Файл: Понятие вреда здоровью и критерии определения степени тяжести вреда здоровью.pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 578
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК) с объективной стороны представляет собой причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в ст. 111 УК, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть. Следовательно, признаками средней тяжести вреда здоровью являются: а) отсутствие опасности для жизни человека в момент причинения; б) если оно не влечет последствий, предусмотренных в ст. 111 УК в качестве признаков тяжкого вреда здоровью; в) если оно вызывает длительное расстройство здоровья потерпевшего; г) значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
Под длительным расстройством здоровья имеется в виду заболевание или нарушение функций какого-либо органа продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня). Продолжительность заболевания обычно определяется сроком временной нетрудоспособности, зафиксированным в больничном листке.
Под значительной стойкой утратой трудоспособности менее чем на 1/3 принято понимать стойкую утрату общей трудоспособности от 10 до 30% включительно. Процент утраты трудоспособности устанавливается судебно- медицинской экспертизой, когда уже определился исход заболевания, вызванного травмой или иным причинением вреда здоровью.
Состав преступления - материальный. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной виной.
Умысел при этом может быть прямым и косвенным. Мотивы и цели данного преступления разнообразны, некоторые из них являются основанием для отнесения причинения средней тяжести вреда здоровью к квалифицированным видам рассматриваемого преступления. Субъект - вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.
13
Причинение средней тяжести вреда здоровью нужно отграничивать от покушения на убийство и покушения на причинение тяжкого вреда здоровью. Отграничение проводится по субъективной стороне составов этих преступлений. Здесь имеет значение установление содержания и направленности умысла виновного.
Умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК) предусматривает ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Уголовный кодекс 1996 г., в отличие от прежнего уголовного законодательства, не предусматривает уголовную ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности. Исключение уголовной ответственности за эти действия обусловлено незначительной степенью их общественной опасности.
14
Глава II. Проблемы квалификации преступлений против здоровья
2.1 Особенности квалификации преступлений против здоровья
При причинении вреда здоровью, имевшего незначительные, скоропроходящие последствия, которые длились не менее шести дней и, в связи с этим, не выразились в кратковременном расстройстве здоровья или незначительной стойкой утрате общей трудоспособности, содеянное в отдельных случаях может квалифицироваться как побои или истязание(ст.
116, 117 УК РФ).
Тем не менее некоторые случаи причинения такого вреда (например, путем применения удушливого газа, дачи наркотиков и проч.) не охватываются составами побоев или истязания. Для квалификации деяния виновного по ст. 115 УК необходимо установить, что виновный желал причинить именно легкий вред здоровью человека либо сознательно допускал возможность причинения такого вреда или относился к его наступлению безразлично. Если виновный имел намерение причинить смерть либо тяжкий вред здоровью, но по не зависящим от него обстоятельствам причинил только легкий вред здоровью потерпевшего, содеянное надлежит рассматривать как покушение на убийство или на причинение тяжкого вреда здоровью.
Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности не влечет за собой уголовной ответственности.
Мотивы и цели данного преступления разнообразны (месть, ревность и др.).
Дела о преступлении, предусмотренном ст. 115 УК, возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения его с обвиняемым.
Объективная сторона преступления характеризуется деянием, причинившим легкий вред здоровью. Основные признаки:
15 1) кратковременное расстройство здоровья, а именно временная утрата трудоспособности продолжительностью не свыше 3 недель;
2) незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.
Для признания такого вреда существующим, а данного преступления оконченным необходимо установить хотя бы один из названных признаков.
Состав преступления - материальный, а значит, является оконченным с момента наступления общественно опасных последствий.
Субъект - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет
Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной, умысел при этом может быть, как прямым, так и косвенным. Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности не влечет за собой уголовной ответственности.
Таким образом, в отличие от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью и умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью, умышленное причинение легкого вреда здоровью не может влечь за собой последствий, предусмотренных ст. 111 и 112 УК РФ. Признаками легкого вреда здоровью выступают: а) кратковременное расстройство здоровья; б) незначительная стойкая утрата трудоспособности.
Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113 УК РФ) Проблемы, возникающие при квалификации данного преступного деяния, во многом объясняются несовершенством той или иной уголовно-правовой нормы, стремление упростить уголовно- правовую норму привело к неточному истолкованию известного психологического понятия - аффекта. В связи с этим в теории уголовного права и судебной практике нет единства в понимании физиологического аффекта, хотя последний представляет конкретное психологическое понятие, которое имеет свои ощутимые границы, присущие только этому психическому состоянию типические признаки.
Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта законодатель относит к менее опасным, т. к. это преступление
16 совершается в состоянии психофизиологического аффекта, которое может быть вызвано негативными поступками потерпевшего.
Аффект оказывает значительное влияние на возникновение, динамику и реализацию умысла. Умысел возникает в тот момент, когда субъект уже находится в состоянии аффекта. Возникает внезапно аффект и тут же сразу, как бы в его «недрах», возникает умысел на причинение вреда здоровью.
