Файл: Дисциплина Подготовка педагога дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие 1 Обучающийся Рыжова Дарья Павловна Преподаватель Драчева Юлия Александровна.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Рыжова Дарья Павловна
Преподаватель:
Драчева Юлия Александровна
Задание 1:
Профессиограмма педагога дополнительного образования
Становление профессионализма опирается на общее психологическое развитие, осуществляется на его фоне и позднее его. Специфика профессионализма педагога наиболее четко может быть представлена через профессиограмму, эталонную модель педагога.
Профессиограмма – документ, отражающий условия и содержательную обобщенную характеристику определенной профессии, требования к специалисту – носителю данной профессии и определение, исходя из этих требований, необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности; ядром профессиограммы является психограмма.
Квалификационные требования: На должность педагога дополнительного образования назначается специалист, среднее профессиональное или высшее педагогическое образование без предъявления требования к стажу работы. В соответствии с п. 1 ст. 53 Закона РФ «Об образовании», порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами.
Доминирующий способ мышления: адаптация – координация.
Профессиональная область: педагогика, культура.
По классификации Климова данная профессия относится к типу Человек – человек, человек – художественный образ.
Доминирующий интерес: социальный.
Дополнительный интерес: артистический.
Знания, необходимые педагогу дополнительного образования:
Cоциально-психологических механизмов взаимодействия людей;
принципов и закономерностей развития образования с учетом его психолого – педагогических традиций;
о природо-, культуро- и социосообразности;
Умения, необходимые педагогу дополнительного образования:
проектировать и прогнозировать ход образовательного процесса;
взаимодействовать с другими людьми, определяя мотивы поведения, потребности, значение поступков, регулируя собственное поведение, эмоциональное состояние;
анализировать и изучать сложившиеся пед. ситуации, прогнозировать и управлять их развитием; осознанного использования технологий обучения и развития человека.
Функциональные обязанности:
Основными задачами работы педагога дополнительного образования является создание комфортных условий для творческого развития детей и подростков, развитие их социально- эмоционального мира.
Комплектует состав обучающихся в кружке, мастерской детей и принимает меры по сохранению их жизни и здоровья в течение срока обучения.
Осуществляет дополнительное образование обучающихся, развивает их творческую деятельность.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизиологической обоснованности.
Выявляет творческие способности, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей, имеющих отклонения в развитии.
Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
Организует участие обучающихся в массовых мероприятиях, выставках творчества, открытых занятиях, показательных выступлениях.
Участвует в деятельности педагогических советов и другой методической работы.
Соблюдает правила внутреннего распорядка.
Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства.
Критерии успешности:
успешное творческое развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом;
открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные; общий психологический комфорт в коллективе;
составление информационной и отчетной документации, проведение выставок и конкурсов детских работ.
Неблагоприятные факторы деятельности:
Педагог дополнительного образования в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими неблагоприятными факторами:
психофизиологические: высокая вовлеченность и сосредоточенность;
физическая нагрузка;
высокая эмоциональная нагрузка;
социально-психологические: ответственность за жизнь детей.
Организационные основы деятельности педагога дополнительного образования:
Для педагога дополнительного образования законодательством предусмотрена 18-часовая рабочая неделя (полная ставка). Распределение часов в течение рабочей недели определяется совместно администрацией организации и самим педагогом.
Условия труда: в помещении, мобильные; наличие рабочего места, класса для проведения занятий; наличие залов для проведения различных мероприятий
Уровень руководства:
Педагог дополнительного образования является специалистом и подчиняется администрации, прямого руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через педсоветы.
Перспективы должностного продвижения: горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования – методист, педагог-организатор, директор ЦДТ; внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п.
Требования к общей педагогической подготовке: базовые знания в психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной), физиологии, педагогике, социологии.
Требования к частной подготовке:
Знание нормативно-правовой базы педагогической деятельности, теории и истории общей педагогики;
владение методами социально-педагогической диагностики, методами социально-педагогической поддержки, методами планирования профессиональной и исследовательской деятельности.
Направления профессионального совершенствования:
готовность к новому, что появляется в теории и практике педагогики;
расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права;
личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность и т.п.); стремление достичь в своей деятельности высшего уровня профессионализма – уровня, системно моделирующего творчества (по Кузьминой Н.В.);
самостоятельная занимается постановка целей своей профессиональной деятельности. Иногда цели деятельности исходят от непосредственного руководителя – директора ЦДТ.
Медицинские противопоказания:
Противопоказаниями к деятельности - общие противопоказания педагогической деятельности:
сенсорные дефекты (резко выраженные дефекты слуха и речи);
нервные и психические заболевания;
инфекционные заболевания.
Пути получения профессии:
В настоящее время значительная часть педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования, после прохождения специальных курсов: «повышения профессионального мастерства для педагогов со стажем работы до 1 года работы, свыше 5 лет» в НИРО. Данную профессию можно получить во многих колледжах, ВУЗах (приказ Минобразования РФ от 22. 09. 2008 г. № 264 утверждена специальность: педагог дополнительного образования -050710).
Профессия «педагог дополнительного образования детей» содержит в себе элементы таких профессий как социальный педагог, психолог, воспитатель.
Задание 2:
Педагог дополнительного образования учреждения образования несет ответственность в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации за качество выполнения образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся школы во время занятий, нарушение их прав и свобод.
Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т.е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи учреждении образования.
Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности позволяет научить детей жить в согласии с природой, предвидеть ситуации, угрожающие их здоровью, действовать в защиту себя и других людей, сформировать у воспитанников заботливое отношения к своему физическому, психическому и нравственному состоянию, к здоровью других людей, приобретению жизненного опыта.
Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей, имеющей межведомственный характер и требующей комплексного стратегического решения.
Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосударственной задачей.
В статье 48 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится: «Педагогические работники обязаны: формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни». Решить эту проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности, т. е. развития сущностных характеристик личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, формирование умений и навыков культуры поведения в социоопасных экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни, здоровью человека.