Файл: Теоретические основы договоров в коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОГОВОРОВ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, цели, задачи договоров
1.3 Порядок заключения договоров
ГЛАВА 2. Анализ договорной работы ООО «Джинсы Суперцена»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2. Финансовые параметры франчайзингового проекта
2.3 Механизация договорных отношений в предприятии ООО «Джинсы Суперцена»
- получение ресурсов извне (вход ресурсов в организацию из внешней среды);
- преобразование ресурсов в продукцию или услуги (трансформация);
- передача продукции или услуги во внешнюю среду (выход готовых изделий).
Элементы внешней и внутренней среды в совокупности составляют тот мир, в рамках которого организация осуществляет свою деятельность.
Внешняя среда организации – это совокупность факторов, условий и сил, которые влияют на организацию извне и тем самым меняют как ситуацию на рынке, так и поведение организации. Это объективные условия, не поддающиеся контролю со стороны организации. Внешняя среда в рыночной экономике очень важна при повседневной работе компании.
Таким образом, внешняя среда – это факторы, объекты, условия функционирования, которые находятся вне прямого контроля организации, но соприкасаются с ней и влияют на ее поведение. При этом сама организация может изменять условия внешней среды, но только косвенными действиями, в основном это происходит через активные действия на рынке[10].
К основным угрозам, влияющим на деятельность «Джинсы Суперцена» можно отнести:
- Высокий темп инфляции;
- Установление завышенных налоговых тарифов;
- Вероятность ухудшения политической обстановки;
- Приток зарубежных конкурентов в отрасль;
- Высокий уровень мобильности рабочего персонала (текучесть кадров низшего эшелона).
Внутренняя среда включает в себя основные элементы и подсистемы организации, которые обеспечивают функционирование всех организационных процессов. Внутренняя среда обладает определенным потенциалом, дает набор возможностей для реагирования на изменения рынка, поведение конкурентов.
В настоящее время розничная сеть «Джинсы Суперцена» представлена 135 магазинами, расположенными в различных федеральных округах Российской Федерации (рис. 1).
Схематически состав сред организации можно представить следующим образом:
Рисунок 1. Состав внутренней среды
В микросреду включают (по М.Портеру): конкуренты; поставщики; товары-заменители; потребители; новинки рынка
Наибольшее число сетевых розничных магазинов ««Джинсы Суперцена» расположено в ЦФО и ПФО. Наименьшее число магазинов в СКФО и ДФО
Рисунок 2. Концентрация розничной сети «Джинсы Суперцена» по территории Российской Федерации в 2017 году
Развивая франчайзинг, «Джинсы Суперцена» предъявляет к претендентам на покупку франшизы определенные требования.
Одно из них касается помещения: формат магазинов
Имея 20 летний опыт в торговле компания выяснила что покупатели со средним достатком являющиеся основной потребительской аудиторией предпочитают магазины демократичного формата в которых они чувствуют себя комфортно, поэтому компания «Джинсы Суперцена» отдает предпочтение стилю (каскет) что в переводе с английского означает набор избранного и сочетающего в себе с одной стороны избранное от бутика: сервис, атмосферу, хорошие коллекции, а с другой стороны широкий выбор и приемлемые цены характерные для больших магазинов.
Магазин «Джинсы Суперцена » подходит как для маленьких городов с населением от 30 тысяч человек, так и для крупных городов-миллионников
Рисунок 3. Требования к магазинам «Джинсы Суперцена»
Оборудование.
В компании "Джинсы Суперцена" используется простое, качественное и недорогое торговое оборудование, легкое в монтаже и удобное в эксплуатации, имеющее очень низкую себестоимость.
Торговое оборудование может быть установлено как сотрудниками компании «Джинсы Суперцена», так и самостоятельно, используя прилагаемые инструкции. Сложных или дорогозатратных требований к ремонту помещения нет.
Главное - чтобы магазин был светлым и чистым, и покупателям в нем было комфортно и приятно совершать покупки.
Компания также принимает на себя вопросы обеспечения рекламы.
Бизнесмены получают товар по минимальной цене, благодаря чему могут продавать его с большой выгодой.
Требования к персоналу.
Особое внимание компания уделяет вопросам подбора персонала. В отдельных случаях франчайзер хочет убедиться в том, что его товары продают квалифицированные, коммуникабельные и ответственные люди. У ряда брендов предусмотрены обучающие курсы для подготовки будущих продавцов. Если обучение осуществляется силами франчайзи, то следует обратить особое внимание персонала на специфику бренда и корпоративную культуру. Оценку эффективности франчайзинга в компании целесообразно проводить путем сопоставления ключевых факторов эффективности, характеризующих результативность деятельности франчайзи. В связи с этим актуальна проблема выбора оптимального количества этих факторов с учетом особенностей франчайзи и возможности оценки аналогичных параметров у конкурентов[11].
2.2. Финансовые параметры франчайзингового проекта
Финансовые параметры франчайзингового проекта: доходы от реализации франчайзингового проекта; расходы франчайзингового проекта; окупаемость франчайзингового проекта.
Окупаемость франчайзингового проекта наступает для франчайзи после покрытия инвестиционных и текущих затрат положительным денежным потоком по проекту.
Рисунок 4. Доходная часть франчайзингового проекта
Рисунок 5. Расходная часть франчайзингового проекта
Расчет паушального взноса.
Сумма паушального взноса может быть рассчитана различными способами. Наиболее предпочтительным является сравнительный способ, когда данный показатель определяется на основе соответствующих аналогов на франчайзинговом рынке.
Например, в итоге разработки франшизного пакета для «ООО «Орбита-Джинс» (франчайзи «Джинсы Суперцена») был определен паушальный взнос в размере 6 тыс. долл., который включает в себя оплату следующих услуг франчайзера:
- передача прав на использование бренда — 1 тыс. долл.;
- передача технологий запуска, работы и управления фирменного магазина, формализованных в виде учебника, — 0,1 тыс. долл.;
- установка специализированного программного обеспечения — 0,1 тыс. долл.;
- обучение персонала — 0,1 тыс. долл.;
- техническая поддержка при открытии магазина — 0,1 тыс. долл.;
- поставка товара в минимальном ассортименте на 1 неделю работы магазина — 4,0 тыс. долл. (1 неделя);
Дополнительные расходы на рекламную поддержку на этапе запуска фирменного магазина составляют 0,6 тыс. долл.
Расчет роялти
Процедура принятия решения о величине роялти достаточно субъективна и требует учета следующих групп факторов (рис. 6)
При принятии решения об установлении роялти франчайзеру следует отталкиваться от возможности контролировать обороты франчайзи. Если принять во внимание значительные планируемые объемы реализации франшиз «Джинсы Суперцена», то устанавливать роялти, в принципе, не выгодно.
В этом случае доходы франчайзера будут единовременными, они будут складываться из паушального взноса и стартовых инвестиций франчайзи.
Рисунок 6. Факторы учета величины роялти
Паушальный взнос включает в себя непосредственные затраты на получение бренда франчайзи, а стартовые инвестиции необходимы для оплаты товаров, материалов, работ, услуг, которые оказываются франчайзером при создании фирменного магазина.
Оценка финансовой эффективности франчайзингового проекта
Результат данного этапа — разработанный франшизный пакет — включает в себя (рис.7)
Рисунок 7. Франшизный пакет
В табл. 1 представим примерный расчет вложений франчази в приобретение франшизы «Джинсы Суперцена»
Таблица 1
Примерный расчет вложений франчайзи в приобретение франшизы «Джинсы Суперцена»
Показатель |
Тип франшизы |
|||
Мини-магазин в помещении Франшиза 1 |
Мини-магазин на улице Франшиза 2 |
Средний павильон Франшиза 3 |
Магазин полноассортиментный Франшиза 4 |
|
Паушальный взнос, тыс. руб. |
245 |
245 |
550 |
500 |
Роялти,% |
20 |
20 |
30 |
40 |
Необходимая площадь, м2 |
4-10 |
4-10 |
15-45 |
45-100 |
Затраты на торговое оборудование, тыс. руб. |
200 |
200 |
400 |
1000 |
Затраты на отделку помещений, тыс. руб. |
300 |
600 |
600 |
2500 |
Затраты на товарное наполнение, тыс. руб. |
500 |
500 |
1000 |
3000 |
Затраты на информационное обеспечение и обучение, тыс. руб. |
150 |
150 |
150 |
150 |
Итого инвестиций, тыс. руб. |
1150 |
1450 |
2150 |
6650 |
В табл. 2 представлены ожидаемые финансовые характеристики франчайзи в рамках использования приобретенных франшиз.
Таблица 2
Ожидаемые финансовые характеристики франчайзи в рамках использования приобретенных франшиз
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Кол-во реализованных франшиз, ед. всего В том числе: |
70 |
100 |
130 |
150 |
160 |
- франшиза 1 |
10 |
20 |
30 |
40 |
40 |
- франшиза 2 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
- франшиза 3 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
- франшиза 4 |
20 |
30 |
40 |
40 |
40 |
Ожидаемый оборот 1 точки, тыс. руб./год |
42 000 |
48 000 |
53 000 |
59 000 |
64 000 |
- франшиза 1 |
6 000 |
7 000 |
8 000 |
9 000 |
10 000 |
- франшиза 2 |
6 000 |
7 000 |
8 000 |
9 000 |
10 000 |
- франшиза 3 |
10 000 |
11 000 |
12 000 |
13 000 |
14 000 |
- франшиза 4 |
20 000 |
23 000 |
25 000 |
28 000 |
30 000 |
Расчетная прибыль (из расчета 30% от оборота), тыс. руб./год |
180 000 |
273 000 |
372 000 |
414 000 |
744 000 |
- франшиза 1 |
18 000 |
42 000 |
72 000 |
108 000 |
120 000 |
- франшиза 2 |
18 000 |
63 000 |
112 000 |
135 000 |
180 000 |
- франшиза 3 |
60 000 |
66 000 |
72 000 |
78 000 |
84 000 |
- франшиза 4 |
120 000 |
207 000 |
300 000 |
336 000 |
360 000 |
Поток роялти (при средней ставке 27,5%), тыс. руб. |
49 500 |
75 100 |
82 500 |
92 400 |
99 000 |
Сумма паушальных взносов, тыс. руб. |
28350 |
38250 |
48150 |
53050 |
55500 |
- франшиза 1 |
2450 |
4900 |
7350 |
9800 |
9800 |
- франшиза 2 |
4900 |
7350 |
9800 |
12250 |
14700 |
- франшиза 3 |
11000 |
11000 |
11000 |
11000 |
11000 |
- франшиза 4 |
10000 |
15000 |
20000 |
20000 |
20000 |
ИТОГО |
208 350 |
311 250 |
420 150 |
467 050 |
799 500 |
Таким образом, в табл. 2 представлен расчет ожидаемых франчайзером потоков прибыли от реализации франшизы. Данный расчет достаточно приближенный, так как планировать реализацию франшиз на сколь-нибудь длительный период крайне сложно. Основными факторами, оказывающими влияние на объемы реализации франшиз, являются: общая экономическая ситуация в стране; покупательский спрос населения; динамика показателей доли импортной продукции в общем объеме произведенной продукции, страны-экспортеры текстильной продукции. Одежда относится к товарам повседневного спроса, а потому необходима потребителям постоянно.
Компания «Джинсы Суперцена» является одной из немногих производственных компаний, которые в настоящее время производят и реализуют одежду для различных групп населения. При этом основной акцент компания делает на замещение модного импорта отечественными товарами.
На разных этапах своей работы «Джинсы Суперцена» выстраивала партнерские отношения с иностранными компаниями, в том числе на основе договоров франчайзинга. В настоящий момент компания имеет достаточный опыт и репутацию для того, чтобы самой заняться реализацией франшиз как под брендом «Джинсы Суперцена», так и под другими известными иностранными брендами.
2.3 Механизация договорных отношений в предприятии ООО «Джинсы Суперцена»
Договор коммерческой концессии относится к предпринимательским договорам и является важным правовым инструментом для эффективной организации бизнеса.
Договор франшизы – это такой договор, согласно которому одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне – франчайзи («пользователь») совокупность прав. Сторона, получившая эти права, может заниматься изготовлением, продажей определённых товаров, предоставлением услуг согласно договору франчайзинга.
Франчайзинговый договор пользуется большой популярностью в сфере бизнеса, так как даёт определённые преимущества обеим сторонам. Так, франчайзи (пользователь), осуществляя свою деятельность под именем известной торговой марки, минимизирует предпринимательские риски. Кроме того, он работает на основе уже имеющегося чужого опыта. Правообладатель же, не вкладывая средства в создание филиалов, расширяет свой бизнес.