Файл: Лекция Общая характеристика информационных технологий и их классификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция № 2. Информационные технологии
7
Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский характер этой технологии в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в орга- низациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникаци- онные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.
Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим сред- ством ее реализации является компьютер. Три основных принципа характерны для ком- пьютерной информационной технологии:

интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

интегрированность с другими программными продуктами;

гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Для эффективного взаимодействия конечных пользователей с вычислительной си- стемой компьютерные информационные технологии опираются на принципиально иную организацию интерфейса пользователей с вычислительной системой (так называемого

дружественного интерфейса), который выражается прежде всего в следующем:

в обеспечении права пользователя на ошибку благодаря защите информацион- но-вычислительных ресурсов системы от непрофессиональных действий на компьютере;

в наличии широкого набора иерархических меню, системы подсказок и обуче- ния и т.п., облегчающих процесс взаимодействия пользователя с ПК;

в наличии системы "отката", позволяющей при выполнении регламентирован- ного действия, последствия которого по каким-либо причинам не удовлетвори- ли пользователя, вернуться к предыдущему состоянию системы.
По-видимому, более точным следует считать все же термин новая, а не компьютер- ная информационная технология, поскольку он отражает в ее структуре не только техно- логии, основанные на использовании компьютеров, но и технологии, основанные на дру- гих технических средствах, особенно на средствах, обеспечивающих телекоммуникацию.
Новая информационная технология - информационная технология с "дружествен- ным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
4. Классификация видов информационных технологий
В настоящее время классификация информационных технологий (ИТ) проводится по сле- дующим признакам
4
:

способу реализации в автоматизированных информационных системах (АИС),

степени охвата задач управления,

классам реализуемых технологических операций,

типу пользовательского интерфейса,

вариантам использования сети ЭВМ,

обслуживаемой предметной области и др.
По способу реализации в АИС ИТделятся на традиционные и современные.
4
http://www.studfiles.ru/preview/953377/

Лекция № 2. Информационные технологии
8
Автоматизированная информационная система (АИС)

это совокупность раз- личных программно-аппаратных средств, которые предназначены для автоматизации ка- кой-либо деятельности, связанной с передачей, хранением и обработкой различной ин- формации.
Информационная технология является «традиционной», если ее использование явля- ется общепринятой нормой (считается обычной, хорошо освоенной и используется во всех организациях), а сама технология на протяжении большого периода времени каче- ственно не изменялась (например, телефон, радио, пишущая машинка, калькулятор и т.д.)
5
Традиционные ИТ существовали в условиях централизованной обработки данных, до периода массового использования ПЭВМ. Они были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости действий работников предприятий или организаций (напри- мер, инженерные и научные расчеты, формирование регулярной отчетности на предприя- тиях и др.).
Новые (современные) ИТ связаны в первую очередь с информационным обеспече- нием процесса управления в режиме реального времени, осваиваются и используются во многих организациях.
По степени охвата информационными технологиями задач управлениявыделяют: электронную обработку данных, автоматизацию функций управления, поддержку при- нятия решений, электронный офис, экспертную поддержку.
Электронная обработка данных выполняется с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления при решении локальных математиче- ских и экономических задач.
При автоматизации управленческой деятельности вычислительные средства исполь- зуются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной от- четности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений.
ИТ поддержки принятия решений предусматривают широкое использование эконо- мико-математических методов и моделей, пакеты прикладных программ (ППП) для ана- литической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельно- сти.
К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время ИТ, полу- чившие название электронного офиса и экспертной поддержки принятия решений. Эти два варианта ИТ ориентированы на использование достижений в области новейших под- ходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и совре- менного информационного обслуживания за счет автоматизированного набора управлен- ческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.
Электронный офис предусматривает наличие интегрированных ППП, которые обес- печивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большее распространение приобретают электронные офисы, сотрудники и оборудование которых могут находиться в разных помещениях. Необходимость работы с документами, материалами и базами данных (БД) конкретного предприятия или учреждения в гостини-
5
О традиционных информационных технологиях см., например, в http://www.ngpedia.ru/id512221p1.html


Лекция № 2. Информационные технологии
9 це, транспорте, дома привела к появлению электронных офисов, включенных в соответ- ствующие сети ЭВМ.
ИТ экспертной поддержки принятия решений, составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся ситуаций вынуждены использовать накопленный опыт в оценке ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предмет- ной области.
По классу реализуемых технологических операций ИТподразделяются:на работу с текстовыми процессорами, электронными таблицами (табличными процессорами), гра- фическими объектами, системы управления БД, геоинформационные системы, гипер- текстовые и мультимедийные системы.
С помощью текстового и табличного процессора выполняется обработка тестовых и числовых данных.
Графические данные обрабатываются двух и трехмерными графическими процессо- рами. Технология формирования видеоизображения получила название компьютерной графики.
Компьютерная графика(или машинная графика)- это создание, хранение и об- работка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ.
Эта технология проникла в область моделирования различных конструкций (маши- ностроение, авиационная техника, автомобилестроение, строительная техника и др.), эко- номического анализа, проникает в рекламную деятельность, делает занимательным досуг.
Формируемые и обрабатываемые с помощью цифрового процессора изображения могут быть демонстрационными и анимационными. К демонстрационным изображениям отно- сят, как правило, коммерческую (деловую) и иллюстрационную графику. Ко второй груп- пе - анимационной графике - принадлежит инженерная и научная графика, а также графи- ка, связанная с рекламой, искусством, играми, когда на экран выводятся не только оди- ночные изображения, но и последовательность кадров в виде фильма.
Интерактивная графика является одним из наиболее прогрессивных направлений среди современных ИТ. Это направление переживает бурное развитие в области появле- ния новых графических станций и в области специализированных программных средств, позволяющих создавать реалистические объемные движущиеся изображения, сравнимые по качеству с кадрами видеофильма.
В отличии от пассивной графики, когда с помощью пакета прикладных программ производятся формирование и вывод графических изображений, интерактивная графика - процесс оперативного графического взаимодействия (диалога) человека с ЭВМ. Интерак- тивная графика представляет собой важный раздел компьютерной графики, когда пользо- ватель имеет возможность динамически управлять содержанием изображения, его фор- мой, размерами и цветом на поверхности дисплея с помощью интерактивных устройств взаимодействия, например, клавиатуры, мыши, трекбола и т.п. Интерактивная машинная графика существенно повышает эффективность диалога пользователя с ЭВМ за счет ис- пользования сочетания графического представления информации с текстовой. В итоге по- вышается качество и точность результатов, снижаются объемы рутинной работы.
Типичными примерами использования интерактивной графики являются следующие области: создание графиков, гистограмм, диаграмм; геоинформационные системы, карто- графия; автоматизация чертежных и конструкторских работ; САПР (система автоматизи- рованного проектирования); проектирование компонент и систем механических, электри-


Лекция № 2. Информационные технологии
10 ческих, электромеханических и электронных устройств; проектирование и моделирование в авиа-, судо-, автомобилестроении; архитектура, дизайн, геология; моделирование спец- эффектов, мультипликация, заставки; управление процессами; автоматизация канцеляр- ских работ, электронный документооборот, электронная публикация; искусство и рекла- ма; графические интерфейсы операционных и прикладных систем, браузеров для Интер- нета и WEB-серверов; компьютерные игры, библиотеки и энциклопедии на СD-ROM, ин- терактивное кино
6
В классическом понимании система управления базами данных (СУБД) представ- ляет собой набор программ, позволяющих создавать и поддерживать базы данных в акту- альном состоянии.
Геоинформационные технологии (ГИТ) обрабатывают все типы данных, включая географические и пространственные данные.
В широком смысле ГИТ - это наборы данных и аналитические средства для работы с координатно-привязанной информацией.
Обычно любой текст представляется как одна длинная строка символов, которая чи- тается в одном направлении. Гипертекстовая технология - организация текста в виде иерархической структур. Материал текста делится на фрагменты. Каждый видимый на экране ЭВМ фрагмент, дополненный многочисленными связями с другими фрагментами, позволяет уточнить информацию об изучаемом объекте и двигаться в одном или несколь- ких направлениях по выбранной связи.
Мультимедиа-технология - программно-техническая организация обмена с компь- ютером текстовой, графической, аудио и видеоинформацией.
По типу пользовательского интерфейсаможно рассматривать ИТ с точки зрения воз- можностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам.
Так, пакетная ИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку инфор- мации, пока она проводится в автоматическом режиме.
В отличие от пакетной диалоговая ИТ предоставляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для ре- шения функциональных задач и принятия решений.
Интерфейс сетевой ИТ предоставляет пользователю средства доступа к территори- ально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря разви- тым средствам связи.
В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов ИТ в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрирован- ного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленче- ской деятельности, но и являющимся основой создания самых разнообразных сетевых ва- риантов ИТ: локальных, многоуровневых, распределенных и глобальных информационно- вычислительных сетей.
По обслуживаемым предметным областям ИТподразделяются разнообразно.
Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образова- ние, культура, экономика, производство, военное дело и т. п.
6
http://webkonspect.com/?id=996&labelid=9932&room=profile


Лекция № 2. Информационные технологии
11
Например, в области образования информационные технологии применяются для реше- ния двух основных задач: обучения и управления. В обучении информационные техноло- гии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обуча- ющимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения инфор- мационные технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний. Причем они могут быть, как компьютерными, так и бескомпьютерными.
К числу компьютерных ИТ можно отнести: технологии, использующие компьютер- ные обучающие программы; мультимедиа технологии; технологии дистанционного обу- чения; технология интерактивного обучения с использованием интерактивных досок; тех- нологии компьютерного тестирования и др.
К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной ин- формации относятся бумажные, оптотехнические, электронно-технические технологии.
Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответ- ственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обуче- ния относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим

диа- проекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным

телевизоры и проигрыва- тели лазерных дисков.
Рассмотренное позволяет сделать вывод о том, что классификация информационных технологий помогает определить наиболее активные направления их внедрения и исполь- зования.
5. Свойства информационных технологий
Информационные технологии (ИТ) играют важную стратегическую роль, так как их при- менение позволило представить в формализованном виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации социальных процессов. Это привело к экономии затрат труда, времени, энергии, материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Роль информационных технологий быстро возрастает, что объясняется рядом их свойств
7
:

ИТ позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресур- сы общества, что экономит другие виды ресурсов – сырье, энергию, полезные ис- копаемые, материалы и оборудование, людские ресурсы, социальное время;

ИТ раньше были средством повышения персональной продуктивности сотрудни- ков, а сегодня становятся силой, помогающей компании получить и сохранить пре- имущества в конкурентной борьбе;

ИТ реализуют наиболее важные, интеллектуальные функции социальных процес- сов;

ИТ влияют не только на функционирование отдельных компаний, но и на экономи- ку в целом. Они превращаются в социальное явление, определяющее, как выглядит общество в мировом масштабе;

ИТ обеспечивают информационное взаимодействие людей, что способствует рас- пространению массовой информации. Они быстро ассимилируются культурой об- щества, снимают многие социальные, бытовые и производственные проблемы,
7
http://pandia.ru/text/78/624/47477.php