Файл: Контрольная Работа по Инновационный менеджмент Вариант Исполнитель Студент 3 курса Нурметова Роза Султонбек кизи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- создание системы информации с помощью глобальных компьютерных сетей. [20, 3].

В разделе «Развитие библиотечного дела» «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 г.» конкретно определены направления инновационного развития библиотек:

- содействие в улучшении комплектования книжных фондов библиотек;

- создание национальной электронной библиотеки;

- создание сводного электронного каталога библиотек России;

- создание мобильной системы обслуживания населённых пунктов, не имеющих библиотек;

- расширение роли библиотек в контексте проблем формирования информационного общества;

- развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации;

- поддержка и развитие чтения.

Как видим, и в целевой программе «Культура России (2006-2011 гг.)», и в проекте «Развитие библиотечного дела» в рамках программы деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 г., главным образом отражены основные направления развития библиотечного дела, требующие инновационного подхода. В то же время в них не нашли достаточного отражения проблемы правового обеспечения инновационной деятельности в библиотечной сфере, вопросы создания для неё необходимых предпосылок: достаточного финансирования, социальных условий, подготовки и повышения квалификации кадров.

Более широкое освещение данных проблем нашло в «Концепции развития библиотечного дела Российской Федерации до 2015 г.». В этом документе, прежде всего, определены принципы стратегии развития библиотечного дела. Среди первых назван принцип инновационного подхода, предполагающий ориентацию на инновационные решения по всем направлениям развития библиотечной отрасли. Обозначены также принципы: соответствия социокультурным процессам, социальной ориентированности библиотечного дела, межведомственного подхода, научности, системности, прогрессивности, ответственности и открытости процессов реорганизации отрасли.

Определены главные направления инновационного развития библиотечного дела:

- ускорение реформирования библиотечного дела в русле современных общемировых тенденций;

- увеличение темпов информатизации российских библиотек;

- развитие электронных ресурсов библиотек, комплексная автоматизация интегрированных библиотечных сетей;

- формирование информационной культуры общества и др.

В концепции нашли более предметное отражение вопросы правового регулирования инновационной деятельности, финансирования, а также технического, социального, кадрового обеспечения. В ней говорится о внесении изменений в законы, регулирующие библиотечно-информационную деятельность, в целях приведения законодательной базы в соответствие с задачами развития библиотечного обслуживания населения.


Предусмотрены развитие материально-технической базы библиотек, обеспечение их современной техникой, улучшение финансирования в соответствии с функциями и объёмом работы, повышение оплаты труда библиотечных работников, создание системы непрерывного образования кадров. Предложено также создать межведомственный координационный библиотечный совет.

Таким образом, в концепции нашли более полное отражение все три аспекта инновационной библиотечной политики.

В настоящее время Министерство культуры Российской Федерации принимает меры по реализации инновационной политики. Оно участвует в совершенствовании законодательных и нормативных актов, регулирующих библиотечно-информационную деятельность, ведёт большую работу по созданию системы непрерывного образования кадров, способствует обеспечению социальной и экологической направленности инноваций, стимулирует инновационную активность библиотек, регулирует международное сотрудничество.


  1. Организация внедрения и трансферта инноваци

До последнего времени было принято считать, что внедрение (освоение) результатов НИОКР является завершающей стадией процесса создания новой техники (ПСНТ). Исходя из этого подхода рассматривались и реша­ лись проблемы внедрения в народном хозяйстве, строилась система управ­ ления развитием науки и техники, оценивалась эффективность работы ИП и ведомств. Среди специалистов и органов управления НТП в стране до сих пор нет единства в определении понятия «внедрение» и его приложений к стадиям указанного цикла. Это порождает не только терминологические разногласия, но и расхождения в оценке уровня, количества и объемов внед­ рения, в способах организации планирования и учета затрат на внедрение, в

методах оценки эффективности и стимулирования качества, сроков и широ­ ты внедрения (использования) результатов НИОКР.

