Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 655
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Описание основного оборудования блока РБМК-1000
1.2 Назначение, параметры и характеристики основного оборудования АЭС с РБМК-1000
2 Газовое охлаждение генератора
3 Безопасность и экологичность проектных решений
3.1 Анализ опасных и вредных факторов при работе оборудования и систем АЭС
3.2 Мероприятия по безопасности труда
3.3. Требования к безопасной эксплуатации
змеевику сверху вниз, а водород проходит омывая змеевик снизу вверх. Расход водорода через испаритель регулируется вентилем на выходе водорода из испарителя при полностью открытых вентилях на входе водорода в испаритель.
Холодильная машина оборудована технологической защитой от повышения давления и от понижения давления фреона в системе с уставками на ЭКМ, соответственно - 1,2мПа и 0,07мПа (12kΓc∕cm2и 0,7kΓc∕cm2).
Работа уплотняющего подшипника
Водород, заполняющий генератор в смеси с воздухом образует взрывоопасную смесь (от 4% до 74%), а в присутствии паров масла от 3,3% до 81,5%. Поэтому на генераторе обеспечена высокая газоплотность уплотнением токопроводов к обмоткам статора и ротора, уплотнением крышек газоохладителей, лючков, съемных торцевых щитов и масляным уплотнением вала генератора. На наружных щитах генератора установлены масляные уплотнения вала торцевого типа.
Корпус уплотнения с одной стороны жестко закреплен на наружном щите корпуса статора, с другой имеет по отношению к опорному подшипнику уплотнение сальникового типа.
На валу между опорным рабочим подшипником и щитом расположены упорные диски (упорные гребни). К диску вала прижат уплотняющий вкладыш прижимным маслом под давлением 1,8-2,2kΓc∕cm2.Между вкладышем и диском уплотняющим маслом поддерживается масляный клин под давлением, превышающим давление газа в генераторе 0,7-0,9kΓc∕cm2.Уплотняющее масло во вкладыше разделяется на два радиальных потока. Часть масла (незначительная), идущая в сторону генератора, преграждает выход водороду из корпуса, основная часть масла направлена в сторону воздуха, к периферии диска и не
дает возможности воздуху проникнуть в корпус генератора.
Этим же маслом отводится тепло, выделяемое при трении вкладыша по упорному диску ротора.
Для защиты внутренней полости генератора от попадания масла предусмотрены маслоуловители.
Теплообменник ВВТ-60 (ТОС)
Техническая характеристика:
Теплообменник охлаждения статора ВВТ-60 конструкции завода «Электросила» представляет собой вертикальный, трубчатый, двухходовый по охлаждающей воде теплообменник. Трубный пучок ТОС образован гладкими прямыми медными трубками диаметром 18мм, завальцованными в двух трубных досках. К фланцам корпуса крепятся нижняя водяная камера с диаметральной перегородкой и верхняя крышка или перепускная камера. Патрубки Ду 250 входа и выхода ХОВ вварены в нижнюю камеру, патрубки Ду 100 входа и выхода дистиллята – в корпус ТОС.
Рисунок 3. Теплообменник охлаждения статора ВВТ-60
Охлаждаемый дистиллят подается в межтрубное пространство ТОС через патрубок в нижней части корпуса. Благодаря наличию двенадцати поперечных перегородок с сегментными вырезами дистиллят движется снизу вверх с поперечно-продольным омыванием теплообменных трубок и отводится через верхний патрубок корпуса. Охлаждающая вода по половине трубок поднимается вверх, а по другой половине трубного пучка опускается вниз, выходя через патрубок с противоположной стороны нижней крышки. Для выпуска воздуха на верхней крышке (по ХОВ) и на корпусе (для дистиллята) предусмотрены два воздушника. Опорожнение ТОС по дистилляту и ХОВ выполнено в приямок грунтовых вод. Устанавливаются теплообменники на фундаменте на отметке 0.0м четырьмя опорными лапами, приваренными к нижним крышкам ТОС.
