Файл: Учебнику Физика. 7 класс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Антроповский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Михайловская основная общеобразовательная школа

Дидактический материал
по физике для учащихся 7 класса к учебнику «Физика. 7 класс» А.В, Перышкина


Работу выполнила Волкова Т.В. учитель физики

2014 год

Пояснительная записка

Карточки-задания по физике для учащихся 7-го класса составлены к учебнику «Физика. 7 класс» А.В, Перышкина последних лет издания. Они охватывают все основные вопросы курса физики, изучаемого семиклассниками, в той последовательности, в какой они изложе­ны в учебнике.

Каждая карточка-задание содержит два пункта: первый» как правило, предназначен для выяснения, усвоен ли обязательный теоретический материал: понятая, явления, свойства, законы, правила, формулы; второй представляет собой задачу, сформулированную в той или иной форме, которая помогает понять и усвоить учебный материал, применяя знания на практике.

Задачи разнообразны по содержанию, типу (качественные, количественные, ) сложности (наиболее сложные отмечены «звездочкой»). Это дает возможность, исполь­зуя карточки-задания, организовать дифференцированную самостоятельную работу школьни­ков как на уроке, так и дома. В любом случае выполнение заданий должно быть проверено учителем, чтобы ученик знал, правильно ли он действовал, а если неправильно, то где и какую допустил ошибку. Это позволит избежать возникновения и закрепления неверных представле­ний у учеников.

Поскольку задания предназначены главным образом для выяснения того, хорошо ли понят и усвоен учебный материал, и для упражнений школьников в применении физических зна­ний, при расчетах по формулам, содержащим g,для упрощения вычислений рекомендуется счи­тать g = 10 Н/кг (числовые данные в условиях задач подобраны в расчете на это).

Хотя карточки-задания ориентированы прежде всего на изучение физики по учебнику А.В,. Перышкина, их можно использовать и в случае работы по другим учебникам, так как основное их содержание соответствует Федеральному компоненту стандарта образования, а отдельные задания, которые предполагают знание вопросов, рассматривающихся в учебниках не столь подробно и глубоко, можно предлагать лишь интересующимся физикой ученикам.


Введение.
Карточка № 1

1) Что называют веществом и что материей?

2) Укажите слова, означающие вещества: тетрадь, бумага, мел, окно,

стекло, бензин, вода, лед, диван, утюг.

Карточка № 2

1) Назовите 5-6 физических тел, которые находятся у вас на кухне.

2) Какие физические тела могут быть сделаны из алюминия? из стекла?

(Приведите по три примера).

Карточка № 3
1) С какими явлениями вы ознакомились на уроках природоведения в младших классах? Приведите примеры. Какие из них могут быть отнесены к физическим? Почему?

2) В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом - поднялись наверх сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление?

Карточка № 4
1) Какие явления вы наблюдали в природе?. Какие на них вы считаете физическими?

2) Выпишите из перечисленных ниже явлений только физические: таяние снега, нагревание воды, гниение соломы, выпадение дождя, почернение серебряной монеты.

Карточка № 5
1) Каковы источники научных знании? Для чего ставят опыты? Каков главный признак, отличающий опыт от наблюдения?

2) Какие физические явления происходят у вас дома? Приведите 3-4 примера.

Карточка № 1

1) Каков основной признак физической величины? Что значит измерить физическую величину?

2) Какая система единиц физических величин применяется сейчас в России и других странах? Какая в ней принята основная единица для измерения длины (расстояния)?

Карточка № 2
1) Какую долю метра составляет сантиметр? миллиметр? дециметр?

2) Переведите в метры: 50 км, 2 мм, 6 дм. ,

Карточка № 3
1) Во сколько раз больше метра километр? мегаметр? гектометр?

2) Переведите в метры: 2 450 мм, 75 дм, 800 см.

Карточка № 4
1) Что называют ценой деления шкалы измерительного прибора?

2) Две девочки измеряли длину одного и того же стола. Одна сказала,

что его длина равна 1,5 м, а другая, что 150 мм. Кто из них прав?


