Файл: Контрольная Работа по Инновационный менеджмент Вариант Исполнитель Студент 3 курса Нурметова Роза Султонбек кизи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- создание системы информации с помощью глобальных компьютерных сетей. [20, 3].
В разделе «Развитие библиотечного дела» «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 г.» конкретно определены направления инновационного развития библиотек:
- содействие в улучшении комплектования книжных фондов библиотек;
- создание национальной электронной библиотеки;
- создание сводного электронного каталога библиотек России;
- создание мобильной системы обслуживания населённых пунктов, не имеющих библиотек;
- расширение роли библиотек в контексте проблем формирования информационного общества;
- развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации;
- поддержка и развитие чтения.
Как видим, и в целевой программе «Культура России (2006-2011 гг.)», и в проекте «Развитие библиотечного дела» в рамках программы деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 г., главным образом отражены основные направления развития библиотечного дела, требующие инновационного подхода. В то же время в них не нашли достаточного отражения проблемы правового обеспечения инновационной деятельности в библиотечной сфере, вопросы создания для неё необходимых предпосылок: достаточного финансирования, социальных условий, подготовки и повышения квалификации кадров.
Более широкое освещение данных проблем нашло в «Концепции развития библиотечного дела Российской Федерации до 2015 г.». В этом документе, прежде всего, определены принципы стратегии развития библиотечного дела. Среди первых назван принцип инновационного подхода, предполагающий ориентацию на инновационные решения по всем направлениям развития библиотечной отрасли. Обозначены также принципы: соответствия социокультурным процессам, социальной ориентированности библиотечного дела, межведомственного подхода, научности, системности, прогрессивности, ответственности и открытости процессов реорганизации отрасли.
Определены главные направления инновационного развития библиотечного дела:
- ускорение реформирования библиотечного дела в русле современных общемировых тенденций;
- увеличение темпов информатизации российских библиотек;
- развитие электронных ресурсов библиотек, комплексная автоматизация интегрированных библиотечных сетей;
- формирование информационной культуры общества и др.
В концепции нашли более предметное отражение вопросы правового регулирования инновационной деятельности, финансирования, а также технического, социального, кадрового обеспечения. В ней говорится о внесении изменений в законы, регулирующие библиотечно-информационную деятельность, в целях приведения законодательной базы в соответствие с задачами развития библиотечного обслуживания населения.
Предусмотрены развитие материально-технической базы библиотек, обеспечение их современной техникой, улучшение финансирования в соответствии с функциями и объёмом работы, повышение оплаты труда библиотечных работников, создание системы непрерывного образования кадров. Предложено также создать межведомственный координационный библиотечный совет.
Таким образом, в концепции нашли более полное отражение все три аспекта инновационной библиотечной политики.
В настоящее время Министерство культуры Российской Федерации принимает меры по реализации инновационной политики. Оно участвует в совершенствовании законодательных и нормативных актов, регулирующих библиотечно-информационную деятельность, ведёт большую работу по созданию системы непрерывного образования кадров, способствует обеспечению социальной и экологической направленности инноваций, стимулирует инновационную активность библиотек, регулирует международное сотрудничество.
-
Организация внедрения и трансферта инноваци
До последнего времени было принято считать, что внедрение (освоение) результатов НИОКР является завершающей стадией процесса создания новой техники (ПСНТ). Исходя из этого подхода рассматривались и реша лись проблемы внедрения в народном хозяйстве, строилась система управ ления развитием науки и техники, оценивалась эффективность работы ИП и ведомств. Среди специалистов и органов управления НТП в стране до сих пор нет единства в определении понятия «внедрение» и его приложений к стадиям указанного цикла. Это порождает не только терминологические разногласия, но и расхождения в оценке уровня, количества и объемов внед рения, в способах организации планирования и учета затрат на внедрение, в
методах оценки эффективности и стимулирования качества, сроков и широ ты внедрения (использования) результатов НИОКР.