Контроль температуры дистиллята на выходе из ТОС может осуществляться по ртутным термометрам, устанавливаемым в бобышки на патрубке выхода дистиллята. В эксплуатации постоянно контролируются температура дистиллята перед обмоткой статора и температура дистиллята
, подаваемого на охлаждение тиристорных преобразователей (АСКДГ и МЩТ).
Насос системы охлаждения статора генератора, тип ЦНСК-60-99
Техническая характеристика:
Насос центробежный, многоступенчатый, секционного типа, с закрытыми лопастными колесами одностороннего входа.
Рисунок 4. Насос системы охлаждения статора генератора, тип ЦНСК-60-99
Насос контура охлаждения статора типа ЦНСК-60-99 Ясногорского машиностроительного завода (Ц – центробежный, С - секционный, К - для перекачки кислотных вод) – горизонтальный трехступенчатый насос производительностью 60м3/ч и развиваемым напором 99м.в.ст. Корпус НОС образуют всасывающая и напорная крышка и комплект двух секций стянутых между собой стяжными шпильками. Каждая секция насоса в свою очередь состоит из корпуса направляющего аппарата и самого направляющего аппарата с уплотнительными кольцами, внутри которого установлено рабочее колесо. Стыки корпусов направляющих аппаратов и крышек корпуса уплотняются резиновым шнуром. К крышкам корпуса приболчены передний и задний кронштейны под установку в них опорных подшипников качения.
Ротор насоса состоит из вала, рабочих колес, дистанционной втулки и разгрузочного диска (диска гидравлической пяты). Все эти детали стянуты на валу гайкой вала. Опорами ротора служат два радиальных сферических подшипника, которые установлены в кронштейнах по скользящей посадке, допускающей осевое перемещение ротора вместе с подшипниками. Для смазки подшипников используется солидол (литол), места выхода вала из корпусов подшипников уплотняются резиновыми манжетами.
Подшипниковые камеры закрыты с обеих сторон крышками. Для исключения попадания воды в подшипники на валу установлены водоотбойные кольца. Вал в местах его выхода из корпуса насоса уплотняется сальниковой набивкой, пропитанной антифрикционным составом. Кольца набивки собираются на валу с относительным смещением разрезов на 120° и поджимаются втулками сальников (грундбуксами).
Компенсация осевого усилия, действующего на ротор в направлении от напора к всасу, производится с помощью автоматического уравновешивающего устройства – гидравлической пяты. Принцип действия гидропяты заключается в том, что на разгрузочный диск в камере, соединенной с всасом, при работе насоса действует усилие равное по
величине сумме осевых сил на рабочих колесах, но направленное в сторону нагнетания. При этом равенство усилий устанавливается автоматически благодаря возможности осевого перемещения ротора с соответствующим изменением компенсирующего усилия и восстановлением прежнего положения вала.
Все детали проточной части насосов типа ЦНСК выполнены из легированной или нержавеющих сталей. Всасывающая и напорная крышки, а также рабочие колеса НОС изготовлены из стали 2Х18Н4Г5Д (0,2% углерода, 18% хрома, 4% никеля, 5% марганца, 1% меди); вал, разгрузочный диск и кольца гидропяты – из стали 08Х18Н10Т, корпуса направляющих аппаратов, направляющие аппараты, уплотняющие кольца и втулки сальников – из пресс - материала АГ-4В.
Приводом НОС являются асинхронные электродвигатели мощностью 30кВт с частотой вращения 2950об/мин. Передача вращения от вала электродвигателя на вал насоса производится через упругую втулочно-пальцевую муфту, состоящую из двух полумуфт, которые соединяются между собой через резиновые втулки, установленные на цилиндрические пальцы. Управление насосами производится с местного щита генератора. По месту установки контролируются давление на всасе и давление на напоре каждого НОС.
На каждый генератор устанавливается по два насоса: один – рабочий, другой – резервный. Выбор режима производится машинистом на МЩГ. Резервный насос автоматически включается при отключении работающего насоса или при падении давления перед обмоткой статора до 3,5кгс/см2.
