Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 Принципы проектного менеджмента
1.2. Профессиональные способности менеджеров проектов
1.3 Методологические основы управления программами и проектами
Глава 2. Анализ инновационного проекта "Lamoda"
2.1 Компания «Lamoda» и ее смысл.
ВВЕДЕНИЕ:
Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на практическое освоение результатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в т.ч. освоение в производстве новой продукции и технологии (освоение результатов научных исследований и разработок - это процесс перевода новшества в инновацию, включающий исследования и разработки, направленные на определение и достижение коммерческих требований к инновации). Инновациями являются создаваемые, осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера. К инновационным процессам, связанным с разработкой и внедрением новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающим применение нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, относятся также новые или усовершенствованные методы, уже реализованные в производственной практике других предприятий и распространяемые через технологический обмен, как-то: беспатентные лицензии, ноу-хау, консультации и т.п. Таким образом, инновации - это результат и конкретное выражение достижений научно-технического прогресса, а инновационный потенциал - степень готовности предприятия к реализации проекта стратегических изменений. Инновации являются неотъемлемым элементом эффективного бизнеса. Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества и определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства, реализованного на ее основе инновационного продукта.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 Принципы проектного менеджмента
Модель управления инновационными проектами и программами формируется на основе миссии программы или проекта, в которой предусматривается необходимость применения программного менеджмента.
Описание принципов проектного менеджмента формализует типовую структуру представления, планирования, создания и внедрения программы, а также модели управления стоимостью программы в рамках управления интеграцией программы и управления сообществом программы. Модель описывает сферы управления проектами, которые поддерживают применение как программного, так и проектного менеджмента.
Критерии оценки компетентности менеджеров в управлении инновационными проектами и программами
Компетентность в управлении инновационными проектами и программами определяет систематизированный набор знаний, опыта и практических способностей проектных (программных) менеджеров, их личные качества, психологию и этику, необходимые для практики управлении. Формирование компетентности — это процесс интеграции указанных элементов.
Компетентность соотносится с персональными качествами проектных менеджеров.
Термины «компетенция» и «компетентность» имеют разное смысловое значение в русском языке.
Компетенция — это область деятельности, в которой проявляется компетентность проектного менеджера.
Компетентность в управлении инновационными проектами и программами предусматривает также социальную ориентированность и эффективную командную работу.
Программные и проектные менеджеры должны принимать активное участие в исследовании и развитии потенциала команды, для того чтобы каждый член команды получал удовольствие от командной работы. Исходя из этого, компетенция не только воплощается в индивидуумах, но и должна развиваться в контексте всей организации.
Критерии оценки компетентности в управлении инновационными проектами и программами определяются на основе таксономии.
10 критериев компетентности
Критерии с 1 по 3 являются критериями мышления, необходимыми, главным образом, для формирования концепции в управлении программой и проектом.
1. Целостное (холистическое) мышление.
2. Стратегическое мышление.
3. Интегральное мышление.
Критерии оценивают: способность к целостному мышлению для формулирования миссии с целью создания добавленной ценности через сценарии проникновения и определения замысла при переходе с модели «как есть» в модель «как будет»; способность мыслить стратегически для выполнения программы или проекта в соответствии с запланированным успехом на основании добавленной ценности организации, конкурентного преимущества, удовлетворения потребителя, сбалансированной социальной значимости и т.д.; интегральное мышление для представления и поддержки ценности программы, разработанной в начале, вопреки сопротивлению окружения.
Следующие четыре критерия имеют отношение к целевым чертам поведения, необходимым для успешного управления концепцией планирования и выполнения проектов и программ.
4. Лидерство.
5. Способность к планированию (компетенция планирования).
6. Способность к выполнению (компетенция выполнения).
7. Координация. Эти качества необходимы команде проекта (программы) для преобразования стратегии, миссии и архитектуры проекта (программы) в концептуальный план, для организации команды и реализации концептуального плана проекта (программы).
Следующие три критерия компетентности дополняют семь вышеупомянутых критериев.
8. Навыки взаимоотношений.
9. Нацеленность на достижение результата.
10. Самореализация.
Эти критерии фокусируются на индивидуальных ценностях, психологии и этике. Критерий 8 оценивает коммуникабельность, способность лидировать в команде и мотивацию членов команды. Критерий 9 является поведенческим образцом, на основе которого оценивается концентрация на достижение результата, тогда как критерий 10 оценивает самореализацию и самодисциплину.
Свойства миссии, ценность и принципы проекта
Основные свойства проекта
Проект характеризуется следующими свойствами:
• уникальность миссии проекта;
• временный характер, характеризующийся определенным временем начала и окончания проекта;
• неопределенность, связанная с изменениями в окружении проекта и рисками.