В связи с разделением труда в процессах исследований, разработок, про ектирования и производства новой техники и параллельно-последователь ным циклом их осуществления в специализированных научных, конструк торских, проектных, технологических производственных и других коллек тивах необходима постадийная оценка завершенности и внедрения (исполь зования) результатов работы на последующих стадиях разработок, производства, эксплуатации новой техники. Следует рассматривать разные уровни внедрения, а именно:
- использование результатов НИР в других НИОКР, являющихся разви тием законченных НИР либо выполняющихся в рамках других проблем и направлений науки и техники;
- использование результатов НИОКР в экспериментальных образца* и лабораторных процессах;
- освоение результатов ОКР и экспериментальных работ в опытном про
изводстве;
- освоение результатов НИОКР и испытание опытных образцов в серий ном производстве;
- широкомасштабное распространение инноваций в производстве и На
сыщении рынка (потребителей) готовыми изделиями.
Внедрением результатов НИОКР в народном хозяйстве следует считать процесс, охватывающий комплекс организационно-технических мероприя тий, принятых технико-экономических решений, направленный на исполь зование результатов НИОКР и т. п. Внедрением является также создание условий для реализации этих результатов с целью замены действующей техники, технологии, систем управления и т. п. более эффективными либо начало использования результатов, полученных на предыдущих стадиях цикла. Этот процесс может быть связан с трудностями или даже противодей ствием со стороны ИП, использующих результаты НИОКР, изобретения и рационализаторские предложения, поэтому термин «внедрение» достаточно точно отражает суть дела. На процессы внедрения результатов НИОКР влияют современные тенденции НТП: высокие темпы морального износа научно-технических результатов; постоянный рост затрат, связанных с до стижением результатов НИОКР и их использованием; возрастание неопре деленности научно-технических результатов и связанного с ней риска. В основе успешного внедрения результатов НИОКР лежит соблюдение ряда принципов:
- определение ориентировочной концепции внедрения на этапах научнотехнического прогнозирования, выработки идей и подготовки заданий на разработку инноваций;
- обязательность интеграции инновации с объектом, на котором она внед ряется (используется), по производственным мощностям, ресурсам, срокам
ирезультатам;
- необходимость маркетинговых исследований для определения возмож ностей, масштабов и условий реализации результатов НИОКР уже на этапах формирования технических заданий;
- активная заинтересованность и поддержка руководителей ИП-разра- ботчика, ИП-заказчика и вышестоящих органов; их экономическая заинте ресованность и ответственность при разработке и внедрении инноваций;
- обеспечение возможно более широкого распространения полученных
результатов НИОКР для достижения высокой эффективности у заказчиков и в народном хозяйстве.
Успешное внедрение инноваций с заданными параметрами в заданные сроки обеспечивается хорошей организацией процесса внедрения на всех стадиях ПСНТ. Основными задачами организации внедрения результатов НИОКР являются:
- обеспечение процессов внедрения посредством прогнозов, комплекс ных программ, перспективных и текущих планов, оперативного управления;
- сбалансированность планов новой техники с планами финансирования
капитального строительства, поставки оборудования и материалов;
- выбор организационных форм внедрения, в наибольшей степени соот ветствующих решаемым задачам;
- достижение рациональных соотношений производственных мощностей разрабатывающих и использующих их результаты ИП, подразделений;
- рациональное, планомерное использование научных, конструктор
ских, проектных, технологических, испытательных и производственных мощностей;
- развитие и повышение эффективности работы экспериментальных участков, опытных производств и испытательных баз;
- использование современных экономических отношений участников разработки, соблюдение сторонами договорных обязательств;
- кадровое обеспечение процессов внедрения у потребителей;
- широкая реклама инноваций в предполагаемых сферах использования;
- создание сети сервисного обслуживания новых интеллектуальных про дуктов у потребителя.
Резкое усложнение машин, приборов, аппаратов, технологических про цессов и систем управления, участие большого числа научных, инженерных
ипроизводственных коллективов в НТП потребовали поиска организаци
онных форм соединения науки и производства, позволяющих ликвидиро вать разобщенность стадий ПСНТ, обеспечить быстрое внедрение (исполь зование) идей и результатов НИОКР, опытных работ на следующих стадиях инновационного процесса. В ПСНТ развиваются интеграционные процес сы. Широкое распространение получили описанные выше научно-техничес кие структуры, состоящие из сотрудников ИП, участвующих в ПСНТ.
