Файл: Отраслевые особенности предпринимательства в отрасли продаж легковых автомобилей.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка легковых автомобилей
1.1. Понятие и функции рынка легковых автомобилей
1.2. Структура рынка легковых автомобилей
1.3. Анализ мирового автомобильного рынка
Глава 2. Отраслевые особенности предпринимательства в отрасли продаж легковых автомобилей
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ бизнес-модели компании
2.3. Направления совершенствования предпринимательской деятельности
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что общество на данном этапе экономического развития переживает эпоху глобальной машинизации, которая продолжается уже несколько веков. Одним из последствий этого является то, что на сегодня большой процент потребителей большинства стран мира могут позволить себе наличие легкового автомобиля. Именно поэтому на протяжении нескольких последних десятилетий автомобильная промышленность стала одной из ведущих отраслей экономики многих государств. Кроме того, в условиях современной глобализации и мировой экономической интеграции важным аспектом эффективного и полноценного функционирования мирового товарного рынка, рынка легковых автомобилей в частности, является анализ его особенностей и основных внутренних рыночных факторов. Это важно для ускорения интегрирования отечественного рынка мировых стран невысокого экономического развития в основные общие международные товарные рынки.
Целью работы является исследовать структуру и современное состояние рынка легковых автомобилей, а также определить дальнейшие перспективы его развития.
Предметом исследования являются особенности функционирования рынка легковых автомобилей и основные факторы влияния на него. Для достижения определенной цели возникают следующие задачи:
1) выяснить сущность и функции рынка легковых автомобилей;
2) проанализировать его структуру;
3) исследовать текущее состояние мирового автомобильного рынка;
4) изучить особенности предпринимательской деятельности на рынке легковых автомобилей.
5) рассмотреть различного вида проблемы, касающиеся автомобильного рынка РФ , а также определить перспективы его развития.
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка легковых автомобилей
1.1. Понятие и функции рынка легковых автомобилей
Процесс производства легковых транспортных средств до середины ХХ века исследователи называли автомобильной промышленностью. Однако уже к концу прошлого века специалисты перестали отделять понятие создания и реализации машин. Именно поэтому сегодня автомобильной промышленностью принято считать определенную группу компаний и организаций, которые принимают участие в проектировании, разработке, производстве и продаже разного рода автомобильных транспортных средств. По свидетельствам исследователей мирового рынка товаров и услуг автомобильная промышленность является одной из наиболее важных мировых экономических секторов по объему конечных доходов [3, с. 57].
Рынок легковых автомобилей, прежде всего, представляет собой систему сложных экономических отношений между всеми его субъектами по вопросам реализации готовых легковых автомобилей, то есть их обмена на мировые денежные эквиваленты. Стоит отметить, что за последнее столетие в автомобильной промышленности постепенно растет уровень монополизации. То есть ведущее положение на рынке занимает несколько крупных автопроизводителей и дилеров машин.
Историки утверждают, что автопроизводство как отрасль экономической системы мира начало создаваться в конце XIX века в европейских странах, а именно в Германии и Франции. Впоследствии оно зародилось и в США. В частности по состоянию на 1900 год Франция изготовила около 15 000 готовых автомобилей, а США – 9 000 единиц [18].
Уже через 26 лет Америка взяла авто производство в свои руки почти полностью и выпустила 85 % машин от общего мирового объема. Стоит отметить, что преобладали в этом марки автомобилей Ford и Morgan (General Motors).
Как нам известно, транспортная промышленность является одной из основных отраслей экономики почти каждого государства мира. Ее функции проявляются не только в удовлетворении потребностей населения в перевозках, но и в защите экономических интересов страны и улучшении качества жизни их населения. Кроме того, эффективное функционирование рынка автомобилей является важным фактором для обеспечения высокого уровня обороноспособности государств и государственных объединений.
Основным товаром на рынке легковых авто является готовый легковой автомобиль. Он имеет ряд важных функций, благодаря которым автопромышленность характеризуется высоким уровнем спроса, который порождает предложение, и все это в результате приводит к эффективному функционированию рынка:
− социальная;
− стимулирующая;
− интеграционная;
− структурообразующая;
− дистрибутивная [17, с. 201].
Социальная функция проявляется основным образом в том, что благодаря увеличению уровня доступности легковых транспортных средств все члены общества могут одинаково пользоваться социально-экономической инфраструктурой своей страны. Стимулирующая функция выполняется, когда через инвестирование в деятельность рынка автомобилей стимулируется экономический рост государства. Формирование единой мировой системы транспортных потоков автомобильной промышленности, а также маршрутных путей выражают интеграционную функцию деятельности авторынка. Структурообразующая функция означает, что транспортная промышленность формирует одну отраслевую структуру мирового производства легковых машин и занимается регулированием объективных межотраслевых пропорций.
Движение товаров – легковых авто – на автомобильном рынке является примером дистрибутивной функции. Для того, чтобы правильно понять сущность рынка легковых автомобилей и найти основной смысл деятельности, необходимо проанализировать общие его функции.
Если рассматривать рынок легковых автомобилей как составляющую мировой экономической системы, то он, как и любой другой рынок товаров, выполняет ряд определенных функций. В первую очередь, автомобильная промышленность призвана удовлетворять потребности покупателей и продавцов, или автопроизводителей и потребителей, при этом обеспечивая эффективное сотрудничество между ними. Так, рынок должен определенным образом «настраивать» цену на товар и своевременно информировать участников его деятельности о ее изменении. Это в основном делается для того, чтобы и покупатель, и продавец могли торговаться за «правильную» цену, удовлетворяя собственные цели. Следующей важной функцией рынка является удерживание цены и тем самым регулирование и управление спросом и предложением для достижения эффективности их распределения. Как мы определили, довольно часто рынок называют регулятором производства, ведь благодаря управлении ценой и другим рыночным регуляторам рынок устанавливает пропорции необходимых для реализации товаров. Более того, данная регулирующая функция проявляется в существовании конкуренции, которая в свою очередь приводит к внедрению новых форм и методов производства, тем самым расширяя дифференциацию и улучшая качество продуктов на рынке.
Рынок легковых автомобилей также призван стимулировать автопроизводство повышать качественные показатели товаров, минимизируя собственные затраты. Кроме того, все это происходит при ограниченности ресурсов, поэтому он создает эффективные комбинации из их использования для производства и реализации необходимого объема легковых автомобилей и предоставляет информацию о спросе автопроизводителям, чтобы те качественно регулировали свою деятельность [14, с. 178].
Исследователи рынка утверждают, что еще одной не менее важной функцией рынка легковых автомобилей является очистка своего пространства от слабых представителей автомобильной промышленности. Но несмотря на это, рынок все-таки выступает единым объединенным экономическим пространством для сплачивания всех фирм-производителей авто и для создания благоприятных условий для их функционирования. Все вышеуказанные функции четко связаны между собой и воплощаются на практике с целью эффективного функционирования важной составляющей мировой экономической системы – рынка легковых автомобилей.
1.2. Структура рынка легковых автомобилей
Для того, чтобы точнее понять сущность и основные принципы функционирования автомобильного рынка, необходимо проанализировать его структуру, определив основные составляющие элементы.
На самом деле, как и в любой другой экономической категории, в структуре рынка легковых автомобилей основными элементами являются субъекты и объекты рынка.
Объектом автомобильной промышленности является товар-вся продукция, представленная на рынке, которая в нашем случае является готовым легковым автомобилем. К субъектам относят покупателей, то есть людей, которые создают спрос на автомобильном рынке, производителей и продавцов автомобилей в лице промышленных предприятий и компаний по автотрейдинга, которые собственно и занимаются производством и продажей легковых авто. Еще одним не менее важным субъектом на автомобильном рынке является Верховное правительство страны как основной представитель государства в целом [3, с. 58].
