Файл: Право потребителей на информацию о товарах (Нормативно-правовое регулирование в сфере прав потребителей на информацию о товарах).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы значения информации о товарах в современных условиях
1.1 Виды, формы и средства товарной информации
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере прав потребителей на информацию о товарах
1.3 Классификация, виды и структура маркировки продовольственных (непродовольственных) товаров
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ АВТОКОМПЛЕКСА «АтлантАвто»
2.1 Анализ деятельности и характеристика «АтлантАвто»
2.2 Изучение товарной информации образцов автомобилей «АтланАвто»
2.3 Исследование и анализ содержания маркировки образцов автомобилей
ВВЕДЕНИЕ
Через потребительский рынок идет процесс удовлетворения повседневных потребностей в товарах. А в потребительском рынке главенствующая роль отведена торговле. Именно торговля и ее первичное звено - магазин (любое другое торговое предприятие, в том числе мелкорозничное - палатка, киоск, столик,) независимо от организационно-правовой формы и вида собственности и подчиненности, а так же гражданин-предприниматель, занимающийся торговлей, предоставляют покупателям огромную, исчисляемую миллионами рублей массу потребительских товаров, вырабатываемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, обществами, товариществами, кооперативами и другими предпринимателями -изготовителями продукции, а также ввозимых в порядке импорта из-за пределов России. Являясь посредником между изготовителями (импортерами) и покупателями -потребителями товаров, торговля призвана защищать интересы последних, предъявляя к изготовителям, поставщикам требования в части качества продукции, ее безопасности для здоровья, не говоря о товарном виде, упаковке, предоставления покупателю соответствующей информации о товаре, обеспечивая одновременно должное торговое обслуживание потребителя.
Важнейшим условием эффективного функционирования торгового рынка является гарантирование прав наименее защищенного субъекта - потребителя. Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
С юридической точки зрения, все взаимоотношения между продавцом и покупателем товара осуществляются на основании договора розничной купли-продажи, который может быть, как устным, так и письменным. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего оплату товара (т.е. кассового или товарного чека).
Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закон "О защите прав потребителей" - закон Российской Федерации, регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров, устанавливающий права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях (продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что производитель и продавец в соответствии с требованиями законодательства обязаны дать исчерпывающую потребителю о товаре, его назначении и безопасности использовании.
Целью данной курсовой работы является изучение требований к информационному обеспечению потребителей товаров и услуг.
Главные задачи работы являются:
-Рассмотреть и узнать, что такое товарная информация, ее виды, формы и средства
-Рассмотреть нормативно-правовое регулирование и акты
-Изучить классификацию, виды и структуру маркировки продовольственных/непродовольственных товаров. Объектом исследования является автокомплекс «АтлантАвто»
Предметом исследования является качество предоставленной информации.
При написании данной работы был использован широкий круг источников: периодическая печать, учебная литература и нормативные документы.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в наборе рекомендаций по улучшению работы автокомплекса «АтланАвто».
Глава 1. Теоретические основы значения информации о товарах в современных условиях
1.1 Виды, формы и средства товарной информации
Товарная информация -сведения о товаре, предназначенные для пользователей-субъектов коммерческой деятельности. В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на 3 вида: Основополагающую; коммерческую; потребительскую.
Основополагающая товарная информация - основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений (вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности).
Коммерческая товарная информация - сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю (данные о предприятиях-посредниках, НД о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП,) - штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей (пищевая ценность, состав, функциональное назначение, способ использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. применяют многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую.
Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения. Недостатки - громоздкость (для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре), для ее восприятия необходимо время.
Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают четкость и единообразие, но иногда она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).
Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т. п.) либо иных изображений.
Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей. К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Она дополняет словесную или цифровую информацию.
Символическая информация - сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Символ - характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения их сущности. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.
Штриховая информация. Штриховой код (ШК) - знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. ШК наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. ШК в отличие от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций: автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств; автоматизированные учет и контроль товарных запасов; оперативное управление процессом товародвижения; повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований.
Требования к товарной информации: достоверность, доступность, достаточность. Эти требования можно обозначить как «Три Д»;
-первое «Д»: достоверность - предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение. Наиболее часто недостоверна информация о фальсифицированных товарах, так как ассортиментная и качественная фальсификации обязательно сопровождаются информационной;
-второе «Д»-доступность - связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей. В свою очередь, общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных. Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен.
-третье «Д» - достаточность информации — может трактоваться как
рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.
В Федеральном законе «О защите прав потребителей» указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке.
Востребованность — требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию, регламентируется Федеральным законом «О защите прав потребителей».
Понятность — требование, предполагающее использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных словарях и справочниках, или эти термины и понятия относятся к общепринятым, поэтому не требуют определений и пояснений;
Неполная информация -это отсутствие определенных сведений о товаре. Зачастую неполнота информации обусловливает ее недостоверность. Например, на российском потребительском рынке очень часто встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя. Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за изделия из стран дальнего зарубежья, фальсифицированными.
Излишняя информация-это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее пользователей. Избыток информации также вреден, так как в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить к отказу от покупки.
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере прав потребителей на информацию о товарах
Согласно ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), – на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов Российской Федерации.
Из содержания данной нормы можно выделить требования, которым должна соответствовать потребительская информация. Таким образом, потребительская информация должна соответствовать требованиям:
- необходимости;
- достоверности;
- доступности и наглядности
- своевременности;
- соответствующего содержания.
Так как потребитель не имеет специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги), то информация, которая передается потребителю, должна содержать соответствующий объем сведений и знаний о свойствах и характеристиках товара, работы, услуги для достижения цели правильного представления и выбора потребителем определенных товаров, работ или услуг. Только тогда информация будет считаться необходимой.
Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) действительным. Следовательно, если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной информации, и для продавца (изготовителя, исполнителя) наступают определенные правовые последствия. Закон «О защите прав потребителей» не предусматривает обязательность заверения достоверности перевода информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемых им товарах (работах, услугах) на русский язык. Продавец по своему усмотрению вправе заверить верность перевода.