Во многих ИП созданы специализированные службы внедрения. Функ ция отделов внедрения заключается в оказании технической помощи потре бителям результатов НИОКР в освоении нововведений. Тесный контакт
отдела внедрения с производством обеспечивает обратную связь — учет результатов эксплуатации при создании новых и модификации существую щих образцов техники. Сотрудниками отдела должны быть опытные специ алисты, участвовавшие в разработках и производстве новой техники, имею щие опыт испытания и использования ее у потребителей. На отделы внедре ния возложено техническое руководство монтажом, стендовой проверкой, прогонкой и наладкой систем с привлечением для консультаций или внесе ния корректировок специалистов своего ИП или смежников. Именно для решения задач быстрой реализации инновационных проектов широкое рас пространение получили венчурные фирмы. Эти компании берут на себя риск реализации инновационных проектов, чтобы получить в случае успеха большую прибыль. По данным специалистов, более 60 из-100 крупнейших инноваций XX в. в США созданы венчурными фирмами. Именно они дали жизнь электрографическим аппаратам (ксерокс), вакуумным лампам, луче вой сварке, микропроцессорам, ПЭВМ и др.
Важным средством ускорения НТП, появления и реализации инноваций и повышения производительности труда является изобретательство. Особо го внимания требует организация внедрения изобретений как продукта в значительной степени индивидуального или малогруппового творческого труда, трудно поддающегося прогнозированию и планированию. Внедрение «неплановых» изобретений, как и плановых инноваций, в значительной степени определяется организационными формами, включая совершенство вание специализации и кооперирования участников процессов создания новой техники. По оценкам специалистов, процесс внедрения новой техники сопровождается участием 40-50 согласующих, регламентирующих и управ ляющих инстанций, а по сложным комплексным технологиям число таких участников возрастает до 350-500. Комплекс организационных мероприя тий позволит упорядочить согласования и резко сократить время на них.
Большую пользу для организации внедрения изобретений и других ин новаций приносят показанные выше оргформы соединения науки, произ водства и внедрения —центры НТТМ, центры научно-технических услуг и научно-технические кооперативы, временные творческие коллективы (ВТК). Использование традиционных и новых форм организации внедре ния результатов НИОКР определяет возможность, предпосылки, масштаб и сроки внедрения, а также технический, экономический и социальный эф фекты от инноваций. Важными условиями эффективной организации внед рения являются:
- прогнозы и маркетинговые исследования будущих инноваций;
- полнота учета экономических и социальных факторов появления, раз работки, производства и использования инновации;
- целевая направленность и комплексность систем управления НИОКР,
процессом внедрения их результатов, в рамках которых осуществляется организация внедрения;
- уровень квалификации кадров (научных, экономических, управленчес ких), выполнявших разработки и внедрение, и своевременная подготовка и переподготовка кадров для работы с новой техникой;
- обеспеченность капиталовложениями и соблюдение сроков капиталь ного строительства объектов создания инноваций.
Многие инновации ИП того или иного ведомства до последнего времени не получали широкого распространения во множестве ИП других ведомств
иу многих потенциальных отечественных и зарубежных потребителей. Большинство новшевств, созданных на предприятиях ВПК нашей страны, даже имеющих двойное применение, как правило, не передавалось в граж данские отрасли народного хозяйства. Хотя в США уже с конца 50-х — начала 60-х годов была задействована программа «утилизации результатов космических исследований в разработках и производстве техники граждан ского применения», которая явилась первой конверсионной программой, успешно функционирующей до настоящего времени. Аво всех высокоразви тых странах мира уже много лет одним из важнейших направлений ускоре ния НТП за счет широкого внедрения инноваций является реализация про грамм трансфера инноваций (transfer technology). В России, несмотря на провозглашенные программы конверсии военного производства, эта работа Проводилась формально и научно необоснованно даже при выделении необ ходимых средств. Причинами такой бесхозяйственности являлись: непроду манное засекречивание; отсутствие экономической и моральной заинтересо ванности работников «оборонки» в расширении сфер использования со зданных ими новшеств; несовершенство материально-технического обеспе чения; дефицит инвестиций. Главными причинами неразвитости трансфера инноваций в России является отсутствие: