Файл: М. Семашко Емшан. Сравнительный анализ произведений А. Майкова и М. Семашко Морис Давидович Симашко.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 369
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мальчик проводит сутки у тела отца, а затем большой караван проходит мимо, и генуэзец берёт мальчика на руки и поднимает на верблюда, спасая его от смерти и забирая в рабство.
Бейбарс возвращается к пирующим, наполняет чашу с ядом, из которой выпил Барат, и выпивает сам. Он уходит из жизни, чтобы присоединиться к своему роду…
Прочтите отрывок стихотворения А. Майкова «Емшан». Почему Симашко в качестве Составьте ассоциативную схему поиска слова-символа Родины эпиграфа использовал стихотворение Майкова? Обоснуйте свою точку зрения.
А.Н. Майков. Емшан
Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает.
Когда в степях, за станом стан,
Бродили орды кочевые.
Был хан Отрок и хан Сырчан,
Два брата, батыри лихие.
И раз у них шел пир горой -
Велик полон был взят из Руси!
Певец им славу пел, рекой
Лился кумыс во всем улусе.
Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады!
Всё врозь бежит, что лебедей
Ловцами спугнутое стадо.
То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился;
Сырчан в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся.
И шли года. Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе.
Но вот - скончался Мономах,
И по Руси - туга и горе,
Зовет к себе певца Сырчан
И к брату шлет его с наказом:
"Он там богат, он царь тех страд,
Владыка надо всем Кавказом, -
Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи!
Ему ты песен наших спой, -
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему - и он вернется".
Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг - рой абхазянок прекрасных;
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.
Введен певец. Он говорит,
Чтоб в степи шел Отрок без страха,
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!
Отрок молчит, на братнин зов
Одной усмешкой отвечает, -
И пир идет, и хор рабов
Его что солнце величает.
Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких,
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких, -
Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его, велит
Своим послушливым кунакам.
И взял пучек травы степной
Тогда певец, и подал хану -
И смотрит хан - я, сам не свой.
Как бы почуя в сердце рану,
За грудь схватился. Все глядят:
Он - грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат, -
Пучок травы целуя, плачет!
И вдруг, взмахнувши кулаком:
"Не царь я больше вам отныне! -
Воскликнул. - Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!"
Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван -
Отрок с немногою дружиной.
Минуя гору за горой,
Всё ждет он - скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.
Итак, мы составили свое представление о герое произведения Бейбарсе, сумевшем пройти путь от унизительного рабства до верховной власти, как реально существовавшей исторической личности.
- К кому из героев повести можно отнести слова:
Меня рабом прозвали, что ж,
Я был рабом, от правды не уйдешь.
Но не найдешь рабов подобных много,
Султаном ставших, много не найдёшь. (Бейбарс).
- Почему вы решили, что эти слова можно отнести к главному герою повести? (Раб, ставший султаном). Но только ли этим исчерпывается понимание образа главного героя? Попытаемся понять это.
- Почему Морис Давидович Симашко написал повесть про Бейбарса?
У русского поэта 19 века Аполлона Николаевича Майкова есть стихотворение, которое называется «Емшан», в нем говорится о хане Отроке, который забыл свою Родину, стал царем в чужой стране. И только, когда ему привезли пучок сухой травы емшан, он вспомнил свою Родину. Потому что емшан растет в его родной степи. Послушайте отрывок из стихотворения:
И взял пучок травы степной
Тогда певец и подал хану,-
И смотрит хан – и, сам не свой,
Как бы почуя в сердце рану,
За грудь схватился… Все глядят –
Он грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат,-
Пучок травы целуя, плачет!
И вдруг, взмахнувши кулаком:
«Не царь я больше вам отныне! –
Воскликнул. – Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!»
Мы думаем, что Симашко прочитал это стихотворение, и написал свою повесть.
Емшан - это трава, которая растет в степи. Это полынь.
- А кто такие мамлюки, кто они такие и где жили?