«Субъект, находясь в состоянии аффекта, не может одновременно находиться в состоянии покоя, поскольку психологическая природа аффекта такова, что ему в любом случае требуется немедленная «разрядка в действиях». Поэтому и умысел реализуется незамедлительно, что делает невозможным наличие стадии приготовления. Однако немедленное реагирование на действия потерпевшего не исключает возможности совершения виновным различных сложных длящихся действий (например, преследования потерпевшего). При этом следует иметь в виду, что умысел должен быть реализован в то время, пока субъект находится в состоянии аффекта. Умысел возникает в аффекте и изживает себя вместе с ним».
Судебно-медицинское определение тяжести вреда здоровью производит судебно-медицинский эксперт в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и специальными правилами. Объект преступлений образуют общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья человека. Под здоровьем в данном случае понимается естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Видовым объектом этих преступлений выступает жизнь и здоровье человека.
Объективная сторона причинения вреда здоровью может выражаться как в действии, так и в бездействии. Некоторые преступления совершаются только путем бездействия, неоказание помощи больному. Способы причинения вреда здоровью различаются физическим, механическим и психическим воздействием на потерпевшего. Место, время, орудия и другие предметы для квалификации значения не имеют.
17
Субъективная сторона преступлений против здоровья может характеризоваться как умышленной (ст. 111-117, 121, 122 УК РФ), так и неосторожной виной (ст. 118). В ряде составов квалифицирующим признаком являются мотив (ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 117 УК РФ) и цель (ч. 2 ст.
111 УК РФ).
Действия виновного проявляются в физическом, биологическом, психическом воздействии на потерпевшего. Вред здоровью человека может быть причинен и путем бездействия, если виновный не совершает определенных действий, которые он должен был и мог совершить в отношении другого человека, что влечет причинение вреда его здоровью.
С учетом индивидуальной специфики всех составов преступлений, включенных в настоящее время в главу 16 УК РФ, можно разделить указанную главу на три самостоятельные:
«Преступления против жизни человека», «Преступления против здоровья человека» и «Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье человека».
2.2 Проблемные аспекты преступления против жизни и здоровья
Прежде всего, стоить отметить, что преступления против жизни и здоровья — это чаще всего умышленное или по неосторожности совершенные общественно опасные деяния, посягающие на жизнь другого человека и либо причиняющие ему смерть, либо доводящие его до самоубийства, а также деяния, которые посягают на здоровье другого человека и причиняют телесные повреждения либо вызывают заболевания или патологические состояния, а равно деяния, ставящие потерпевшего в опасное для жизни и здоровье состояние.
Тем самым весь спектр данных преступлений в целях неких особенностей видового объекта можно классифицировать на две группы: 1)
18 деяния, посягающие на жизнь человека; 2) деяния, посягающие на его здоровье.
В свою очередь, преступления первой группы можно подразделить на три вида: а) убийства (ст. ст. 105 — 108 УК); б) причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК); в) доведение до самоубийства (ст. 110 УК).
Преступления второй группы традиционно делятся на: а) посягательства против здоровья;
2
б) посягательства, ставящие в опасность жизнь или здоровье.
Повторяем, что преступления против жизни и здоровья весьма и весьма специфичны как с точки зрения субъективного состава, так и особых квалифицирующих признаков. Заметьте, что способы раскрытия отдельных видов преступлений против жизни, здоровья вызываются особенностями криминалистической характеристики.
Допустим насильственных преступлений против жизни и здоровья, совершаемых в семье в отношении несовершеннолетних.
Убийство в целом и в отдельности несовершеннолетних. В том числе необходимо помнить о том, что медицинские работники могут быть субъектами большого количества преступлений и это весьма не случайно, напротив в своё время до масштабных преобразований уголовного закона В. Л. Попов относил к преступлениям медицинских работников 29 составов, подразделяя их в соответствии с объектом посягательства на преступления против жизни и здоровья (ст. ст. 105, 109, 111, 112, 115, 118, 121 — 125), преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. ст. 229, 233,
235 — 237, 244), экологические преступления (ст. ст. 247 — 251) и преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285, 286, 289
— 293 3
. Однако не все из перечисленных или существующих ныне деяний,
2
Багмет А. М., Петрова Т. Н. О необходимости включения в Уголовный кодекс Российской Федерации ятрогенных преступлений // Российский следователь. 2016. № 7. С. 27–32.
3
Ковалев А. В., Владимиров В. Ю., Минаева П. В. Медицинские услуги: криминализация и границы разумного // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XVI Международной научно- практической конференции. М.: РГ-Пресс, 2019. С. 608–614.
19 связанных со здравоохранением, представляют собой именно медицинские преступления
4
, когда вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям причиняется субъектом при оказании им медицинской помощи или услуги
5
. В качестве подтверждения считаем уместным остановится на предупреждении распространения опасных инфекционных заболеваний, в частности ВИЧ-инфекции, должно быть комплексным и включать как создание благоприятных условий для жизнедеятельности и обеспечения квалифицированной медицинской помощью всех социальных слоев населения, так и формирование эффективной системы превентивных мер, в том числе уголовно-правового характера. Анализируются существующие в теории уголовного права точки зрения относительно понимания опасности
(угрозы) наступления вреда в составах поставления, высказывается авторская позиция по данному вопросу. Рассматриваются проблемные вопросы определения момента окончания преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст.