В связи с разделением труда в процессах исследований, разработок, про­ ектирования и производства новой техники и параллельно-последователь­ ным циклом их осуществления в специализированных научных, конструк­ торских, проектных, технологических производственных и других коллек­ тивах необходима постадийная оценка завершенности и внедрения (исполь­ зования) результатов работы на последующих стадиях разработок, производства, эксплуатации новой техники. Следует рассматривать разные уровни внедрения, а именно:



- использование результатов НИР в других НИОКР, являющихся разви­ тием законченных НИР либо выполняющихся в рамках других проблем и направлений науки и техники;

- использование результатов НИОКР в экспериментальных образца* и лабораторных процессах;

- освоение результатов ОКР и экспериментальных работ в опытном про­

изводстве;

- освоение результатов НИОКР и испытание опытных образцов в серий­ ном производстве;

- широкомасштабное распространение инноваций в производстве и На­

сыщении рынка (потребителей) готовыми изделиями.

Внедрением результатов НИОКР в народном хозяйстве следует считать процесс, охватывающий комплекс организационно-технических мероприя­ тий, принятых технико-экономических решений, направленный на исполь­ зование результатов НИОКР и т. п. Внедрением является также создание условий для реализации этих результатов с целью замены действующей техники, технологии, систем управления и т. п. более эффективными либо начало использования результатов, полученных на предыдущих стадиях цикла. Этот процесс может быть связан с трудностями или даже противодей­ ствием со стороны ИП, использующих результаты НИОКР, изобретения и рационализаторские предложения, поэтому термин «внедрение» достаточно точно отражает суть дела. На процессы внедрения результатов НИОКР влияют современные тенденции НТП: высокие темпы морального износа научно-технических результатов; постоянный рост затрат, связанных с до­ стижением результатов НИОКР и их использованием; возрастание неопре­ деленности научно-технических результатов и связанного с ней риска. В основе успешного внедрения результатов НИОКР лежит соблюдение ряда принципов:

- определение ориентировочной концепции внедрения на этапах научнотехнического прогнозирования, выработки идей и подготовки заданий на разработку инноваций;

- обязательность интеграции инновации с объектом, на котором она внед­ ряется (используется), по производственным мощностям, ресурсам, срокам

ирезультатам;

- необходимость маркетинговых исследований для определения возмож­ ностей, масштабов и условий реализации результатов НИОКР уже на этапах формирования технических заданий;

- активная заинтересованность и поддержка руководителей ИП-разра- ботчика, ИП-заказчика и вышестоящих органов; их экономическая заинте­ ресованность и ответственность при разработке и внедрении инноваций;


- обеспечение возможно более широкого распространения полученных

результатов НИОКР для достижения высокой эффективности у заказчиков и в народном хозяйстве.

Успешное внедрение инноваций с заданными параметрами в заданные сроки обеспечивается хорошей организацией процесса внедрения на всех стадиях ПСНТ. Основными задачами организации внедрения результатов НИОКР являются:

- обеспечение процессов внедрения посредством прогнозов, комплекс­ ных программ, перспективных и текущих планов, оперативного управления;

- сбалансированность планов новой техники с планами финансирования

капитального строительства, поставки оборудования и материалов;

- выбор организационных форм внедрения, в наибольшей степени соот­ ветствующих решаемым задачам;

- достижение рациональных соотношений производственных мощностей разрабатывающих и использующих их результаты ИП, подразделений;

- рациональное, планомерное использование научных, конструктор­

ских, проектных, технологических, испытательных и производственных мощностей;

- развитие и повышение эффективности работы экспериментальных участков, опытных производств и испытательных баз;

- использование современных экономических отношений участников разработки, соблюдение сторонами договорных обязательств;

- кадровое обеспечение процессов внедрения у потребителей;

- широкая реклама инноваций в предполагаемых сферах использования;

- создание сети сервисного обслуживания новых интеллектуальных про­ дуктов у потребителя.

Резкое усложнение машин, приборов, аппаратов, технологических про­ цессов и систем управления, участие большого числа научных, инженерных

ипроизводственных коллективов в НТП потребовали поиска организаци­

онных форм соединения науки и производства, позволяющих ликвидиро­ вать разобщенность стадий ПСНТ, обеспечить быстрое внедрение (исполь­ зование) идей и результатов НИОКР, опытных работ на следующих стадиях инновационного процесса. В ПСНТ развиваются интеграционные процес­ сы. Широкое распространение получили описанные выше научно-техничес­ кие структуры, состоящие из сотрудников ИП, участвующих в ПСНТ.