Мамлюки – это слово из арабского языка, это невольники, воины-рабы, составлявшие гвардию династии Эйюбидов. Султан Эйюбид Малик Салих во второй половине 13 века в Египте,/ который назывался Миср/, основал армию воинов-мамлюков на острове Рода для защиты от европейских крестоносцев и монголов. Столица Египта – Каир (Эль-Кахира). /Показать на карте/. В 1250 году Салих был свергнут вождями, и основалась династия мамлюкских султанов, которые правили 3 века. Мамлюком был и Бейбарс. Различались Речные и Башенные мамлюки. Могила Бейбарса Первого находится в Каире, на ней надпись – «кипчак из рода берш». Кипчаки, или половцы – это тюркоязычный народ, живший с 11 века в южно-русских степях. Также мы узнали, что у Шокана Валиханова, известного ученого, историка, географа есть труды о кипчакских ханах средневековья. Мы думаем, что Симашко читал произведения Валиханова, и его заинтересовала эта эпоха.
Элементы сюжетной композиции Жизненный путь Бейбарса.
Экспозиция
Султан Бейбарс на Острове. У него личная охрана - эмиры Тысячи, Сорока, Пяти. Он живет в Розовом Дворце с фонтанами и пирамидами. Он властелин страны Миср.
Завязка
Он раб, на нем браслеты-цепи. Он работает вместе с другими рабами, копает землю, срезает колосья. Убивает из-за еды, его бьют надсмотрщики. Живет в сарае, носит тяжелые корзины с виноградом, рвет руками овечью шерсть.
Развитие действия
Его покупают люди султана Салиха. Ему дают одежду. Он становится мамелюком на Острове. Его слушаются другие. Он становится сначала Эмиром Пяти, затем Сорока, Тысячи. Он убивает тех, кто не хочет ему подчиняться.
Кульминация
Переворот. Свержение султана Салиха. Он выбирает себе имя Бейбарс и убивает всех остальных вождей и маленького наследника. Его все боготворят и почитают.
Развязка
Султан Бейбарс наливает себе в чашку яд и выпивает.С 1260 по 1277 годы он правил страной Миср.
Эпилог
О султане Бейбарсе люди слагают легенды.
Вывод: В начале повести Бейбарс – раб, ему живется тяжело. В конце повести – он султан, ему все поклоняются.
1 группа /литература/. Мы заполняли таблицу «Повторяющиеся детали, запахи, звуки».
Элементы сюжетной композиции
Повторяющиеся детали, запахи, звуки.
Экспозиция
Горький вкус, чей-то неясный плач, сигнальные трубы, коричневый бугор на запястьях рук Бейбарса.
Завязка
Во рту у него стало горько, и криком сдавило горло. Звуки барабана. Шрамы от браслетов на руках.
Развитие действия
Воздух сразу стал горьким. Звук трубы. Темные бугры на руках.
Кульминация
Тяжело ухнули трубы. Бугры на руках. Горький воздух кругом.
Развязка
Запах горькой высокой травы, он становится гуще. Он задыхается от этого запаха. Плач мальчика.
Эпилог
Запах зажженной травы емшан.
Сделайте вывод: Все запахи, звуки усиливаются к концу повести.
3 группа /живопись/. Мы заполняли таблицу « Цветовые эпитеты».
Элементы сюжетной композиции
Цветовые эпитеты.
Экспозиция
Серые камешки на дорожке, красные, синие. Желтая пыль.
Завязка
Черное небо. Черная весенняя земля. Черные платки.
Развитие действия
Белое солнце. Красный огонь. Желтый берег. Красные и синие сапоги эмиров.
Кульминация
Красные сапоги. Черный раб. Черные глаза. Красные розы. Листья красные. Камни красные.
Развязка
Красная от вечернего солнца трава. Черный песок. Белое небо. Трава белая. Белое солнце. Красный песок.
Эпилог
Красный песок. Белая трава. Белое солнце. Почернел красный песок.
