Файл: Реферат на тему Форма государства Студент Баранец Ангелина Олеговна, 1 курс, очная форма обучения, группа 1псд проверила.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ДИСЦИПЛИНА «ПРАВОВЕДЕНИЕ»

 


 

РЕФЕРАТ

на тему:

Форма государства

 

 

Студент:

Баранец Ангелина Олеговна, 1 курс, очная форма обучения,  группа 1ПСД

 

Проверила:

ассистент кафедры конституционного и международного права

Рудь Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3


  1. Определение понятия "форма государства"……………………………...4

1.1. Форма государства и его составляющие…………………………………....4

1.2. Факторы, влияющие на форму государства ……………………………..…4
2. Формы правления……………………………………………….……...…...5

2.1. Монархия……………………………………………………………………...5

2.2. Республика…………………………………………………………………....7
3. Формы государственного устройства…………………….………………...7

3.1. Унитарное государство……………………………………………………....7

3.2. Федеративное государство (федерация)………………………………….…9

3.3. Конфедеративное государство (конфедерация)……………………….….10
4. Государственно-правовые режимы……………………………………….10

4.1. Демократический режим…………………………………………………...10

4.2. Антидемократические режимы…………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованных источников…………………………………………..15


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время форма государства является одним из наиболее обсуждаемых вопросов в области политики и права. Это связано с тем, что форма государства определяет структуру власти и ее распределение в обществе. Кроме того, форма государства непосредственно влияет на жизнь людей и определяет многие аспекты политической, экономической и социальной жизни общества.

В связи с этим, тема "Форма государства" является актуальной и важной для изучения в рамках курса права. Понимание основных форм государства, их преимуществ и недостатков, позволяет более глубоко понимать суть правовой системы и механизмы ее функционирования.

Цель
данного реферата - рассмотреть основные формы государства, их особенности и механизмы функционирования. Для достижения цели будет проведен анализ теоретических концепций и практических примеров, позволяющих лучше понять различные формы государства и их значения в современном мире.

Теоретическая база исследования основывается на работах классиков политической теории, таких как Аристотель, Жан-Жак Руссо, Монтескье, а также современных ученых, которые продолжают развивать тему форм государственного устройства. Кроме того, в работе будут использованы данные статистических исследований и аналитических отчетов, связанных с функционированием различных форм государственного устройства в разных странах мира. Все это позволит получить полную картину о том, какие формы государственного устройства существуют и как они работают на практике.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ФОРМА ГОСУДАРСТВА»

1.1. Форма государства и его составляющие.

Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, государственно-правового режима.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, т.е. эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройстваотражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Государственно-правовой режимпредставляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают демократические и авторитарные государственно-правовые режимы.



1.2. Факторы, влияющие на форму государства. Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:


  • исторические традиции развития национальных государств;

  • исторические особенности становления национальной государственности;

  • реальное соотношение социальных сил в государстве;

  • национальный состав населения государства;

  • зарубежный опыт;

  • уровень жизни населения;

  • степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них территориях;

  • роль мирового сообщества.


2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

2.1. Монархия.

Монархия (греч. μοναρχία — «единовластие») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству. Монархия является одной из наиболее древних форм правления.

Современные монархии принято делить на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх ещё выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), а также отчасти княжество Лихтенштейн, где есть черты дуалистической монархии, и Ватикан .

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентарными.

Дуалистическая монархия (от лат. dualis — двойственный) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией
, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он «обладает правами назначения и смещения кабинета министров, <правом — доб. автора> абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций». Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти сюда же можно отнести королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определённые полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно уже нигде не применялось. По сути дела, монарх выполняет чисто представительные функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана (наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др.); в Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия; в Африке — Лесото.

    1. . Республика.

Республика (от лат. res publica — дело народа) — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

Основных форм республики две: президентская республика и парламентская республика. Кроме того, существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

1) Президентская республика — президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример — США, страны Латинской Америки).

2) Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

3) Смешанная (полупрезидентская) республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

3.1. Унитарное государство.

Унитарное государство (от лат. unitas «единство») — форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы (области, края, районы, губернии и тому подобное) подчиняются единым центральным органам власти.

На территории унитарного государства, как правило, действует единая конституция и существуют единые законодательные, судебные, денежные и налоговые системы. Большинство государств мира имеют унитарную форму государственного устройства. Такая форма особенно характерна для небольших стран, в которых нет множества различающихся регионов. Впрочем, существуют и крупные унитарные государства, например Китай, Казахстан, Монголия, Алжир.

Среди унитарных государств по признаку централизации выделяют государства следующих типов:

  • Централизованные унитарные государства, в которых региональные органы возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра: Нидерланды, Казахстан, Узбекистан и другие.

  • Децентрализованные унитарные государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных: Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Индонезия, Испания, Италия и другие.

  • Относительно децентрализованные унитарные государства, сочетающие местное самоуправление и централизованное государственное управление, проявляющееся в центральном административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления.

По признаку автономии унитарные государства разделяют на:

  • Простые унитарные государства, которые либо вообще не имеют административно-территориального деления в силу их малой площади (например, Мальта, Бахрейн, Монако, Науру), либо делятся только на равнозначные административно-территориальные единицы (например, Алжир, Колумбия, Польша, Франция). При этом административно-территориальное деление может быть двух-, трёх-, и даже четырёхуровневым.

  • Сложные унитарные государства, имеющие в своем составе одну или несколько автономий (например, Нахичеванская Автономная Республика в Азербайджане; Фарерские острова и Гренландия в составе Дании; Испания; автономные районы в Китае; Автономная Республика Крым на Украине), имеющих некоторые атрибуты собственной государственности.