Файл: Теоретические основы договоров в коммерческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Договору коммерческой концессии посвящены нормы гл. 54 ГК РФ. Суть отношений сторон по этому договору состоит в том, что одна из них (правообладатель) передает второй (пользователю) права пользования на внешние атрибуты своего бизнеса, а также информацию, необходимую для производства товаров (оказания услуг, выполнения работ) под своей маркой. Правовая конструкция этого договора соответствует конструкции договоров так называемого франчайзинга в большинстве зарубежных стран. В России, говоря о франчайзинге (франшизе), имеют в виду именно концессию. Ранее законодатель использовал эти названия как тождественные, но сегодня понятия «франчайзинг» в ГК РФ нет.

В соответствии с п. 1 ст. 1028 ГК РФ предусмотрена необходимость письменной формы договора коммерческой концессии. Несоблюдение такой формы делает договор ничтожным, то есть он будет считаться не породившим никаких правовых последствий (п. 1 ст. 1028 ГК РФ). При этом требования о нотариальном удостоверении этого документа в законодательстве нет, хотя при желании стороны могут воспользоваться услугами нотариуса.

Пользователь по договору коммерческой концессии автоматически получает не только право использования внешних атрибутов и секретов производства правообладателя, но и возможность воспользоваться репутацией и предпринимательским опытом последнего для построения своего бизнеса. Это предопределяет исключительно возмездный характер договора и особые (в основном императивно установленные) обязанности сторон.

Пользователь, ведя бизнес под маркой правообладателя, действует тем не менее от собственного имени, то есть остается юридически независимым участником гражданского оборота. Однако он обязан уведомлять потребителей о факте использования соответствующих объектов на основе концессии.

Сторонами рассматриваемого договора могут быть только организации, имеющие целью получение прибыли, и предприниматели. Физические лица, не имеющие статуса предпринимателя, равно как и некоммерческие предприятия, заключить договор коммерческой концессиине могут.

Предметом договора коммерческой концессии выступает совокупность исключительных прав на объекты ИС (ст. 1027 ГК РФ). Это составное образование, в котором есть обязательный и дополнительные элементы.

В качестве обязательного выступает право на товарный знак или знак обслуживания. К факультативным относятся:

  • любые имущественные исключительные права (на ноу-хау, коммерческое обозначение, промышленный образец и т. д.);
  • репутация в деловой среде и коммерческий опыт правообладателя.

Для квалификации договора как концессионного нужно, чтобы по нему предоставлялось как минимум 2 вида исключительных прав, одно из которых должно быть правом на знак обслуживания либо товарный знак. Если последнее не передается либо передается только лишь оно, то налицо не договор коммерческой концессии, а иной вид соглашения.

Договор коммерческой концессии является договором консенсуальным, то есть таким, для заключения которого достаточно достижения соглашения по всем существенным условиям. В качестве существенных для этого вида договора законом установлены только условия о предмете и цене.

Условие о предмете будет считаться согласованным, если в договоре указано:

  • на какие именно объекты ИС передаются права и в чем именно заключаются характер и содержание этих прав;
  • в каком объеме будут использоваться предоставленные права, предпринимательский опыт и репутация правообладателя (можно установить минимальный и максимальный пределы их использования).

Возможно (но не обязательно) установление в договоре ограничения по местности использования с привязкой к той или иной сфере бизнеса (продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ).

Что касается цены, то в договор коммерческой концессии нужно обязательно включить пункт о форме выплаты и размере вознаграждения правообладателя (об этом пойдет речь ниже).

Как видно, срок в число обязательных условий франчайзинга не включен, т. е. закон допускает заключение договора как с указанием срока его действия, так и без такового. Если во время действия договора коммерческой концессии право на товарный знак и/или коммерческое обозначение прекратится и при этом не произойдет его замены аналогичным правом, договор считается прекратившим действие. Если прекратится право на другой объект, в отношении которого переданы права, то договор действует в части, не относящейся к этому объекту.

В соответствии со п. 1 ст. 1029 ГК РФ в рамках договора коммерческой концессии пользователь вправе разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии (если наличие такого права оговорено в договоре либо изначально им предусмотрено). [12]

Положениями п. 1 ст. 1031 ГК РФ установлено, что обязанности правообладателя, которые договор коммерческой концессии изменить или отменить не может, включают:

  • передачу пользователю документов (как коммерческих, так и технических) и сведений, требуемых для реализации всех переданных по договору прав;
  • инструктаж пользователя и его сотрудников по любым вопросам, касающимся реализации указанных прав.

При этом затруднительно и нецелесообразно фиксировать вдоговоре коммерческой концессии конкретный объем предоставляемых сведений и документов, так как в ходе его исполнения этот объем может меняться.

Другие обязанности правообладателя указаны в п. 2 той же статьи. Они действуют по умолчанию, но стороны своим соглашением могут их изменить:

  • Бремя регистрации передачи прав по договору коммерческой концессии, о котором уже упоминалось выше. Оно подразумевает возложение на правообладателя как минимум уплаты пошлины.
  • Обязанность содействовать пользователю консультативно и технически (это касается и повышения квалификации сотрудников пользователя).
  • Обязанность осуществлять качественный контроль оказываемых пользователем услуг (выполняемых работ) или производимых им товаров.

Почти все обязанности пользователя определены императивно в ст. 1032 ГК РФ:

  • Использование средств индивидуализации правообладателя строго теми способами и в тех пределах, которые включены в договор коммерческой концессии.
  • Обеспечение качества производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ на уровне стандартов правообладателя.
  • Следование указаниям и инструкциям правообладателя, которые направлены на обеспечение соответствия использования переданных прав установленным им требованиям (в том числе к оформлению коммерческих помещений). Проще говоря, пользователь обязан пользоваться фирменным стилем правообладателя, обеспечивая тем самым узнаваемость марки.
  • Оказание всех допуслуг, которые предоставляет правообладатель.
  • Уведомление потребителей о том, что пользователь действует под маркой правообладателя на основании договора коммерческой концессии.
  • Неразглашение ноу-хау правообладателя и любой информации, которая составляет коммерческую тайну. Рекомендуется в договоре детально раскрыть эту обязанность, указав, какие именно сведения относятся к секретам и коммерческой тайне. При этом следует помнить, что по законодательству РФ не все сведения можно относить к коммерческой тайне (см. ст. 5 закона «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ).

Единственная обязанность, которая действует только в том случае, если стороны ее предусмотрели в договоре коммерческой концессии, — предоставление субконцессий в предусмотренном договором количестве.

При обращении в офис компании «Джинсы Суперцена» назначается личная встреча, на которой обсуждаются индивидуальные условия сотрудничества, после чего заключается договор (типовая форма представлена в Приложении 1), и предприниматель приступает к работе.


При приобретении франшизы на продажу одежды определенной марки нужно быть готовым придерживаться концепции выбранной фирмы. Как правило, в оформлении используется название и бренд компании-франчайзера.

К оформлению интерьера следует приступать только после обсуждения его с представителем поставщика, потому что все магазины, работающие под одной маркой, выдерживаются в едином стиле.

В Приложении 2 представлена схема взаимодействия участников рынка франчайзинга.

Виды договоров на предприятии. Анализ и практика

Кроме договоров франчайзинга, компания «Джинсы Суперцена» заключает договора аренды.

В соответствии с законодательством РФ заключение договора аренды происходит с соблюдением определенных правил и порядка. Основываясь на закон, по данному договору арендодатель обязуется предоставить арендатору некое имущество за определенную договором плату во временное владение и (или) временное пользование[13].

Договор аренды подлежит заключению на различных условиях, а основными моментами являются:

  • в договоре обязательно должны быть прописаны данные, позволяющие идентифицировать имущество, подлежащее передаче во временное владение и (или) пользование арендатору в качестве объекта аренды. Это одно из существенных условий договора аренды;
  • срок договора аренды также является существенным условием. В том случае, если срок аренды объектов недвижимого имущества будет более года, договор аренды подлежит государственной регистрации;
  • если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, договор оформляется в письменной форме;
  • если в договоре аренды имущества предусмотрен переход в последующем права собственности на это имущество к арендатору (ст. 624 ГК РФ), то необходимо его заключать по форме, установленной для договора купли-продажи такого имущества (ст. 609 ГК РФ).

До заключения договора аренды все его условия и нюансы должны быть тщательно изучены. Особого внимания заслуживает проработка и согласование существенного условия договора аренды - его предмета. Чтобы он был составлен грамотно и исключал неверное толкование обязанностей сторон, желательно предусмотреть в тексте следующие пункты[14]:

  • преамбула, в которой приводится полное наименование участвующих в заключении сторон договора;
  • предмет договора. Необходимо четко и подробно описать какое имущество подлежит передачи в аренду, его основные характеристики;
  • арендная ставка - обязательно необходимо указать стоимость аренды, сроки и порядок внесения ежемесячных платежей;
  • срок аренды;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • условия, а также предусмотренный порядок расторжения договора аренды.

В соответствии с п. 1 ст. 621 ГК РФ у бывшего арендатора предусмотрено преимущество перед другими заинтересованными лицами - право на заключение договора аренды на новый срок. Для этого арендатору необходимо в письменном виде уведомить арендодателя о намерении продлить договор аренды.

Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года, со дня истечения договора, заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в судебном порядке перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору аренды и возмещения понесенных убытков, причиненных данным отказом возобновить с ним договор аренды, либо только компенсации таких убытков.

При заключении договора аренды возможно предусмотреть заранее, что нормы ст. 621 ГК РФ (преимущественное право арендатора на новый срок) не подлежат применению.

Также компания «Джинсы Суперцена» заключает договора купли-продажи.

Приобретение или продажа оборудования относится к категории стандартной сделки купли-продажи. Согласно договора, одна сторона передает в собственность оборудование покупателю за оговоренную сумму денег в обозначенный срок. Членами сделки могут выступать дееспособные физические или юридические лица. Документ набирает юридическую силу после достижения обоюдной договоренности, скрепленной подписями (печатями). Договор составляется в письменном виде в двух экземплярах для каждой из сторон. Основной раздел документа посвящен объекту продажи, учитывая его специфику и особенности.

Существенные условия договора:

Предмет. Прописываются название оборудование, его модель, характеристика, иные важные параметры. В приложении к договору купли-продажи можно указать полные сведения об оборудовании. В этом случае необходимо сделать пометку, что передаче подлежит оборудование, указанное в приложение[15].

Цена. Стоимость оборудования указывается как в договоре, так и в приложении к нему. Важно прописать особенности оплаты и валюту (рубли, доллары, евро с указанием даты котировки их курса), сроки, оговорку о рассрочке, тип платежа (наличный, безналичный), предоплату. А также, что входит в цену (доставка, погрузка, хранение). Цена — окончательная и не подлежит изменению все время действия договора.

Важно указать «тестовый» период для проверки оборудования, например:

«Покупателю предоставляется один месяц с момента поставки на эксплуатацию оборудования на безвозмездной основе с целью проверки его качеств, работоспособности и исправности. Оплата за оборудование будет осуществлена после завершения этого периода. По завершении «тестового» периода покупатель должен либо вернуть оборудование с указанием причины в письменном виде, либо оплатить его стоимость, в сроки, оговорённые пунктом 3».