Если рассматривать подробнее, до потребителей рынка легковых автомобилей, или до создателей спроса, относят физических лиц, представителями которых являются домашние хозяйства, а также юридических лиц, которым на автомобильном рынке есть разного вида коммерческие и государственные организации. Как уже было отмечено, товаром на рынке легковых автомобилей является готовый автомобиль-механическое транспортное средство, движение которого обусловлено наличием и приведение в действие двигателя. Как и любой товар легковая машина должна удовлетворять спрос на мировом рынке, в частности потребности его потребителей. На сегодня исследована структура трех проявлений желаний покупателей. Основной концепцией маркетинга на любом рынке есть понятие нужды, потребности и запроса. К нужде, как правило, относят нехватку, которую испытывает человек, в определенных необходимых, или даже жизненно важных вещах. Потребностью является более расширенная форма нужды, которая выражается согласно культурному и социальному развитию личности. Запрос в свою очередь является разновидностью потребности, который формируется согласно финансовым возможностям человека. То есть он основывается на уровне покупательной способности потребителей рынка. Учитывая то, что сегодня наличие легкового автомобиля является одной из форм выражения собственной индивидуальности, данный товар является потребностью. Однако каждый из нас обладает определенным количеством ограниченных финансовых ресурсов. То есть, желания покупателей в условиях рынка выражаются исключительно в форме запросов.
Другими словами, легковой автотранспорт на рынке легковых автомобилей является запросом представителей спроса, а именно – потребителей [9, с. 101]. Как нам известно, рынок в мире является средой движения готового товара от продавца к покупателю, или к конечному потребителю. Мировой рынок легковых автомобилей может быть представлен такой схемой: Производитель → Дистрибьютор → Дилер → Субдилер → Экспортер → Потребитель [21].
Согласно данной схемы, рынок легковых автомобилей характеризуется многоуровневой системой распределения товара от производителя до конечного потребителя, в котором принимают участие также импортер, дилер, субдилер и экспортер. Импортером является покупатель легковых автомобилей, дилер – это предприниматель или фирма, которая закупает товар оптом и перепродает в розницу, субдилерами есть агенты, которые осуществляют посреднические операции между дилером и покупателем, экспортером же в свою очередь выступает сторона, которая покупает готовые легковые автомобили и представляет их уже непосредственно потребителю рынка.
Потенциальным потребителем легкового автомобиля на рынке является лицо, достигшее 18-летнего возраста. К покупателям автомобильного рынка относят физических и юридических лиц. Первые осуществляют покупку авто с целью получения прибыли или же исключительно для личного пользования. Юридические лица в свою очередь могут приобрести автомобиль для развития предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров или же для увеличения мобильности собственного бизнеса с целью повышения удобства легковых перевозок. В большинстве стран мира в системе купли-продажи легковых автомобилей подавляющую долю от общего процента проданных машин составляют бывшие в использовании. То есть имеет место также вторичный рынок, на котором продавцами могут выступать не только автодилеры, но и частные лица и торговые представители фирм-реализаторов б/у автомобилей. Они также сотрудничают с потребителем на прямую.
Стоит заметить, что в данной системе также имеет место определенная часть новых авто, которые поступают к представителям спроса по неофициальным каналам.
Тем не менее, основная масса готовых легковых автомобилей попадает на рынок через подписание договоров со специализированными организациями, которые занимаются вопросами продажи – автотрейдинговыми компаниями, представителями которых являются автомобильные дилеры [9, с. 134]. Они имеют систему закрепленных обязанностей по корпоративным нормам и правилам марки автопроизводителя, более того обязаны взять на себя все связанные с этим вопросом расходы. Чтобы новая марка появилась на отечественном рынке и в дальнейшем доставлялась в определенных количествах в страну, нужно пройти сложный путь сертификации и транспортировки. Именно за такие расходы и отвечают трейдинговые компании в лице дилеров.