Сделайте вывод: Постепенно серые тусклые краски переходят в черные, затем начинает преобладать красный цвет, потом белый, и заканчивается все черным цветом.
4 группа /казахский язык и литература/. Мы заполняли таблицу «Казахские слова и пословицы».
Элементы сюжетной композиции
Казахские слова и пословицы.
Экспозиция
Слово «Куке!..» Собаки видят орла, пока видят только его тень.
Завязка
Ку-у-ке...
Развитие действия
Куке-е!..
Кульминация
Ку –у-ке-е!.. Руку, которая бьет, лижут собаки.
Развязка
Ку-у-ке-е!..
Эпилог
Ку-у-ке-е!
Сделайте вывод: В начале повести герой не понимает значение слова «куке», постепенно он вспоминает, что это слово значит «отец». И в эпилоге это слово звучит как крик, плач.
Обобщение учителя: Выполнив это задание, мы увидели, что хоть повествование ведется от третьего лица, но все изображаемое видится глазами главного героя. Художественная картина мира выстраивается автором через восприятие Бейбарса.
Вопрос: - Почему главный герой назвал себя Бейбарсом? /На странице 55 читаем: «Он слышал, что есть пятнистые звери, одной лапой ломающие спину человеку, и назвал себя Беем этих зверей»/.
- Кто-нибудь из вас видел барса? Какой он? Барс- то же, что и леопард. Млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 170 см, хвоста – до 100 см. Окраска желтая с темными пятнами, обитает в Африке, в Азии. /Показываю иллюстрацию/. Это очень сильный и опасный хищник. Не случайно герой выбирает себе такое имя. Он живет по звериным законам, где выживает сильнейший, убивая сначала из-за еды, хлеба, затем из-за власти, чтобы стать султаном, быть самым сильным, он не хочет носить браслеты раба. - Можете привести примеры, подтверждающие мои слова? («В первый раз он задушил того, который был рядом, и съел его хлеб», «другого он ударил серпом в живот», третьему «перегрыз руку у локтя и не отпускал, пока не вытекла вся кровь»). В повести герои делятся на сильных и слабых. Кто же такие слабые люди? Выясним это, выполнив следующее задание.
3) Дифференцированное задание № 3. Прочитайте отрывок и скажите, каких людей Бейбарс считал слабыми?
1 отрывок. Таких, которые молились, он знал в сарае, откуда его привезли. У них легче забирать хлеб. Те, что молились, говорили всегда о каких-то людях, которые где-то гладили им головы, чмокали губами и даром давали хлеб. Они называли по-разному этих людей, странными влажными именами. И непонятно почему плакали. Он был доволен, что не было в его жизни отца и матери. Это были плохие люди, делающие человека слабым...
2 отрывок. Люди страны Миср были худые и несильные. Они всегда кричали что-то, показывая пальцем на небо, и в глазах у них была молитва. Наказывать их было нетрудно. Тех, у кого глаза были без молитвы, убивали.
3 отрывок. Почему они благодарили Бога? Люди страны Миср тоже делали это по-разному: одни пять раз в день прижимались лицом к земле, другие крестились. Они напрасно ссорились. Это всегда был один и тот же Бог, который делал их слабыми. Им, как женщинам, была неприятна кровь и знакомы слезы.
4 отрывок. И браслет поэтому надели большой стране Миср. Для этого нужно было, чтобы объединились девять эмиров, у которых на запястьях были твердые бугры. И чтобы были на Острове всего по сорок раз сорок мамелюков, у которых не было бы хватающего за руки Бога, не было делающих человека слабым отца и матери.
Бейбарс возвращается к пирующим, наполняет чашу с ядом, из которой выпил Барат, и выпивает сам. Он уходит из жизни, чтобы присоединиться к своему роду…
Прочтите отрывок стихотворения А. Майкова «Емшан». Почему Симашко в качестве Составьте ассоциативную схему поиска слова-символа Родины эпиграфа использовал стихотворение Майкова? Обоснуйте свою точку зрения.
А.Н. Майков. Емшан
Степной травы пучок сухой,
Он и сухой благоухает!
И разом степи надо мной
Всё обаянье воскрешает.
Когда в степях, за станом стан,
Бродили орды кочевые.
Был хан Отрок и хан Сырчан,
Два брата, батыри лихие.
И раз у них шел пир горой -
Велик полон был взят из Руси!
Певец им славу пел, рекой
Лился кумыс во всем улусе.
Вдруг шум и крик, и стук мечей,
И кровь, и смерть, и нет пощады!
Всё врозь бежит, что лебедей
Ловцами спугнутое стадо.
То с русской силой Мономах
Всесокрушающий явился;
Сырчан в донских залег мелях,
Отрок в горах кавказских скрылся.
И шли года. Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе.
Но вот - скончался Мономах,
И по Руси - туга и горе,
Зовет к себе певца Сырчан
И к брату шлет его с наказом:
"Он там богат, он царь тех страд,
Владыка надо всем Кавказом, -
Скажи ему, чтоб бросил всё,
Что умер враг, что спали цепи,
Чтоб шел в наследие свое,
В благоухающие степи!
Ему ты песен наших спой, -
Когда ж на песнь не отзовется,
Свяжи в пучок емшан степной
И дай ему - и он вернется".
Отрок сидит в златом шатре,
Вкруг - рой абхазянок прекрасных;
На золоте и серебре
Князей он чествует подвластных.
Введен певец. Он говорит,
Чтоб в степи шел Отрок без страха,
Что путь на Русь кругом открыт,
Что нет уж больше Мономаха!
Отрок молчит, на братнин зов
Одной усмешкой отвечает, -
И пир идет, и хор рабов
Его что солнце величает.
Встает певец, и песни он
Поет о былях половецких,
Про славу дедовских времен
И их набегов молодецких, -
Отрок угрюмый принял вид
И, на певца не глядя, знаком,
Чтоб увели его, велит
Своим послушливым кунакам.
И взял пучек травы степной
Тогда певец, и подал хану -
И смотрит хан - я, сам не свой.
Как бы почуя в сердце рану,
За грудь схватился. Все глядят:
Он - грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат, -
Пучок травы целуя, плачет!
И вдруг, взмахнувши кулаком:
"Не царь я больше вам отныне! -
Воскликнул. - Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!"
Наутро, чуть осел туман
И озлатились гор вершины,
В горах идет уж караван -
Отрок с немногою дружиной.
Минуя гору за горой,
Всё ждет он - скоро ль степь родная,
И вдаль глядит, травы степной
Пучок из рук не выпуская.
Итак, мы составили свое представление о герое произведения Бейбарсе, сумевшем пройти путь от унизительного рабства до верховной власти, как реально существовавшей исторической личности.
- К кому из героев повести можно отнести слова:
Меня рабом прозвали, что ж,
Я был рабом, от правды не уйдешь.
Но не найдешь рабов подобных много,
Султаном ставших, много не найдёшь. (Бейбарс).
- Почему вы решили, что эти слова можно отнести к главному герою повести? (Раб, ставший султаном). Но только ли этим исчерпывается понимание образа главного героя? Попытаемся понять это.
- Почему Морис Давидович Симашко написал повесть про Бейбарса?
У русского поэта 19 века Аполлона Николаевича Майкова есть стихотворение, которое называется «Емшан», в нем говорится о хане Отроке, который забыл свою Родину, стал царем в чужой стране. И только, когда ему привезли пучок сухой травы емшан, он вспомнил свою Родину. Потому что емшан растет в его родной степи. Послушайте отрывок из стихотворения:
И взял пучок травы степной
Тогда певец и подал хану,-
И смотрит хан – и, сам не свой,
Как бы почуя в сердце рану,
За грудь схватился… Все глядят –
Он грозный хан, что ж это значит?
Он, пред которым все дрожат,-
Пучок травы целуя, плачет!