122 УК РФ; указывается на необходимость учета медицинского критерия протекания указанной болезни. На основе изучения материалов следственно- судебной практики отмечается, что при квалификации деяний по ч. 2 ст. 122
УК РФ нередко возникают трудности и при определении формы выражения процесса заражения. Аргументируется, что несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев заражение ВИЧ-инфекцией происходит из-за активных действий виновного, диспозиция ч. 2 ст. 122 УК РФ не исключает возможности заражения путём бездействия. Это может возникнуть даже в частной высококвалифицированной клинике как в силу небрежности допущенной медицинским работником или грубого нарушения данным мед работником правил стерильности так либо незнанием самого пациента обратившегося в медицинское учреждение, и либо действительно не знавшим о наличии у него ВИЧ-инфекции, и установленной намного
4
Артамонова М. А. Склонение к совершению самоубийства и содействие совершению самоубийства: спорные вопросы толкования и применения // Вестник УЮИ. - 2019. - №3 (85). - С. 25-28.
5
Ильяшенко А. Н. О некоторых особенностях определения момента окончания преступлений, связанных с заражением ВИЧ-инфекцией // Российский следователь. 2017. № 12. С. 30–33.
20 позже или им были сугубо намеренно проделаны ряд действий, которые в свою очередь повлекли неизбежное заражение какого-либо. Или и того хуже, когда пациент намеренно идет на преступление по заражению ВИЧ- инфекции ровным счётом для того, чтобы получить высоквалифицированную помощь для себя лично, то есть для привлечения к себе внимание врачей, которые смогут этому человеку помочь.
Безоговорочно данный поступок это уже уголовно наказуемое действие с довольно жёсткими санкциями.
Тем более, что предупреждение распространения опасных инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции, должно носить комплексный характер и включать как создание благоприятных условий для жизнедеятельности и обеспечение квалифицированной медицинской помощью всех социальных слоев населения, так и формирование эффективной системы превентивных мер, в том числе властно- распорядительного характера. В связи с этим немаловажную роль приобретают уголовно-правовые средства противодействия данным заболеваниям. Вместе с тем, несмотря на то что нормы, направленные на противодействие распространению опасных инфекционных заболеваний человека, были введены с момента принятия УК РФ, ряд проблем уголовно- правового характера до сих пор остается нерешенным. В первую очередь это обусловлено отсутствием современных официальных судебных разъяснений по вопросам применения уголовного законодательства об ответственности за подобные преступления, ввиду чего в правоприменительной практике возникают трудности, связанные с квалификацией деяний по ст. 121, 122 УК
РФ, соотнесением их положений с современными положениями административного и медицинского законодательства РФ. Немалую дискуссию вызывает определение момента окончания преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 122 УК РФ.
Диспозиция ч. 1 ст. 122 УК РФ сконструирована по типу состава создания реальной опасности («деликта опасности») и предусматривает
21 ответственность за создание заведомо реальной опасности заражения ВИЧ- инфекцией.
В соответствии с нормой закона ответственность по ч. 1 ст. 122 УК РФ наступает в случае отсутствия последствия в виде заражения другого лица
ВИЧ-инфекцией. При этом преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 122 УК
РФ, является оконченным с момента создания опасности заражения другого лица ВИЧ-инфекцией. Для квалификации деяний по данной статье вполне достаточно установления реальности угрозы заражения для другого человека. Как справедливо отмечает Ю. С. Норвартян, «реальность угрозы означает, что вред здоровью не наступил по независящим от правонарушителя причинам, в силу стечения обстоятельств. Речь идет о такой ситуации, когда предусмотренные законом вредные последствия должны были наступить, но не наступили в силу вовремя принятых мер или иных обстоятельств, возникших независимо от действий виновного».
В теории уголовного права высказываются две основные и диаметрально противоположные точки зрения относительно понимания опасности (угрозы) наступления вреда в составах поставления в опасность.
Ряд специалистов полагает, что состав поставления в опасность заражения
ВИЧ-инфекцией является по законодательной конструкции формальным
6
Опасность заражения ВИЧ-инфекцией данные авторы признают свойством деяния. Иные авторы, наоборот, признают опасность вреда самостоятельным общественно опасным последствием преступления
7
. В связи с этим мы поддерживаем авторов, придерживающихся позиции, согласно которой под запрет поставлено не только фактическое причинение вреда, но и создание угрозы причинения такого вреда
8 6
Ильяшенко А. Н. О некоторых особенностях определения момента окончания преступлений, связанных с заражением ВИЧ-инфекцией // Российский следователь. 2017. № 12. С. 30–33.
7
Ковалев А. В., Владимиров В. Ю., Минаева П. В. Медицинские услуги: криминализация и границы разумного // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы XVI Международной научно- практической конференции. М.: РГ-Пресс, 2019. С. 608–614 8
Власенко С. С. Поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией // Российский следователь. 2009. № 12. С. 6–7. Дата обращения 20.01.21.