Файл: Право потребителей на информацию о товарах (Нормативно-правовое регулирование в сфере прав потребителей на информацию о товарах).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы значения информации о товарах в современных условиях
1.1 Виды, формы и средства товарной информации
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере прав потребителей на информацию о товарах
1.3 Классификация, виды и структура маркировки продовольственных (непродовольственных) товаров
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ АВТОКОМПЛЕКСА «АтлантАвто»
2.1 Анализ деятельности и характеристика «АтлантАвто»
2.2 Изучение товарной информации образцов автомобилей «АтланАвто»
2.3 Исследование и анализ содержания маркировки образцов автомобилей
В отношении признака доступности выделяют два аспекта. Во-первых, доступность обозначает изложение информации на «доступном» для потребителя языке. Пункт 2 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» закрепляет то, что информация должна доводиться до сведения потребителя на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), – на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ. Во-вторых, стиль изложения и смысл информации должны быть просты, чтобы потребитель мог понять ее суть без дополнительных знаний в соответствующей области.
Что касается наглядности, то следует определить ее в возможности визуального восприятия через текст, схемы, таблицы, иллюстрации, которые, в свою очередь, должны также быть доступны для понимания посредством восприятия.
Важно помнить, что информация должна доводиться до потребителя в момент заключения договора. Более того, Гражданский кодекс РФ закрепляет подобные положения. Например, в п. 2 ст. 495 ГК РФ, в котором говорится, что покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Или в п. 1 ст. 732 ГК РФ, в соответствии с которым подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения.
Здесь необходимо выделить три категории в содержании потребительской информации, а именно информацию:
- об изготовителе, исполнителе, продавце;
- о режиме работы продавца, изготовителя, исполнителя;
- о реализуемых им товарах, работах и услугах.
Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия, указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
Режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По общему правилу режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно, кроме указанных в п. 1 ст. 11 Закона «О защите прав потребителей» государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания. Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.
Обязанность продавца, изготовителя, исполнителя предоставлять информацию о реализуемых товарах, работах или услугах закреплена в ст. 10 Закона «О защите прав потребителей». Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
1.3 Классификация, виды и структура маркировки продовольственных (непродовольственных) товаров
Маркировка -текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара. Основные функции маркировки-информационные; идентифицирующие; мотивационные; эмоциональные. В зависим от места нанесения различают маркировку производств и торгов. Производственная маркировка-текст, условные обозначения или рисунок, нанесен изготовителем на товар и упаковку и (или) другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.
Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, которая приклеивается или прикладывается к товару. Этикетирование консервных банок осуществляется путем приклеивания бумажной этикетки или нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар. Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения. Маркировка на этикетках может содержать пояснит тексты.
Вкладыши-это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе. Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потреб свойств товара - вкладыш приобретает дополнительные функции-реклама листка. Ярлыки содержат наименования товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных.
Торговая маркировка -текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные (или) кассовые чеки, упаковки и (или) товар. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. торговая маркировка на указанные носители или эксплуатационные документы Структура маркировки. Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и условные обозначения или информационные знаки (ИЗ), которые отличаются соотношением и степенью доступности товарной информации, широтой распространения и разными функциями.
Текст как форма письменной информации-наиболее распространен элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки. Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей-торговой. Рисунок отличается высокой степенью доступности и выполняет эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую.
Информационные знаки (ИЗ) характерны в основном для производственной маркировки. Особенностями ИЗ являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Информационные знаки (ИЗ) -условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. ИЗ свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.
Классификация (ИЗ): товарные, наименование места происхождения, знаки соответствия или качества, штриховое кодирование, компонентные, размерные, манипуляционные, эксплуатационные, экологические, предупредительны.
Товарные знаки и знаки обслуживания(ТЗ)-обозначения, способные отличить соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг (далее-товары) других юридических или физических лиц. Классификация Товарных знаков (ТЗ) в зависимости от объекта, информацию о котором они содержат, подразделяют на подгруппы-фирменные и ассортиментные (именные), а последние на типы -видовые и марочные. Виды ТЗ определяются формой, представленной в них информации. Различают следующие виды ТЗ: словесные, буквенные, цифровые, объемные, изобразительные, комбинированные. Товарные знаки могут быть двух разновидностей: коллективные и индивидуальные.
Фирменные ТЗ-знаки, предназначенные для идентификации изготовителя товаров и услуг. Существуют три основных типа обозначения этих знаков: фирменное имя -слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены; фирменный знак-символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение; торговый знак- фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или их сочетание, официально зарегистрированные в Международном реестре и защищенные юридически.
По степени значимости и престижности можно выделить обыкновенные и престижные фирменные знаки. Ассортиментные ТЗ - знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной принадлежности: видовые - по виду товара, а марочные или наименованию (например, словесная информация о названии товара или его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида продукта). Торговая марка - имя, знак, присущие конкретному виду товара с определенными потребительскими свойствами, отличающими его от других товаров того же вида.
Коллективным ТЗ является товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Знаки наименования мест происхождения товара.
Наименование мест происхождения товара-это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства, которые определяются характер для данного географического объединения природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно. К ним относятся: знаки страны происхождения товара, населенного пункта, местности, исторического названия географического объекта. Знаки страны происхождения товара подразделяются на международные и национальные. Знаки соответствия или качества. Знак соответствия (в области сертификации)- защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому НД. В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия. Знак соответствия разрешается использовать для маркирования только сертифицированные продукции. В России утвержден только общий знак соответствия системы ГОСТ Р. Маркирование знаком соответствия служит одним из способов подтверждения соответствия товара. Наряду со знаками соответствия в ряде стран применяются и знаки качества, которые могут присваиваться не только органами по сертификации, но и другими организациями, не входящими в национальную систему сертификации. Штриховой код (ШК)-знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
ШК наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. ШК делится на европейский (EAN) и американский(UPC). Компонентные знаки – знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару (обознач. «Е»). Размерные знаки - знаки, предназначенные для обозначения конкретных физических величин, определяющих количественную характеристику товара (масса нетто). Эксплуатационные знаки-знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода, монтажа и наладки потребительских товаров. Знаки наносят на этикетки, ярлыки, упаковку или непосредственно на товар. Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах общения с товаром («Хрупкое. Осторожно!», «Беречь от влаги!», «Открывать здесь!»). Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путём предупреждения об опасности («окислитель», «ядовито»). Экологические знаки предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования и утилизации.
Вывод: в данной главе мы выяснили, что такое товарная информация, узнали о ее видах, формах и средствах, выяснили какие нормативно-правовые акты и регулирования нужны для потребителей, узнали, что такое маркировка, ее классификации, виды и структур. Все это нужно чтобы донести правильную информацию о товаре потребителю.
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ АВТОКОМПЛЕКСА «АтлантАвто»
2.1 Анализ деятельности и характеристика «АтлантАвто»
«АтлантАвто» работает на автомобильном рынке Московской области более 20 лет. История компании начиналась с продажи запасных частей и аксессуаров, впоследствии, когда возникли устойчивые связи с организациями ХМАО и ЯНАО, появились первые автомобили «УРАЛ» и «КАМАЗ», особой популярностью пользовалась спецтехника на базе этих марок.16 лет назад территория АтлантАвто значительно расширилась за счет приобретения собственной производственной базы: появился Сервис автомобилей, запасные части. Компания развивалась дальше, став дилерами УАЗ, Fiat, Baw, МТЗ, Амкодор, Kawasaki и многих других. Сегодня «АтлантАвто» включает более 20 различных брендов. Предприятие находится по адресу Россия, г. Москва Адрес: м. Братиславская, Верхние поля, 53 c2.