Во многих ИП созданы специализированные службы внедрения. Функ­ ция отделов внедрения заключается в оказании технической помощи потре­ бителям результатов НИОКР в освоении нововведений. Тесный контакт

отдела внедрения с производством обеспечивает обратную связь — учет результатов эксплуатации при создании новых и модификации существую­ щих образцов техники. Сотрудниками отдела должны быть опытные специ­ алисты, участвовавшие в разработках и производстве новой техники, имею­ щие опыт испытания и использования ее у потребителей. На отделы внедре­ ния возложено техническое руководство монтажом, стендовой проверкой, прогонкой и наладкой систем с привлечением для консультаций или внесе­ ния корректировок специалистов своего ИП или смежников. Именно для решения задач быстрой реализации инновационных проектов широкое рас­ пространение получили венчурные фирмы. Эти компании берут на себя риск реализации инновационных проектов, чтобы получить в случае успеха большую прибыль. По данным специалистов, более 60 из-100 крупнейших инноваций XX в. в США созданы венчурными фирмами. Именно они дали жизнь электрографическим аппаратам (ксерокс), вакуумным лампам, луче­ вой сварке, микропроцессорам, ПЭВМ и др.


Важным средством ускорения НТП, появления и реализации инноваций и повышения производительности труда является изобретательство. Особо­ го внимания требует организация внедрения изобретений как продукта в значительной степени индивидуального или малогруппового творческого труда, трудно поддающегося прогнозированию и планированию. Внедрение «неплановых» изобретений, как и плановых инноваций, в значительной степени определяется организационными формами, включая совершенство­ вание специализации и кооперирования участников процессов создания новой техники. По оценкам специалистов, процесс внедрения новой техники сопровождается участием 40-50 согласующих, регламентирующих и управ­ ляющих инстанций, а по сложным комплексным технологиям число таких участников возрастает до 350-500. Комплекс организационных мероприя­ тий позволит упорядочить согласования и резко сократить время на них.

Большую пользу для организации внедрения изобретений и других ин­ новаций приносят показанные выше оргформы соединения науки, произ­ водства и внедрения —центры НТТМ, центры научно-технических услуг и научно-технические кооперативы, временные творческие коллективы (ВТК). Использование традиционных и новых форм организации внедре­ ния результатов НИОКР определяет возможность, предпосылки, масштаб и сроки внедрения, а также технический, экономический и социальный эф­ фекты от инноваций. Важными условиями эффективной организации внед­ рения являются:

- прогнозы и маркетинговые исследования будущих инноваций;

- полнота учета экономических и социальных факторов появления, раз­ работки, производства и использования инновации;

- целевая направленность и комплексность систем управления НИОКР,

процессом внедрения их результатов, в рамках которых осуществляется организация внедрения;

- уровень квалификации кадров (научных, экономических, управленчес­ ких), выполнявших разработки и внедрение, и своевременная подготовка и переподготовка кадров для работы с новой техникой;

- обеспеченность капиталовложениями и соблюдение сроков капиталь­ ного строительства объектов создания инноваций.

Многие инновации ИП того или иного ведомства до последнего времени не получали широкого распространения во множестве ИП других ведомств

иу многих потенциальных отечественных и зарубежных потребителей. Большинство новшевств, созданных на предприятиях ВПК нашей страны, даже имеющих двойное применение, как правило, не передавалось в граж­ данские отрасли народного хозяйства. Хотя в США уже с конца 50-х — начала 60-х годов была задействована программа «утилизации результатов космических исследований в разработках и производстве техники граждан­ ского применения», которая явилась первой конверсионной программой, успешно функционирующей до настоящего времени. Аво всех высокоразви­ тых странах мира уже много лет одним из важнейших направлений ускоре­ ния НТП за счет широкого внедрения инноваций является реализация про­ грамм трансфера инноваций (transfer technology). В России, несмотря на провозглашенные программы конверсии военного производства, эта работа Проводилась формально и научно необоснованно даже при выделении необ­ ходимых средств. Причинами такой бесхозяйственности являлись: непроду­ манное засекречивание; отсутствие экономической и моральной заинтересо­ ванности работников «оборонки» в расширении сфер использования со­ зданных ими новшеств; несовершенство материально-технического обеспе­ чения; дефицит инвестиций. Главными причинами неразвитости трансфера инноваций в России является отсутствие: