Файл: Объект исследования Налоговая система рф. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление




3

Введение 3

Объект исследования: Налоговая система РФ. 4

Предмет исследования: сущность и тенденции развития налоговой системы России. 4

Степень разработанности темы. Проблема становления и совершенствования налоговой системы рассматривалась в работах русских и зарубежных ученых: ЭклундаК., Паркинсона С., Тургенева Н., Ходова Л., Сажиной М., Панскова В., Черника Д., Павловой Л. И др. 4

Цель работы: Рассмотреть особенности налоговой системы РФ. 4

Задачи работы: 4

1.Теоретические аспекты налоговой системы 5

1.1 История развития налоговой системы 5

1.2 Сущность и структура налоговой системы 7

Элементы налоговой системы Российской Федерации 10

2.Налоговая система России: тенденции и перспективы 13

2.1 Динамика налоговых доходов в федеральном бюджете 13

2.2 Налоговая система России: проблемы и пути их решения 19

Заключение 24

Список использованных источников и литературы 26

Приложение 1 28

Приложение 2 29

Приложение 3 30

Приложение 4 31





Введение



Актуальность темы: Проблема налогов – одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию.

С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность.

Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского.

Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги.

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства,
когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов.

Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени.

Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет.

При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

Объект исследования: Налоговая система РФ.

Предмет исследования: сущность и тенденции развития налоговой системы России.

Степень разработанности темы. Проблема становления и совершенствования налоговой системы рассматривалась в работах русских и зарубежных ученых: ЭклундаК., Паркинсона С., Тургенева Н., Ходова Л., Сажиной М., Панскова В., Черника Д., Павловой Л. И др.

Цель работы: Рассмотреть особенности налоговой системы РФ.

Задачи работы:

  • Изучить историю развития современной налоговой системы Российской Федерации;

  • Рассмотреть сущность и структуру налоговой системы;

  • Провести анализ динамики налоговых доходов в федеральном бюджете;

  • Выявить проблемы и перспективы налоговой системы России.

Методологическая база исследования: дедукция, логический метод, анализ.


  1. Теоретические аспекты налоговой системы



1.1 История развития налоговой системы



О необходимости поступлений в казну задумались еще в Древнерусском государстве в IX веке. В те времена повсеместно взималась дань. После становления Киевского государства она была преобразована в подымную подать, которая подлежала уплате со всех домашних труб и печей «с дымом». Период Золотой Орды стал обременительным для простого населения в том, что касалось сборов податей. Разоренное государство нуждалось в пополнении казны. Кроме того, следовало было регулярно платить дань монгольским ханам. Следует отметить, что в то время повсеместно была распространена система в виде натуральных сборов и прямых взносов послам от монгольских ханов

1.

Экономическая система России была подвергнута глобальным переменам в период правления императора Петра I. Он ввел множество налогов и сборов, самыми известными из которых стали подушный налог и налог на бороды. Этот период примечателен еще и тем, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков. Они контролировали процесс уплаты налогов и сборов, а также придумывали новые налоги и сборы.

Следующим важным этапом в становлении налоговой системы России является период после отмены крепостного права в 1861 году. Под обложение теперь попадали земельные угодья и доходы от недвижимого имущества. Введены винные и табачные акцизы, таможенные сборы.

Советскую Россию ждали большие перемены после принятия НЭП (новой экономической политики) в 1921 году. Она практически вернула в действие ту систему налогов и сборов, которая существовала в России до событий Октябрьской революции 1917 года. Обложению были подвергнуты кулацкие хозяйства. Однако в период с 1930 по 1932 год была полностью упразднена акцизная система. Предприятия начали уплачивать налоги с прибыли и оборота.

Великая Отечественная война стала большим испытанием для СССР. В период с 1941 по 1945 год большая часть средств государства направлялась на содержание армии и создание средств обороны, оружия. Во время ВОВ и после ее окончания вводились весьма любопытные с точки зрения современных экономистов налоги, например, налог на холостяков, сборы для одинокого и малосемейного населения. Эти налоги и сборы были призваны повысить рождаемость и увеличить работоспособное в будущем население. Примечательно, что «холостяцкий» налог просуществовал вплоть до 1990 года.

Более привычная нам налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков
, структуру и элементы российской налоговой системы2.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.


1.2 Сущность и структура налоговой системы




Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации. Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение. Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления3.

Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов ( п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику.

Три уровня налоговой системы России: федеральные налоги и сборы, региональные и местные Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2015 год (ст. 13 НК РФ): налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС); налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ); налог на прибыль организаций; акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо); водный налог; налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.); сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай); государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

Налоговую систему России можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в РФ, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня4:

  • федеральный;

  • региональный;

  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся: