частных структур, учреждений и институтов.
Этот позитивный опыт свидетельствует, насколько важна проблема разработки и реализации эффективной спортивной политики, расширения состава и обеспечения единства действий всех ее субъектов, привлечение наряду с государственными общественных, коммерческих структур, средств массовой информации для осуществления совместных целевых программ и практических действий по организации и развитию российского движения «Спорт для всех».
2.3. Спорт с России и за рубежом сравнение анализ.
Мировой профессиональный спорт - неоднозначное явление. Его модели, формировавшиеся в разных странах мира на протяжении длительного времени, имеют существенные отличия по целому ряду критериев. В качестве типовых выступают американская и европейская модели. Сравнительный анализ американской, европейской и российской моделей профессионального спорта был выполнен по девяти основным параметрам. К их числу мы отнесли следующие: набор видов спорта, входящих в разряд профессиональных в США, Европе и России. Основной принцип проведения соревнований, особенности менеджмента, правовые основы, отношение государства, особенности финансирования, формы владения профессиональными командами, система отбора спортсменов для профессионального спорта, а также степень интернационализации профессионального спорта.
Эти параметры мы рассматривали как основные, хотя между профессиональным спортом в США, Европе и России имеются отличия и по посещаемости соревнований, социальной защищенности спортсменов, роли и месту телевидения в поддержке спорта, месту профессионального спорта в системе общественных ценностей, в классификации спортсменов, размерах их вознаграждения и т.д.
Финансирование профессиональных клубов как в США, так и в Европе, осуществляется в основном за счет доходов, получаемых непосредственно от спортивной деятельности. Этот критерий является одним из самых важных при характеристике степени развития профессионального спорта в той или иной стране. Но европейские клубы в финансовом плане в большей степени зависят от государственной поддержки на местном уровне, и не все команды способны полностью окупать расходы за счет только спортивной деятельности. Только лучшие из них приносят прибыль владельцам.
Продажа билетов для зарубежных клубов как в США, так и в Европе, - основной источник доходов, что нетипично для отечественного спорта. Вторым источником по значимости (а иногда и первым) для зарубежных команд являются средства, полученные от продажи прав на телетрансляцию. Причем не команды, а лиги заключают договоры с телевидением и распределяют полученные доходы между ними. Но команды сохраняют за собой право на контракт с региональными телестанциями. В России этот источник финансирования находится в стадии становления.
Спонсорство нехарактерно для американского спорта, но в Европе оно играет существенную роль. Лицензирование в бюджетах американских клубов, в отличие от европейских, достигает всего нескольких процентов, хотя абсолютные цифры по этой статье превышают доходы многих европейских и, конечно, отечественных клубов. Важной особенностью спорта в Европе является финансовая помощь муниципальных советов, что в принципе во многом напоминает существующую систему финансирования клубов в России. Роль федераций в спортивном движении России усилилась в последние годы. В СССР они на протяжении многих лет назывались секциями по отдельным видам спорта и существовали при комитетах по физической культуре и спорту (всесоюзном, республиканских и т.д.). Государственные спортивные структуры осуществляли руководство и финансирование их деятельности. Работа секций была регламентирована.
Положением Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта от 1.02.1955 г.
Документ определял структуру секций, вплоть до численного состава (40-75 чел.), содержание работы, количество мест во всесоюзных секциях от республиканских, сроки полномочий членов, требовал согласования плана с комитетом. Руководители и планы утверждались приказом председателя комитета. Решения пленумов секций подлежали одобрению комитета. Руководителями секций, как правило, избирались начальники соответствующих спортивных управлений и отделов. По сути дела, в те годы спортивные федерации являлись структурными подразделениями
спорткомитетов разных уровней.
