Файл: Курсовая работа 1 Дополнительное образование цель, задачи, содержание студента 2 курса на211 группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 498

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

Кафедра педагогики и социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА №1

Дополнительное образование: цель, задачи, содержание

студента 2 курса НА-21-1 группы
Специальность/направление 44.03.05 педагогическое образование

подготовки (с двумя профилями подготовки)

Специализация/ профиль Иностранный (немецкий) язык.

Иностранный (английский) язык

Волченков Михаил Евгеньевич

Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент кафедры

педагогики и социальной работы

И. В. Захарова

(уч.степень, должность, И.О.Фамилия)

(оценка цифрой и прописью) (подпись науч.рук./расшифровка подписи)

____________________________ ____________ № _________________

(количество баллов) (дата) (№ журнал регистрации)

_______________________

(должность регистрирующего)

______________/____________

(подпись/расшифровка)

Ульяновск 2023

Содержание


Введение 3

1. Общая характеристика дополнительного образования в России 5

1.1. Понятие, содержание и задачи дополнительного образования 5

1.2. Виды дополнительного образования в системе российского обучения 9

2. Отдельные формы получения дополнительного образования 13

2.1. Дополнительное образования в очном формате 13

Во-вторых, чёткий график занятий. 15

В-третьих, простая и понятная форма проверки знаний. 15

В-четвёртых, жизнь в коллективе. 16

В-пятых, социальные льготы. 16

2.2. Дополнительное образование в онлайн-пространстве 16

Заключение 22

Список использованной литературы 24



Введение


Получение основного общего образования является обязанностью каждого гражданина РФ. Из самого названия данной ступени образования понятно, что основное общее образование (9 классов) даёт базовые знания и навыки. Большинству такого уровня бывает достаточно, однако остальным необходимы дополнительные знания и умения. В современном мире существует огромное множество мест и способов их получения. В данном случае мы говорим о дополнительном образовании.

Дополнительно образование – это важная и неотъемлемая часть в жизни ребёнка. Раскрытие талантов, выявление интереса к какому-либо виду деятельности начинается с самого детства. Содействие со стороны родителей, так и самим обучающихся позволит всесторонне развивать свои физические и интеллектуальные показатели, что несомненно благоприятно влияет на самого обучаемого. Полагаем, многие из нас посещали кружки, секции, курсы. Всё это входит в исследуемый в настоящей работе социальный аспект.


Кроме того, в связи с недавними событиями образовательный процесс приобрёл новые формы. Помимо очного формата, при котором происходит личный контакт преподавателя и обучающегося, существует и заочный, или же дистанционный формат.

Дистанционное образование сейчас стало чем-то привычным и обыденным, однако всего пару лет назад его существование и широкое распространение находилось под большим сомнением и подвергалось критике. В первую очередь, родителей не устраивало, что их ребёнок что-то изучает, не выходя из дома и непосредственно не взаимодействия с преподавателем и иными обучающимися. Также многих волновала эффективность такого образования ввиду того, что длительное нахождение у цифрового экрана вредит здоровью, в первую очередь, зрению. Однако события 2020 года резко изменили ситуацию.

Пандемия коронавируса (COVID-19), охватившая весь мир, вынудила всех участников образовательного процесса (преподавателей и обучающихся) перейти в новый формат обучения – онлайн-образование. Данный аспект также подлежит рассмотрению в настоящем исследовании.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере дополнительного образования, предметом – дополнительное образование как разновидность способа обучения.

Цель настоящей курсовой работы – исследовать дополнительное образование и тенденции его развития в современной России.

Целевое ориентирование курсовой работы предполагает выполнение некоторого ряда действий, способствующих достижению поставленной цели. Последовательность данных действий формируют задачи научного исследования:

  1. рассмотреть понятие, цели, задачи дополнительного образования в России;

  2. выявить сущность и значение дополнительного образования;

  3. обозначить виды дополнительного образования;

  4. исследовать формы получения дополнительного образования на современном этапе развития.

Методы исследования, которые использовались для обработки информации при написании настоящей работы:

  • описательные (анализ, синтез, обобщение информации, содержащейся в различных источниках), с помощью данного метода проводился сбор, первичный анализ и изложение данных и их характеристик;

  • сравнительные, с помощью данного метода проводилось сопоставление и классификация.