Карточка № 5
1) Какими измерительными приборами вы пользовались на уроках в младших классах?

2) Какие измерительные приборы есть у вас дома?

Первоначальные сведения о строении вещества

Карточка № 1

1) Можно ли изменить объем твердого тела? Как это сделать?


2) Наполните мензурку водой и капните в нее несколько капель красящего вещества (например, йода). Перемешайте воду. Затем часть окрашенной воды перелейте в небольшой сосуд с водой. Опять помешайте воду и обратите внимание на ее цвет. Сравните окраску воды в мензурке и в сосуде. О чем свидетельствует этот опыт?


Карточка № 2
1) Как можно изменить объем жидкости? Какой опыт подтверждает возможность изменения объема жидкости? Сжимаемы ли газы? Подтвердите это примерами.

2) Рассмотрите крупинки сахара. Положите их в ступку (или на сковородку) и разотрите. Получившийся порошок высыпьте в стакан с небольшим количеством воды и помешайте. Попробуйте воду на вкус. Объясните результат опыта.

Карточка № 3

1) Какое предположение о внутреннем строении тел было сделано еще в Древней Греции? Кем?

2) Взяв резинку, растяните ее как можно больше. Как вы можете объяснить увеличение размеров резинки в данном случае? А как объяснить уменьшение ее объема при сжатии?


Карточка № 4
1) Сформулируйте гипотезу о строении вещества. Подтверждается ли она на практике? Какие ваши собственные наблюдения убеждают в ее справедливости?

2) В узкую мензурку налейте примерно до середины воды и измерьте ее объем. Опустите в воду 4-5 кусочков сахара. Обратите внимание на изменение уровня воды в мензурке, определите общий объем воды и сахара. Помешиванием растворите сахар. Каков теперь объем воды? Попытайтесь объяснить результаты своего опыта.

Карточка № 5
1) Можно ли считать гипотезу о существовании мельчайших частиц вещества доказанной современной наукой? Как названа наименьшая частица вещества?

2) Изобразите модели молекул кислорода и водорода.

Карточка № 6
1) Какие известные вам факты позволяют представить, каковы размеры молекул?

2) Из скольких и каких частиц состоит молекула кислорода? водорода? Изобразите модели этих частиц.

Карточка № 7
1) Рассмотрите модели молекул в учебнике. Как вы думаете, почему одни молекулы (водорода) изображены одинаковым голубым цветом, а другая молекула (кислорода) иным (сине-фиолетовым)? Какой научный факт выражен таким образом?

2) Вспомните, какие опыты свидетельствуют о том, что между молекулами есть промежутки. Осуществите один из них.

Карточка № 8
1) Почему тела кажутся сплошными?

2) В одну кружку налита вода из водопровода, а в другую - взятая из колодца, в третью - полученная в результате таяния горсти чистого снега. Будут ли различаться молекулы воды в этих кружках? Почему иногда «вкус» и «залах» воды из разных источников разный?

Карточка № 1
1) Что происходит, по вашему мнению, с молекулами растворимого кофе, когда он окрашивает в чашке воду?

2) На дно стеклянного сосуда с водой бросьте кусочек марганцовки и поставьте его на окно. В течение двух суток (в какое-нибудь время) наблюдайте за цветом воды в сосуде, измеряя при этом толщину окрашенного слоя так, чтобы жидкость при этом не взбалтывалась. Какое явление вы наблюдаете? Почему оно происходит?

Карточка № 2
1) Какое явление называют диффузией?

2) Известно, что молекулы газа движутся при комнатной температуре в пустоте с большими скоростями - примерно от 400 до 1200 м/с. Предположив, что молекулы одеколона движутся с наименьшей из этих скоростей (т.е. 400 м/с), рассчитайте, сколько времени понадобится, чтобы почувствовать запах

одеколона в комнате, длина которой 4 м, если одеколон пролит на противоположном ее конце. Проверьте, так ли это. Объясните результаты своего опыта.

Карточка № 3
1) Происходит ли диффузия в твердых телах? Какой опыт, описанный в учебнике, ставился с целью выяснить это?

2) Налейте в два стакана равные порции воды. Один стакан оставьте в комнате, а другой поставьте в холодное помещение (лучше всего в холодильник). Через 2 ч бросьте в каждый из них примерно по одинаковому кусочку марганцовки. Спустя еще 2 ч измерьте, на сколько миллиметров окрасилась вода над дном каждого из стаканов. Повторите измерения еще два раза через такой же промежуток времени. Сравните быстроту окрашивания воды в сосудах. Сделайте вывод.


Карточка № 4
1) Чтобы сохранить рыбу, ее солят, а перед употреблением, если она слишком солона, вымачивают. Какое физическое явление при этом используется? Объясните происходящие в обоих случаях процессы.

2) Как - хаотично или упорядоченно - движутся молекулы жидкостей и газов?

Карточка № 1

1) Вы уже знаете, что молекулы отделены друг от друга промежутками и что они находятся постоянно в беспорядочном движении. Что же их удерживает в телах?

2) Возьмите кусок парафина (или сургуча) и разломите его пополам. Приставьте половинки друг к другу. Соединились ли они? Подогрейте концы этих половинок на огне спички или спиртовки до смягчения и вновь их приблизьте. Каков результат теперь? Сделайте вывод из опыта.

3) К стеклянной пластинке прикрепите пластилином резиновую нить, опустите ее на поверхность воды, а затем потяните нить вверх так, чтобы пластинка оторвалась от воды. Осмотрите поверхность стекла, которая соприкасалась с водой. Как вы объясните результаты опыта?


Карточка № 2
1) Чем объясняется различная прочность одинаковых стержней, сделанных из разных веществ?

2) Если нажать на мяч пальцем и отпустить, то вмятина исчезает. Почему? Однако, сжимая твердые тела, заметно уменьшить их объем не удается. Объясните это.

Карточка № 3
1) Почему при склеивании и паянии применяют жидкий клей и расплавленный припой?

2) Вспомните, какие вы наблюдали явления, подтверждающие вывод о взаимном притяжении и отталкивании молекул.

Карточка № 4
1) При каких расстояниях между молекулами действует притяжение, а при каких - отталкивание?

2) В каком случае взаимодействия между молекулами жидкости и твердого тела его поверхность смачивается жидкостью?

Карточка № 5
1) Приведите пример опыта, описанного в учебнике, показывающего, что притяжение между молекулами может быть достаточно большим.

2) В каком случае взаимодействия между молекулами твердого тела и жидкости его поверхность не смачивается этой жидкостью?

Карточка № 6
1) Известно, что вода не смачивает пластину из воска. Что это означает? Какое взаимодействие - между молекулами воды или молекулами воды и воска - больше в этом случае?

2) Известно также, что вода смачивает фарфоровую чашку. Какое взаимодействие в этом случае больше: между молекулами воды или между молекулами воды и фарфора?

Карточка № 1
1) В каких состояниях могут находиться вещества?

2) Возьмите несколько твердых тел (кусок мела, деревянный брусок, металлический стержень), стакан с водой и несколько пустых сосудов (чашку, флакон, бутылку и т.п.). Попробуйте сначала изменить форму твердых тел, слегка сгибая их, а затем жидкости (воды), переливая ее из стакана последовательно во все имеющиеся у вас сосуды. Изменилась ли форма твердых тел? жидкости? Попытайтесь сломать взятые вами твердые тела. Отделите часть налитой в стакан воды. Сравните усилия, необходимые для разделения частей твердого и жидкого тел.


Карточка № 2
1) Может ли медь быть жидкой, а ртуть твердой? При каких условиях?

2) Перевернув стакан вверх дном, поставьте его (придерживая рукой) на поверхность воды в широком сосуде. Затем медленно погружайте стакан в воду и наблюдайте за объемом в нем воздуха. Постарайтесь уменьшить объем, например, деревянного бруска, сжимая его как можно сильнее. Сравните результаты опытов. Сделайте вывод.