Файл: Взаимосвязь модели поведения в конфликтной ситуации и стиля управления коллективом.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 492
Скачиваний: 3
Проверим эмпирически взаимосвязь модели поведения в конфликтной ситуации руководителей и стиля управления коллективом.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ
2.1 Программа исследования и краткая характеристика методик изучения
Целью исследования является выявление взаимосвязи модели поведения руководителей в конфликтной ситуации и стиля управления коллективом.
Объект исследования – руководители в конфликтной ситуации.
Предмет исследования – уровень конфликтности и модель поведения в конфликте. Стиль руководства.
Гипотеза исследования – стиль управления коллективом влияет на модель поведения в конфликте.
Цель и гипотеза исследования определила основные задачи:
1. Подобрать диагностические методики;
2. Определить уровень конфликтности начальников, модель поведения в конфликте и стиль управления.
3. Выявить влияет ли стиль управления коллективом и уровень конфликтности руководителя на модель поведения в конфликте.
Выборка исследования: руководители различных организаций, индивидуальные предприниматели, имеющие в непосредственном подчинении от 3 человек. Всего было опрошено 12 руководителей, 6 женщин и 6 мужчин от 18 до 60 лет.
Ход исследования
Для определения уровня конфликтности руководителей и модели поведения использовались следующие методики:
1. Проективная методика Розенцвейга-Хорста.
Цель: выявление уровня конфликтности начальства.
Методика состоит из 6 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся в фрустрирующей ситуации. Для простоты подсчета и интерпретации результатов введен ключ теста по аналогии с тестом Розенцвейга – Хорста. Исследование проводилось индивидуально.
2. Опросник У. Томаса «Стиль поведения в конфликте».
Цель: Определение ведущего стиля поведения в конфликте.
Методика состоит из 30 пар суждений (высказываний), соответствующих типичному поведению в конфликтных ситуациях.
Результаты теста можно подсчитать, используя ключ. Подсчитав количество совпадений и получить сумму баллов по каждому стилю.
П - противоборство
С - сотрудничество
К - компромисс
И - избегание
У – уступка
Исследование также проводилось индивидуально.
3. Тест "Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки"[16].
Цель: выявить не только ведущий стиль руководства, но и степень выраженности каждого из трех классических стилей руководства.
Тест состоит из 60 вопросов, обработка ответов которых позволит определить стиль руководства руководителей: авторитарный, либеральный или демократический, и степень их выраженности.
В связи с поставленной целью исследование проводилось в два этапа:
1 этап – в исследовании принимали участие 12 руководителей. Применялась проективная методика Розенцвейга-Хорста «Способы эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях» и Опросник У. Томаса «Стиль поведения в конфликте».
2 этап заключался в определении стиля руководства у опрошенных ранее руководителей. Применялся тест "Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки".
2.2 Результаты исследования и их интерпретация
Исследование проводилось среди руководителей организаций в удобное для них время, в привычной для испытуемых обстановке или удаленно посредством ссылки на тест, индивидуально, что повышает качество обследования.
Анализируя полученные данные, мы выделили начальников с высоким уровнем конфликтности, низким уровнем конфликтности и средним уровнем конфликтности, которые представили на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Уровень конфликтности начальников
Руководители, показавшие высокий уровень конфликтности (33%) от общего числа руководителей часто раздражительны по отношению к подчиненным, обладают крайне низкой эмоциональной устойчивостью, неуравновешенны, для них характерны высокие индексы реактивной и спонтанной агрессивности, в отличие от руководителей с низким уровнем конфликтности (17%), которые практически не проявляют немотивированной раздражительности к подчиненным, общительны, уравновешенны. Начальники, отнесенные к среднему уровню конфликтности (50%), действуют «по ситуации», в ситуациях несущих им большую уверенность они, как правило, достаточно спокойны (не конфликтны), в остальных ситуациях у данных руководителей возрастает конфликтное поведение.
Таким образом, подытоживая вышесказанное можно говорить о нестабильной обстановке в коллективах опрошенных руководителей. Из всех респондентов лишь 17% - 2 человека, способны решать конфликты адекватными способами, сохраняя эмоциональную устойчивость, уравновешенность.
Результаты тестирования руководителей по методике К. Томаса «Стиль поведения в конфликте», распределились следующим образом: Стиль поведения в конфликте «противоборство» было выявлено у 33% опрошенных, стиль поведения «сотрудничество» - 17%. Стиль поведения «компромисс» выявлен лишь у 8% опрошенных, «избегание» - 25%, стиль поведения «уступка» у 17 % опрошенных (таблица 1 и диаграмма 2).
Таблица 1
Результаты стиля поведения руководителей в конфликтной ситуации
№ респондента |
Противоборство |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Уступка |
1 |
1 |
||||
2 |
1 |
||||
3 |
1 |
||||
4 |
1 |
||||
5 |
1 |
||||
6 |
1 |
||||
7 |
1 |
||||
8 |
1 |
||||
9 |
1 |
||||
10 |
1 |
||||
11 |
1 |
||||
12 |
1 |
||||
% |
33% (4 чел) |
17% (2 чел) |
8% (1 чел) |
25% (3 чел) |
17% (2 чел) |
Диаграмма 2
Стиль поведения в конфликте руководителей, в %
Таким образом, стили поведения в конфликтах у руководителей имеют достаточно неоднородную структуру. Стиль противоборство характерен 33% опрошенных, избегание – 25%, по 17% опрошенных предпочитают сотрудничество и стиль уступки, стиль компромисс характерен для 8%.
