Файл: Решение по управлению и эксплуатации общего имущества многоквартирных домов и наращивания потенциала создания эффективных форм управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сфера управления жилищно-коммунальными услугами продолжает развиваться на протяжении многих лет в каждой стране. Каждая из стран ставит перед собой цели по улучшению качества предоставленных услуг управляющей компании, а большинство жителей готовы платить за прозрачность и доступность оказанных удобств.
Текущее положение сферы ЖКХ в России.
Рассмотрим опыт нашей страны и проведем сравнение. Концепция управляющих компаний жилой недвижимости в Российской Федерации близка с действующей системой Великобританией, но лишь в крупных городах можно говорить о реальной конкуренции между предприятиями и соответственно о качественном предоставлении услуг. Именно управляющая компания должна осуществлять наблюдение за безопасностью территории, сохранение состояния доверенного имущества в надлежащем виде, выполнение требуемого мелкого ремонта, устранение возникающих аварий.
К сожалению, не все компании выполняют взятые на себя обязательства, решают возникающие у жителей домов вопросы, оказывают качественные услуги и в полном объеме. И данная ситуация является глобальной проблемой для нашей огромной страны, также осложненная отсутствием жесткого законодательного регулирования в вопросе полноты функций и требований к управляющим компаниям.
Российское ЖКХ находится в состоянии тяжелого кризиса, о чем свидетельствует высокая степень недовольства российских граждан, переходящая в жилищно-коммунальные бунты. Реформирование ЖКХ требует комплексного подхода, проведения системных мероприятий по повышению эффективности его функционирования. Одним из главных путей преобразований становится кардинальное изменение системы предоставления жилищно-коммунальных услуг, т.е. способов управления жилыми многоквартирными домами. Отечественная практика управления жилым домом пока не показала своей действенности и функциональности, к тому же принятый новый жилищный кодекс РФ не дает четких и однозначных разъяснений по вопросу управления многоквартирными домами.
Положительный опыт управления в России.
В Российской Федерации также имеется положительной опыт эффективного управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Лучшие практики управления многоквартирными домами собирает Ассоциация профессиональных управляющих недвижимостью.
Оригинальный подход к решению вопроса с трудовыми кадрами продемонстрировало ТСЖ «Восход». Компания смогла наладить взаимодействие с органами УФСИН и привлечь граждан, осуждённых за административные правонарушения, для исполнения различных работ по благоустройству придомовой территории и обслуживанию мест общего пользования в доме.
Эти работы выполняются бесплатно, то есть собственники за них ничего не платят дополнительно. А внутри тарифа сама работа становится дешевле, что ведёт к экономии средств, которые можно потратить на какие-то дополнительные работы или дополнительное благоустройство.
Преимущество такого подхода состоит не только в экономических выгодах для собственников жилья, но и в улучшении имиджа компании: ТСЖ «Восход» тесно взаимодействует с государственными структурами, выполняет социально полезную, воспитательную работы и таким решением привлекает к себе дополнительное внимание со стороны общественности. Однако с точки зрения повышения эффективности задействование непрофессиональных кадров допустимо лишь в случае полного контроля качества выполняемых работ.
Перспективным направление повышения эффективности в сфере ЖКХ является цифровизация. К примеру, московская компания УК «Феникс» систематизировала работу с клиентами посредством использования программы обмена информацией «Умный житель», которую может установить на свой телефон любой клиент компании. Программа фиксирует и распределяет обращения, помогает оперативно реагировать на возникающие проблемы и контролировать качество работ подрядчиков. При наличии программы оператор может одновременно обрабатывать несколько заявок, а клиенту не обязательно дозваниваться в офис организации или идти туда, поэтому в целом рабочий процесс становится более интенсивным и эффективным.
УК «Юбилейный-2007» пошли по пути повышения эффективности за счет технологических инноваций. На одном из подведомственных объектов компания установила термомайзер – терморегулятор с датчиком уличной температуры. Этот прибор автоматически регулирует температуру воды в отопительной системе, либо полностью отключает нагреватель. Регулятор экономит значительные средства в демисезонные периоды, когда температура окружающей подвержена колебаниям. Термомайзер позволяет избежать перерасхода энергии во время перепадов погоды, автоматически меняет настройки обогревателя, обеспечивая комфортные условия проживания квартиросъемщикам и стабилизируя доходы собственникам помещений.
Другой пример удачных технологических инноваций показала УК «ЖилКомфортСервис». Компания установила на своих объектах приборы удаленного контроля отопительной системы. Параметры системы регулируются не автоматически, как при наличии термомайзера, а вручную, но без присутствия на объекте, что обеспечивает высокую оперативность управления. При таком подходе к автоматизации предприятие может сократить расходы на обслуживающий персонал.
Инновации УК «Феникс» связаны с повышением качества обслуживания. В частности, вместо ручного труда уборщиц компания решила использовать поломоечную машину. Алгоритмы её работы хорошо подходят для больших пространств без препятствий, в частности, для приквартирных площадок. Вместе с тем полностью автоматизировать работу пока невозможно, поскольку перемещать машину с этажа на этаж, обслуживать щётки и заливать воду всё равно приходится вручную. Поэтому решение УК «Феникс» скорее служит для улучшения репутации и привлечения внимания, чем для повышения производительности труда или сокращения расходов.
ТСЖ «Богатырь-101» установило гибридную систему горячего водоснабжения: большую часть работы по нагреву воды, как и раньше, выполняет традиционная бойлерная система, но в солнечные дни до 50% затрат энергии компенсируют установленные на крыше дома солнечные коллекторы. По сути, они образуют второй контур системы водоснабжения, в котором циркулирует специальный теплоноситель. Немаловажное преимущество такой системы нагрева воды заключается в отсутствии дополнительной техногенной нагрузки – солнечные коллекторы работают безотходно и, практически, не нуждаются в обслуживании.
Наряду с солнечными коллекторами для отопления, в некоторых домах ТСЖ «Богатырь-101» использует солнечные панели, энергии которых хватает на обеспечение освещения в подъездах и на лестничных клетках. При изначально высоких затратах на установку таких панелей ТСЖ получает ощутимые финансовые выгоды в долгосрочной перспективе, т.к. срок службы солнечных батарей составляет не менее 20 лет, а обслуживание сводится только к тому, чтобы 4 раза в год менять угол их наклона. Как и в случае с солнечными коллекторами, данная технология является безотходной.
Также ТСЖ «Богатырь-101» удачно реализовало систему повышения качества воды посредством её дополнительной обработки и фильтрации. На собранные с жильцов средства в домах были установлены специальные активаторы и фильтры, в результате чего качество питьевой воды значительно возросло, а собственник помещения получил дополнительные выгоды в виде повышения срока эксплуатации водопроводных систем – теперь в трубах образуется меньше отложений
В целом, можно констатировать, что ряд отечественных предприятий значительно определи конкурентов и предлагают вполне реальные подходы к повышению эффективности в сфере ЖКХ. В условиях углубляющегося экономического кризиса и непредсказуемости рыночной среды повышение эффективности является залогом выживания и дальнейшего развития предприятий в данной сфере.
Список используемых источников.
1. Волкова О.Е., Филиппова Д.С. Зарубежный опыт повышения качества жилищно-коммунальных услуг // Труды Братского государственного университета. Серия: Естественные и инженерные науки. – 2020. – Т. 1. – С. 129-132.
2. Обзор передового зарубежного опыта развития ЖКХ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mguu.ru/images/publications/mguu-best- practices-utilities.pdf
3. Меркулова В.С., Абакумов Р.Г. Анализ применяемых организационных механизмов управления жилищно-коммунальным хозяйством в России и зарубежных странах // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - No8 (34). – С. 251-257.
4. Лучшие практики управления МКД. Сборник. – Издательство РосКвартал, 2021. – 84 с.