Для выполнения поставленных основных задач, использовалось значительное количество литературы по данной теме. Значительная часть источников по теме содержится на различных интернет-ресурсах.



Структура работы отражает основные этапы и логику исследования. Структурно работа состоит из введения, двух глав, четырёх пунктов, заключения, списка использованной литературы.

1. Общая характеристика дополнительного образования в России

1.1. Понятие, содержание и задачи дополнительного образования


Понятие «дополнительное образование» было введено Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году. Основной задачей дополнительного образования в данном нормативно-правовом акте выделяется оказание превышающих базовый уровень услуг, выходящих за пределы обязательного базового уровня [2]. Оно осуществляется учреждениями дополнительного образования, которые реализуют одну или несколько дополнительных образовательных программ, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие личности. Данные программы компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового компонента образования, ориентируя на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании») впервые появилось точно сформулированное определение дополнительного образования. Так, дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и/или профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1]. В ФЗ «Об образовании» проведено содержательное различие между «основным» и дополнительным образованием, где последнее является по своей сути добровольным, инициативным. Если Закон «Об образовании» 1992 г. ориентировал всю систему на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства, то в Законе, принятом в 2012 г., целевые ориентиры дополнительного образования сконцентрированы вокруг личности человека.

Цель дополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка.


Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:

  1. создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;

  2. воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;

  3. развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;

  4. раскрытие и реализация творческого потенциала педагога [11; 39].

Несмотря на закрепление дополнительного образования в законодательстве, в науке существует несколько подходов к определению исследуемого феномена.

Н.А. Соколова считает, что это особый тип образования, представляющий собой процесс и результат развития личности ребенка в образовательной сфере, опирающийся на психолого-педагогический потенциал свободного времени
[11; 398].

Е.Б. Евладова считает, что «дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе и социальной) адаптации»; сфера, «направленная на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных способностей и потребностей личности» [15; 111].

В.А. Горский определяют дополнительное образование как «специальную образовательную деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленную на удовлетворение индивидуальных запросов детей и молодежи, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализация в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и спорта» [16; 3].

Таким образом, все эти мнения объединяет тот факт, что дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самоопределению, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.


Далее рассмотрим функции дополнительного образования, определяющие внутреннюю сущность исследуемого понятия. Позиции учёных-исследователей в данном вопросе также не однозначны.

Н.А. Соколова выделяет следующие функции [11; 15]:

  1. учебно-информационная функция – не только передача ребенку знаний о явлениях мира, но и познание им смысла той или иной реальности, сущности и природы предметов, явлений окружающего мира;

  2. ценностная функция, способствующая формированию ценностных ориентаций ребенка;

  3. личностно-образующая функция, ориентированная на развитие личности ребенка;

  4. психологотерапевтическая функция – это комфортный микроклимат, творческая деятельность, дружеские взаимоотношения между воспитанниками и педагогами, благоприятно влияющие на психическое состояние ребенка.

Л. В. Байбородова выделят функцию непрерывности, т.к. дополнительное образование проходит через все ступени образования – дошкольное, школьное, начальное профессиональное и высшее. В этом смысле оно является вторичным по отношению к школе, но становится основой, на которой строится развивающее вариативное образование, предназначением которого является развитие мотивации личности [8; 343].

М.В. Шакурова, говоря о функциях дополнительного образования, выделяет культурно-досуговую, образовательную и социально-педагогическую [12; 29].

О.Е. Лебедев в качестве функций дополнительного образования называет функции выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности, самоопределения и формирования их духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей, дополнительного образования, организационно-методического обеспечения федеральных педагогических проектов [14; 12].

Несколько иначе подходит к определению функций Е.Б. Евладова. Она выделяют досуговую функцию как функцию развлечения и разрядки индивидуальных и групповых напряжений. Рекреационную функцию восполнения психофизических сил, здоровья, творческого потенциала. Компенсационную как функцию приобщения к личностно значимым социально-культурным ценностям, потребность в которых пока не удовлетворяется существующей системой базового образования; функцию социализации как помощь ребенку в приобщении его к жизни общества, попытку «мягко вписать» его в существующую реальность; функцию самоактуализации, определяемую как воплощение собственных, индивидуальных творческих интересов, саморазвитие, личный рост в социально и культурно значимых сферах жизнедеятельности общества [15; 32].