И вдруг, взмахнувши кулаком:
«Не царь я больше вам отныне! –
Воскликнул. – Смерть в краю родном
Милей, чем слава на чужбине!»
Мы думаем, что Симашко прочитал это стихотворение, и написал свою повесть.
Емшан - это трава, которая растет в степи. Это полынь.
- А кто такие мамлюки, кто они такие и где жили?
Мамлюки – это слово из арабского языка, это невольники, воины-рабы, составлявшие гвардию династии Эйюбидов. Султан Эйюбид Малик Салих во второй половине 13 века в Египте,/ который назывался Миср/, основал армию воинов-мамлюков на острове Рода для защиты от европейских крестоносцев и монголов. Столица Египта – Каир (Эль-Кахира). /Показать на карте/. В 1250 году Салих был свергнут вождями, и основалась династия мамлюкских султанов, которые правили 3 века. Мамлюком был и Бейбарс. Различались Речные и Башенные мамлюки. Могила Бейбарса Первого находится в Каире, на ней надпись – «кипчак из рода берш». Кипчаки, или половцы – это тюркоязычный народ, живший с 11 века в южно-русских степях. Также мы узнали, что у Шокана Валиханова, известного ученого, историка, географа есть труды о кипчакских ханах средневековья. Мы думаем, что Симашко читал произведения Валиханова, и его заинтересовала эта эпоха.
Элементы сюжетной композиции Жизненный путь Бейбарса.
Экспозиция
Султан Бейбарс на Острове. У него личная охрана - эмиры Тысячи, Сорока, Пяти. Он живет в Розовом Дворце с фонтанами и пирамидами. Он властелин страны Миср.
Завязка
Он раб, на нем браслеты-цепи. Он работает вместе с другими рабами, копает землю, срезает колосья. Убивает из-за еды, его бьют надсмотрщики. Живет в сарае, носит тяжелые корзины с виноградом, рвет руками овечью шерсть.
Развитие действия
Его покупают люди султана Салиха. Ему дают одежду. Он становится мамелюком на Острове. Его слушаются другие. Он становится сначала Эмиром Пяти, затем Сорока, Тысячи. Он убивает тех, кто не хочет ему подчиняться.
Кульминация
Переворот. Свержение султана Салиха. Он выбирает себе имя Бейбарс и убивает всех остальных вождей и маленького наследника. Его все боготворят и почитают.
Развязка
Султан Бейбарс наливает себе в чашку яд и выпивает.С 1260 по 1277 годы он правил страной Миср.
Эпилог
О султане Бейбарсе люди слагают легенды.
Вывод: В начале повести Бейбарс – раб, ему живется тяжело. В конце повести – он султан, ему все поклоняются.
1 группа /литература/. Мы заполняли таблицу «Повторяющиеся детали, запахи, звуки».
Элементы сюжетной композиции
Повторяющиеся детали, запахи, звуки.
Экспозиция
Горький вкус, чей-то неясный плач, сигнальные трубы, коричневый бугор на запястьях рук Бейбарса.
Завязка
Во рту у него стало горько, и криком сдавило горло. Звуки барабана. Шрамы от браслетов на руках.
Развитие действия
Воздух сразу стал горьким. Звук трубы. Темные бугры на руках.
Кульминация
Тяжело ухнули трубы. Бугры на руках. Горький воздух кругом.
Развязка
Запах горькой высокой травы, он становится гуще. Он задыхается от этого запаха. Плач мальчика.
Эпилог
Запах зажженной травы емшан.
Сделайте вывод: Все запахи, звуки усиливаются к концу повести.
3 группа /живопись/. Мы заполняли таблицу « Цветовые эпитеты».
Элементы сюжетной композиции
Цветовые эпитеты.
Экспозиция
Серые камешки на дорожке, красные, синие. Желтая пыль.
Завязка
Черное небо. Черная весенняя земля. Черные платки.
Развитие действия
Белое солнце. Красный огонь. Желтый берег. Красные и синие сапоги эмиров.
Кульминация
Красные сапоги. Черный раб. Черные глаза. Красные розы. Листья красные. Камни красные.
Развязка
Красная от вечернего солнца трава. Черный песок. Белое небо. Трава белая. Белое солнце. Красный песок.
Эпилог
Красный песок. Белая трава. Белое солнце. Почернел красный песок.
Сделайте вывод: Постепенно серые тусклые краски переходят в черные, затем начинает преобладать красный цвет, потом белый, и заканчивается все черным цветом.
4 группа /казахский язык и литература/. Мы заполняли таблицу «Казахские слова и пословицы».
Элементы сюжетной композиции
Казахские слова и пословицы.
Экспозиция
Слово «Куке!..» Собаки видят орла, пока видят только его тень.
Завязка
Ку-у-ке...
Развитие действия
Куке-е!..
Кульминация
Ку –у-ке-е!.. Руку, которая бьет, лижут собаки.
Развязка
Ку-у-ке-е!..
Эпилог
Ку-у-ке-е!
Сделайте вывод: В начале повести герой не понимает значение слова «куке», постепенно он вспоминает, что это слово значит «отец». И в эпилоге это слово звучит как крик, плач.
Обобщение учителя: Выполнив это задание, мы увидели, что хоть повествование ведется от третьего лица, но все изображаемое видится глазами главного героя. Художественная картина мира выстраивается автором через восприятие Бейбарса.
Вопрос: - Почему главный герой назвал себя Бейбарсом? /На странице 55 читаем: «Он слышал, что есть пятнистые звери, одной лапой ломающие спину человеку, и назвал себя Беем этих зверей»/.
- Кто-нибудь из вас видел барса? Какой он? Барс- то же, что и леопард. Млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 170 см, хвоста – до 100 см. Окраска желтая с темными пятнами, обитает в Африке, в Азии. /Показываю иллюстрацию/. Это очень сильный и опасный хищник. Не случайно герой выбирает себе такое имя. Он живет по звериным законам, где выживает сильнейший, убивая сначала из-за еды, хлеба, затем из-за власти, чтобы стать султаном, быть самым сильным, он не хочет носить браслеты раба. - Можете привести примеры, подтверждающие мои слова? («В первый раз он задушил того, который был рядом, и съел его хлеб», «другого он ударил серпом в живот», третьему «перегрыз руку у локтя и не отпускал, пока не вытекла вся кровь»). В повести герои делятся на сильных и слабых. Кто же такие слабые люди? Выясним это, выполнив следующее задание.
3) Дифференцированное задание № 3. Прочитайте отрывок и скажите, каких людей Бейбарс считал слабыми?
1 отрывок. Таких, которые молились, он знал в сарае, откуда его привезли. У них легче забирать хлеб. Те, что молились, говорили всегда о каких-то людях, которые где-то гладили им головы, чмокали губами и даром давали хлеб. Они называли по-разному этих людей, странными влажными именами. И непонятно почему плакали. Он был доволен, что не было в его жизни отца и матери. Это были плохие люди, делающие человека слабым...
2 отрывок. Люди страны Миср были худые и несильные. Они всегда кричали что-то, показывая пальцем на небо, и в глазах у них была молитва. Наказывать их было нетрудно. Тех, у кого глаза были без молитвы, убивали.
3 отрывок. Почему они благодарили Бога? Люди страны Миср тоже делали это по-разному: одни пять раз в день прижимались лицом к земле, другие крестились. Они напрасно ссорились. Это всегда был один и тот же Бог, который делал их слабыми. Им, как женщинам, была неприятна кровь и знакомы слезы.
4 отрывок. И браслет поэтому надели большой стране Миср. Для этого нужно было, чтобы объединились девять эмиров, у которых на запястьях были твердые бугры. И чтобы были на Острове всего по сорок раз сорок мамелюков, у которых не было бы хватающего за руки Бога, не было делающих человека слабым отца и матери.