После 1991 г. правовое положение федераций изменилось. Став общественными организациями, они приобрели юридическую и финансовую самостоятельность, получили права юридического лица, расчетный счет, печатный орган. В Законе о физической культуре и спорте (1999 г.) определено, что порядок образования, регистрации федераций происходит на основании Федерального закона «Об общественных объединениях». Задачи, функции, структура, вопросы членства, финансирования, в отличие от прежних лет, предусматриваются уставами. Федерациям в пределах, установленных законодательством, разрешается коммерческая деятельность.
Независимость спортивных федераций от государственных структур прошла проверку на прочность во время событий ноября 2004 г., когда правительственные чиновники после поражения национальной футбольной сборной от команды Португалии (1:7) долгое время безрезультатно пытались уволить президента РФС В. Колоскова[4], а также руководителей еще двух спортивных федераций (плавание и хоккей). Как известно, В. Колосков все же оставил свой пост, тем не менее эта история убедительно показала, что ныне правовое положение федераций принципиально иное, чем 15 лет назад.
Реформирование социально-политических устоев в стране, экономических основ спорта в корне изменили не только правовое, но и финансовое положение федераций. Одновременно появилось значительное количество новых для страны видов спорта (к 2003 г. их стало 223, а это более 1500 спортивных дисциплин) и федераций, число которых к 2005 г. достигло 114.Увеличение числа федераций связано, во-первых, с развитием новых для России, но известных в мире видов спорта (американский футбол, софтбол и т.п.). Во-вторых, с расширением олимпийской программы (керлинг, маунтинбайк, пляжный волейбол и др.). В-третьих, с возникновением новых для мировой практики видов спорта (триатлон, чеерлидинг). Нельзя не учитывать и влияние зарубежной культуры, послужившее причиной развития «экзотических» для России видов спорта (тхэквондо, ушу и т.п.). По мнению профессора С.Г. Сейранова[5], внедрение и развитие новых для страны видов спорта происходит в соответствии с закономерностями и тенденциями предпринимательской деятельности в рыночных условиях (2004).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, мы рассмотрели роль физической культуры в современном обществе. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Насколько эффективно научные и методические разработки в области физической культуры будут использоваться населением, зависит, в первую очередь, от организаторов, методистов, учителей, тренеров и других категорий работников, подготовкой которых занимаются вузы физической культуры Педагог выступает посредником, связующим звеном между социальным опытом человека и опытом обучающегося индивида. Он является организатором и руководителем усвоения индивидом социального опыта, части культуры в определенной сфере деятельности.
Именно эта роль и отведена педагогу обществом и только с этой позиции осуществляется ее конкретизация в учебно-воспитательном процессе на различных ступенях образования человека. Повышается роль спортивного педагога в процессе реформирования общества, в формировании рынка своего труда. Его профессиональная компетенция, мотивация к деятельности и осознание социальной сущности физической культуры предопределяют эффективность образовательного процесса.
Для вузов США характерной тенденцией является широкое использование командных видов спорта и командных соревнований по спортивной борьбе для решения задач физкультурного образования студентов.
Опыт России свидетельствует о необходимости четкого законодательного регулирования развития физкультурного образования, здесь предложено несколько моделей неспециального (непрофессионального) физкультурного образования студентов. Используя различные подходы, авторы сходны в идеях необходимости регионализации. Использования здоровье сберегающих технологий в процессе неспециального физкультурного образования, что и находит отражение в практике.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Специалистами отмечено значительное влияние социальной среды, которая формируется, в том числе, и с помощью окружения в вузах, на формирование стиля мышления и стиля деятельности, соответствующего здоровому способу жизни.
Среди основных тенденций развития неспециального физкультурного образования в США и Европе можно выделить четко выраженную профессионально-прикладную направленность, которая обуславливает то, что студент в первую очередь должен использовать свое образование для создания в будущем новых знаний, принятия решений, производства продукции и взаимодействия с окружающими.
Сегодняшнее состояние гуманитарного и социально-экономического образования в высшей школе характерно активной трансформацией педагогических воздействий в направлении активизации творческого развития личности студентов с целью усиления интеграции знаний и социокультурной либерализации общества