Рассмотрим теперь взаимосвязь уровня конфликтности руководителя и его стиля поведения в конфликте. На основании данных были выделены три группы руководителей, которые представлены на диаграмме 3, в %:
- Группа 1: с оптимальным уровнем конфликтности;
- Группа 2: с ситуативным уровнем конфликтности;
- Группа 3: с высоким уровнем конфликтности.
Диаграмма 3
Конфликтность руководителей по группам, в %
В первую группу (25%) вошли те руководители, которые по данной методике показали низкий уровень конфликтности и стиль поведения в конфликте «Сотрудничество» и /или «компромисс». В первой группе уровень конфликтности влияет на стиль поведения: низкий уровень конфликтности руководителей предполагает такие стили поведения как «Сотрудничество» и/или «компромисс».
В группу с ситуативным уровнем (42%) попали руководители, показавшие противоречивые данные, мы интерпретировали это как нестабильность отношения к сотрудникам, проявляющееся так же в стиле поведения «Избегание» и\или «Уступка». То есть руководители конфликтуют в одних ситуациях, а в других проявляют терпимость к подчиненным или пытаются избегать излишнего общения. Итак, у руководителей с ситуативной конфликтностью чаще встречаются стили поведения «Избегание» и\или «Уступка».
В группу с высоким уровнем (33%) конфликтности попали руководители со стилем поведения в конфликте «Противоборство». Соответственно высокий уровень конфликтности руководителей предполагает стиль поведения «Противоборство».
Таким образом, мы с достаточной долей уверенности можем утверждать, что высокий уровень конфликтности руководителей предполагает отрицательные стили руководства, а низкий уровень – предполагает положительные стили руководства.
2 этап заключался в определении стиля руководства нашей выборки. Применялся тест "Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки", представленный в приложении 1.
Результаты данной методики представлены нами в приложении 2 и в таблице 2.
Таблица 2
Результаты определения стиля управления
№ респондента |
Стили управления и степень выраженности |
||
Авторитарный |
Либеральный |
Демократический |
|
1 |
Средняя |
Минимальная |
Средняя |
2 |
Минимальная |
Средняя |
Высокая |
3 |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
4 |
Средняя |
Минимальная |
Средняя |
5 |
Высокая |
Минимальная |
Минимальная |
6 |
Средняя |
Минимальная |
Высокая |
7 |
Минимальная |
Средняя |
Высокая |
8 |
Средняя |
Средняя |
Средняя |
9 |
Минимальная |
Высокая |
Высокая |
10 |
Средняя |
Минимальная |
Средняя |
11 |
Высокая |
Минимальная |
Средняя |
12 |
Минимальная |
Минимальная |
Минимальная |
Исходя из данной таблицы, получается следующая выраженность стилей управления респондентов:
Авторитарный стиль управления. Средняя выраженность стиля у 6 человек из 12-и (50%), минимальная выраженность стиля у 4 человек (34%), высокая выраженность стиля у 2 человек (16%).
Либеральный стиль. Средняя выраженность у 4 человек (34%), минимальная выраженность у 7 человек (58%), высокая выраженность у 1 человека (8%).
Демократический стиль. Средняя выраженность у 5 человек (42%), минимальная выраженность у 2 человек (16%), высокая выраженность у 5 человек (42%).
Таким образом, получается, что авторитарный стиль наиболее выражен у 50% руководителей, либеральный стиль у большинства респондентов (58%) минимально выражен, а демократический стиль имеет среднюю и высокую выраженность у большинства респондентов поровну (по 42%).
Наиболее приемлемый стиль управления – средняя выраженность авторитарного и демократического стиля вместе. Таблица 1 показала, что такой стиль управления прослеживается всего у 3 респондентов (25%) из 12-и.
Соединив данные первой таблицы и второй, получилось, что гипотеза подтверждается. Действительно, стиль управления руководителя влияет на его стиль поведения в конфликтной ситуации. Наглядно рассмотреть сводные данные можно на диаграмме 4.
Диаграмма 4
Сводные данные стиля руководства и стиля поведения в конфликте, в %
Как видно из диаграммы, 33% руководителей с высокой степенью авторитарного стиля руководства в конфликтной ситуации используют стиль поведения противоборство, 25% руководителей с минимальной степенью авторитарного стиля руководства используют при конфликте стиль избегание. По 17% руководителей со средним авторитарным и высоким демократическим стилем руководства решают конфликт уступкой, а всего 8% опрошенных с оптимальным стилем руководства (средней степенью авторитарного и демократического стиля) в конфликтной ситуации идут на компромисс. Представленные данные доказывают, что стиль управления коллективом влияет на модель поведения в конфликте. Гипотеза доказана.
Выводы по второй главе:
Итак, мы произвели анализ исследования конфликтности руководителей:
- Мы охарактеризовали выборку исследования: это мужчины и женщины в количестве 12 человек.
- Нами проведена социально-психологическая диагностика уровня конфликтности руководителей.
Мы выявили, что в целом возникновение конфликтной ситуации определяется объективными трудностями и проблемами, с которыми сталкивается человек, и конкретной ситуацией, в которой он оказался, а также некоторыми особенностями его личности.