Бак водяной (БКС), тип: БВВ-2
Устанавливается по одному баку на каждый генератор. Бак служит для очистки химобессоленной воды от воздуха и возможно от водорода, которые появляются в контуре после обмотки статора. Вода, проходящая замкнутый цикл, загрязняется из-за неплотности БКС, находящегося под разряжением и системы охлаждения в самом генераторе.
Техническая характеристика:
Фильтр механический ФВ-35
Техническая характеристика:
Фильтрующий элемент ФВ-35 состоит из скрепленных вместе с помощью обойм наружной фильтрующей и внутренней каркасной сеток. Номинальный расход дистиллята в контуре охлаждения статора обеспечивается пропускной способностью двух ФОС (третий в резерве). Контроль за чистотой сеток ведется по двум манометрам, установленным до и после фильтров. Резервный фильтр подключается при необходимости очистки фильтров при увеличении перепада давлений на работающих ФОС до 1,0кг/см
2.
Фильтр магнитный УФ-36
Техническая характеристика:
Рисунок 5. Фильтр магнитный УФ-36
Магнитные фильтры УФ-36 служат для очистки дистиллята от случайных ферромагнитных частиц и состоят из двух магнитов, между которыми установлено полюсное кольцо. Из кольцевого пространства между нижним магнитом и корпусом дистиллят проходит через отверстия полюсного кольца, к верхнему магниту освобождаясь при этом от ферромагнитных частиц, и отводится к обмотке статора через патрубок на верхней половине корпуса. Разборка и очистка магнитных фильтров производится во время ППР не чаще одного раза в год.
Холодильная машина оборудована технологической защитой от повышения давления и от понижения давления фреона в системе с уставками на ЭКМ, соответственно - 1,2мПа и 0,07мПа (12kΓc∕cm2и 0,7kΓc∕cm2).
Работа уплотняющего подшипника
Водород, заполняющий генератор в смеси с воздухом образует взрывоопасную смесь (от 4% до 74%), а в присутствии паров масла от 3,3% до 81,5%. Поэтому на генераторе обеспечена высокая газоплотность уплотнением токопроводов к обмоткам статора и ротора, уплотнением крышек газоохладителей, лючков, съемных торцевых щитов и масляным уплотнением вала генератора. На наружных щитах генератора установлены масляные уплотнения вала торцевого типа.
Корпус уплотнения с одной стороны жестко закреплен на наружном щите корпуса статора, с другой имеет по отношению к опорному подшипнику уплотнение сальникового типа.
На валу между опорным рабочим подшипником и щитом расположены упорные диски (упорные гребни). К диску вала прижат уплотняющий вкладыш прижимным маслом под давлением 1,8-2,2kΓc∕cm2.Между вкладышем и диском уплотняющим маслом поддерживается масляный клин под давлением, превышающим давление газа в генераторе 0,7-0,9kΓc∕cm2.Уплотняющее масло во вкладыше разделяется на два радиальных потока. Часть масла (незначительная), идущая в сторону генератора, преграждает выход водороду из корпуса, основная часть масла направлена в сторону воздуха, к периферии диска и не
дает возможности воздуху проникнуть в корпус генератора.
Этим же маслом отводится тепло, выделяемое при трении вкладыша по упорному диску ротора.
Для защиты внутренней полости генератора от попадания масла предусмотрены маслоуловители.
Теплообменник ВВТ-60 (ТОС)
Техническая характеристика:
-
завод-изготовитель - Электросила; -
количество - 2шт; -
поверхность охлаждения - 60м2; -
расход охлаждающей воды - 300м3/час; -
потери тепла, отводимые теплообменником - 1800кВт; -
гидр. сопр. по охлаждающей воде - 0,2кгс/см2; -
давление охлаждающей воды (расчетное) - 10кгс/см2.
Теплообменник охлаждения статора ВВТ-60 конструкции завода «Электросила» представляет собой вертикальный, трубчатый, двухходовый по охлаждающей воде теплообменник. Трубный пучок ТОС образован гладкими прямыми медными трубками диаметром 18мм, завальцованными в двух трубных досках. К фланцам корпуса крепятся нижняя водяная камера с диаметральной перегородкой и верхняя крышка или перепускная камера. Патрубки Ду 250 входа и выхода ХОВ вварены в нижнюю камеру, патрубки Ду 100 входа и выхода дистиллята – в корпус ТОС.
Рисунок 3. Теплообменник охлаждения статора ВВТ-60
Охлаждаемый дистиллят подается в межтрубное пространство ТОС через патрубок в нижней части корпуса. Благодаря наличию двенадцати поперечных перегородок с сегментными вырезами дистиллят движется снизу вверх с поперечно-продольным омыванием теплообменных трубок и отводится через верхний патрубок корпуса. Охлаждающая вода по половине трубок поднимается вверх, а по другой половине трубного пучка опускается вниз, выходя через патрубок с противоположной стороны нижней крышки. Для выпуска воздуха на верхней крышке (по ХОВ) и на корпусе (для дистиллята) предусмотрены два воздушника. Опорожнение ТОС по дистилляту и ХОВ выполнено в приямок грунтовых вод. Устанавливаются теплообменники на фундаменте на отметке 0.0м четырьмя опорными лапами, приваренными к нижним крышкам ТОС.
Контроль температуры дистиллята на выходе из ТОС может осуществляться по ртутным термометрам, устанавливаемым в бобышки на патрубке выхода дистиллята. В эксплуатации постоянно контролируются температура дистиллята перед обмоткой статора и температура дистиллята
, подаваемого на охлаждение тиристорных преобразователей (АСКДГ и МЩТ).
Насос системы охлаждения статора генератора, тип ЦНСК-60-99
Техническая характеристика:
-
завод изготовитель – Ясногорский; -
подача - 60м3/час; -
напор на одну ступень - 33м.вод.ст.; -
общий напор - 99м.вод.ст.; -
скорость вращения - 2950об/мин; -
количество ступеней – 3; -
КПД - 65 %; -
мощность на валу насоса - 24,9кВт.
Насос центробежный, многоступенчатый, секционного типа, с закрытыми лопастными колесами одностороннего входа.
Рисунок 4. Насос системы охлаждения статора генератора, тип ЦНСК-60-99
Насос контура охлаждения статора типа ЦНСК-60-99 Ясногорского машиностроительного завода (Ц – центробежный, С - секционный, К - для перекачки кислотных вод) – горизонтальный трехступенчатый насос производительностью 60м3/ч и развиваемым напором 99м.в.ст. Корпус НОС образуют всасывающая и напорная крышка и комплект двух секций стянутых между собой стяжными шпильками. Каждая секция насоса в свою очередь состоит из корпуса направляющего аппарата и самого направляющего аппарата с уплотнительными кольцами, внутри которого установлено рабочее колесо. Стыки корпусов направляющих аппаратов и крышек корпуса уплотняются резиновым шнуром. К крышкам корпуса приболчены передний и задний кронштейны под установку в них опорных подшипников качения.
Ротор насоса состоит из вала, рабочих колес, дистанционной втулки и разгрузочного диска (диска гидравлической пяты). Все эти детали стянуты на валу гайкой вала. Опорами ротора служат два радиальных сферических подшипника, которые установлены в кронштейнах по скользящей посадке, допускающей осевое перемещение ротора вместе с подшипниками. Для смазки подшипников используется солидол (литол), места выхода вала из корпусов подшипников уплотняются резиновыми манжетами.
Подшипниковые камеры закрыты с обеих сторон крышками. Для исключения попадания воды в подшипники на валу установлены водоотбойные кольца. Вал в местах его выхода из корпуса насоса уплотняется сальниковой набивкой, пропитанной антифрикционным составом. Кольца набивки собираются на валу с относительным смещением разрезов на 120° и поджимаются втулками сальников (грундбуксами).
Компенсация осевого усилия, действующего на ротор в направлении от напора к всасу, производится с помощью автоматического уравновешивающего устройства – гидравлической пяты. Принцип действия гидропяты заключается в том, что на разгрузочный диск в камере, соединенной с всасом, при работе насоса действует усилие равное по
величине сумме осевых сил на рабочих колесах, но направленное в сторону нагнетания. При этом равенство усилий устанавливается автоматически благодаря возможности осевого перемещения ротора с соответствующим изменением компенсирующего усилия и восстановлением прежнего положения вала.
Все детали проточной части насосов типа ЦНСК выполнены из легированной или нержавеющих сталей. Всасывающая и напорная крышки, а также рабочие колеса НОС изготовлены из стали 2Х18Н4Г5Д (0,2% углерода, 18% хрома, 4% никеля, 5% марганца, 1% меди); вал, разгрузочный диск и кольца гидропяты – из стали 08Х18Н10Т, корпуса направляющих аппаратов, направляющие аппараты, уплотняющие кольца и втулки сальников – из пресс - материала АГ-4В.
Приводом НОС являются асинхронные электродвигатели мощностью 30кВт с частотой вращения 2950об/мин. Передача вращения от вала электродвигателя на вал насоса производится через упругую втулочно-пальцевую муфту, состоящую из двух полумуфт, которые соединяются между собой через резиновые втулки, установленные на цилиндрические пальцы. Управление насосами производится с местного щита генератора. По месту установки контролируются давление на всасе и давление на напоре каждого НОС.
На каждый генератор устанавливается по два насоса: один – рабочий, другой – резервный. Выбор режима производится машинистом на МЩГ. Резервный насос автоматически включается при отключении работающего насоса или при падении давления перед обмоткой статора до 3,5кгс/см2.
Бак водяной (БКС), тип: БВВ-2
Устанавливается по одному баку на каждый генератор. Бак служит для очистки химобессоленной воды от воздуха и возможно от водорода, которые появляются в контуре после обмотки статора. Вода, проходящая замкнутый цикл, загрязняется из-за неплотности БКС, находящегося под разряжением и системы охлаждения в самом генераторе.
Техническая характеристика:
-
объем бака - 2м3; -
максимальное давление в баке - 1кгс/см2.
Фильтр механический ФВ-35
Техническая характеристика:
-
завод-изготовитель – Электросила; -
количество - 3шт; -
пропускная способность - 30м3/час; -
рабочее давление - 25кгс/см2; -
размер улавливаемых частиц - 0,23мм; -
гидр. сопр. фильтра при чистых сетках - 0,4кгс/см2; -
масса - 82кг.
Фильтрующий элемент ФВ-35 состоит из скрепленных вместе с помощью обойм наружной фильтрующей и внутренней каркасной сеток. Номинальный расход дистиллята в контуре охлаждения статора обеспечивается пропускной способностью двух ФОС (третий в резерве). Контроль за чистотой сеток ведется по двум манометрам, установленным до и после фильтров. Резервный фильтр подключается при необходимости очистки фильтров при увеличении перепада давлений на работающих ФОС до 1,0кг/см
2.
Фильтр магнитный УФ-36
Техническая характеристика:
-
завод-изготовитель – Электросила; -
количество - 2шт; -
пропускная способность - 36м3/час; -
давление - 25кгс/см2; -
масса - 113кг.
Рисунок 5. Фильтр магнитный УФ-36
Магнитные фильтры УФ-36 служат для очистки дистиллята от случайных ферромагнитных частиц и состоят из двух магнитов, между которыми установлено полюсное кольцо. Из кольцевого пространства между нижним магнитом и корпусом дистиллят проходит через отверстия полюсного кольца, к верхнему магниту освобождаясь при этом от ферромагнитных частиц, и отводится к обмотке статора через патрубок на верхней половине корпуса. Разборка и очистка магнитных фильтров производится во время ППР не чаще одного раза в год.