Уникальность миссии проекта
Даже если проекты похожи, они никогда не выполняются в том же окружении и контексте. Проекты являются неповторимыми и уникальными; особый замысел, который несет в себе миссия проекта, часто определяет пути решения конкретной проблемы или реакции на вызовы. Проекты могут реализовывать уникальность различных типов, отличаться характеристиками, а также иметь различные возможности для внедрения инноваций. Хотя существуют различные типы и уровни уникальности, уникальность сама по себе предполагает изменения взглядов, создание новых подходов, а также богатый опыт менеджмента исходя из новизны задач.
Неопределенность
Поскольку каждый проект является неповторимым и выполняется для получения продуктов уникальной конфигурации в неповторимых уникальных условиях, реализация его миссии обычно является непростой задачей и сопровождается неопределенностью. Эта неопределенность приводит к рискам, вызванным недостаточностью или недостоверностью информации, незрелой, не испытанной технологией или непредсказуемыми факторами. В проектах риски должны управляться и компенсироваться действиями проектного менеджера, объединенными усилиями команды и реализацией ее творческого потенциала.
Ценность проекта
Ценность проекта определяется выгодами, которые обеспечивает продукт при выполнении требований, содержащихся в миссии проекта. Существует два необходимых условия, которые гарантируют создание ценности проекта. Первое-практическая способность проектного менеджера выполнить проект в соответствии с планом, второе - нахождение способа (аммонизировать ценность проекта для всех заинтересованных сторон через свойства продукта проекта. Первое условие является обязательным, тогда как второе - достаточным условием создания ценности проекта.
Проект, который отвечает этим условиям, может увеличить ценность активов организации, создать интеллектуальную ценность и ценность инновации в результате своей реализации, поскольку его продукт создает новую социальную ценность для общества и ценность для собственников, так называемую ценность балансирования интересов заинтересованных сторон.
Такая ценность обладания проектом для каждой заинтересованной стороны и формирует синергию для будущего выгодного сотрудничества или новой кросс-индустриальной модели, где при выполнении проекта необходимо умело балансировать интересы участников.
Сданный в эксплуатацию проект, прежде всего, создает ценность актива для его владельца. Хотя ценность актива, как правило, не принадлежит организации, выполнявшей проект (поскольку владелец проекта и организация-исполнитель, как правило, разные), после сдачи продукта проекта выполненный проект, как для нее, так и для сторон, участвовавших в проекте, характеризуется интеллектуальной ценностью актива, ценностью инновации и ценностью обладания.
Принципы управления проектами
В рамках рассматриваемого управленческого стандарта Р2М выделяют следующие принципы управления проектами:
-надлежащее исполнение;
-продуктивное исполнение;
-эффективное выполнение.
Надлежащее исполнение — это применение соответствующих методов и процедур, отлаженных бизнес-процессов; соответствие этическим и правовым нормам, стандартам и общепринятым практикам, а также международным стандартам, которые владелец проекта навязывает команде проекта. При надлежащем исполнении проект отвечает этическим общественным нормам и уровню профессиональной квалификации.
Продуктивное исполнение
Управление проектами применяет модели, методы, процедуры и средства минимизации иррациональности, потерь и несогласованности в проектах. В последнее время, кроме показателя физической производительности, активно используется показатель интеллектуальной производительности: уникальное сочетание управленческих и технологических компонентов, формирующих ценность.
Эффективное выполнение
эффективность — это индикатор общего положительного эффекта, создаваемого проектом, и уровня удовлетворенности всех его заинтересованных сторон. Эффективное выполнение можно определить отношением количества выгод к затраченному на их получение количеству ресурсов.
1.2. Профессиональные способности менеджеров проектов
Менеджер проектов должен обладать следующими профессиональными способностями:
• Способностью разделить миссию проекта на конкретные задачи и схематично спроектировать процессы, основные виды работ, определить пути и методы их выполнения.
• Способностью обеспечивать создание продукта проекта в условиях специфических ограничений, используя эффективное планирование, управление исполнением, координацию и контроль.
• Способностью гарантировать полное и всестороннее удовлетворение заинтересованных сторон проекта, координация процесса разрешения конфликтов интересов.
Управление проектами должно основываться на профессиональных способностях и действиях, создающих ценности для достижения целей проекта и решения его задач. Для развития таких компетенций необходимо сформировать общее видение и понимание сфер знаний, лежащих в основе управления проектами.
В управлении проектами также чрезвычайно важно гармонизировать широкий спектр целей заинтересованных сторон (спонсоров проекта, инвесторов, владельцев проекта, членов команды проекта, подрядчиков, субподрядчиков, регулирующих органов, общественных организаций, которые в большей или меньшей степени относятся к проектному сообществу).
Разнообразие целей отражает различные ожидания участников проекта от реализации миссии проекта. Ценность проекта может быть создана в момент достижения этих целей. Таким образом, управление проектами является вызовом для проектного менеджера и возможностью реализовать его компетентность.
Общие элементы управления проектами
Элементы управления проектами — это компоненты, принципы и подходы, которые могут применяться для управления проектами, инвариантные относительно типов и масштабов проектов. Управление инновационными проектами и программами основывается на пяти элементах общего видения управления проектами: