Файл: Педагогические проблемы методического характера в деятельности воспитателя доо и формулировка способов их решения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Знакомство с учебно-методической базой, системой организации методической службы и основными направлениями методической работы в ДОУ………………………………………………………………………………...3
2. Семинар для педагогов дошкольной ступени по теме: Педагогические проблемы методического характера в деятельности воспитателя ДОО и формулировка способов их решения…………………………………………...13
3. Изучение и анализ организации проектной деятельности в дошкольном учреждении………………………………………………………………………17
4. Изучение передового педагогического опыта работы с проектными технологиями в ДОУ…………………………………………………………….24
5. Изучение особенностей построения предметно-развивающей среды в групповой комнате дошкольного учреждения (методические копилки, технические средства, наглядные пособия, атрибуты для организации игр, игрушки и др.)……………………………………………………………………29
6. Наблюдение за организацией функционирования предметно-развивающей среды ДОУ……………………………………………………………………….37
7. Составление перспективно-тематического планирования, разработка сетки занятий……………………………………………………………………………39
Приложение 1. Статьи ФЗ «Об образовании в РФ» о ДО…………………….41
Приложение 2. ФГОС ДО……………………………………………………….44
Приложение 3. Целевой раздел программы учреждения……………………..49
Приложение 4. Концепция Дошкольного воспитания 1989 г………………...60
Приложение 5. Устав ДОО……………………………………………………...82
Приложение 6. Годовое планирование ДОО…………………………………103
Приложение 7. Должностные обязанности воспитателя…………………….104
Приложение 8. Должностные обязанности младшего воспитателя………...117
Приложение 9. Инструкции по охране здоровья детей и воспитателей, инструкции по БЖ……………………………………………………………...119
1. Адрес и название ДОУ, ФИО заведующего и методиста (старшего воспитателя)
Моя учебная практика проходила на базе Краевого государственного общеобразовательного автономного учреждения «Центр образования Эврика».
Место нахождения образовательной организации: 683009, Россия, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, Орбитальный проезд, д. 13.
Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение «Центр образования «Эврика» создано в соответствии с распоряжением Правительства Камчатского края от 17.11.2015 № 617-РП путем изменения типа существующего краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Эврика», созданного в соответствии с постановлением губернатора Камчатской области от 19.12.2003 № 502 «О создании государственного общеобразовательного учреждения «Учебно-педагогический комплекс (школа индивидуального развития «Эврика»).
Врио директора исполняет заместитель директора по УВР – Моторина Юлия Евгеньевна.
Старший методист дошкольного отделения – Осыка Руслана Николаевна.
В КГОАУ создают условия для благоприятного пребывания, развития и оздоровления детей квалифицированные, опытные и творческие педагоги, специалисты и сотрудники. Педагоги выстраивают целостность педагогического процесса, который обеспечивает полноценное развитие ребенка: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое во взаимосвязи.
Методическая работа в КГОАУ представляет собой систему мероприятий, которые направлены на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на обеспечение достижения оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в детском саду является создание условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Это создание условий для профессионального развития педагогов и обеспечения педагогического просвещения родителей в целях непрерывного развития детей.
Задачи методической работы:
1. Организационное обеспечение непрерывности профессионального развития педагогов.
2. Учебно-методическое обеспечение эффективной реализации образовательной программы в соответствии с современными требованиями.
3. Изучение, обобщение и распространение передового опыта педагогов ОУ в обеспечении качества образования.
4. Информационное обеспечение педагогического просвещения родителей воспитанников ОУ.
Содержание методической работы в ОУ определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности педагогического коллектива.
Методическую работу ОУ по основным критериями эффективности, характеристикам самого методического процесса, ее можно охарактеризовать как систему. Формы и содержание методической работы соответствуют поставленным целям и задачам. Дифференциация реализуется в индивидуальных и групповых формах работы с педагогами с учетом уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей. При этом в работе учитываются три уровня педагогического мастерства: низкий (интуитивный); средний (поисковый); высокий (мастерский).
Этапы методической работы:
1-й этап – теоретический – осознание идеи, изучение передового педагогического опыта;
2-й этап – методический – показ лучшего из образцов; построение индивидуальной методической системы;
3-й этап – практический – реализация замысла; самостоятельная апробация педагогами новых технологий обучения и воспитания;
4-й этап – аналитический – выявление результативности работы, анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.
Данная последовательность не всегда сохраняется, иногда некоторые из этапов отсутствуют.
Одним из основных направлений методической работы в ОУ является функционирование методического кабинета. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Организация деятельности методического кабинета основывается на таких принципах как информативность, доступность, эстетичность, содержательность.
В методическом кабинете сформирован информационный банк данных, где определены источники, содержание, направленность информации.
Информационный банк данных содержит:
1. Нормативно-правовые документы Законодательства Российской Федерации.
2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОО.
3. Документы и материалы:
– по планированию деятельности ДОО;
– по организации методической работы в дошкольном учреждении;
– по организации и руководству образовательной деятельностью ДОО;
– по контролю и регулированию образовательной деятельности ДОО;
– по развитию ребенка в образовательном пространстве ДОО;
– по организации взаимодействия ДОО с семьей;
– методическая, дидактическая, психологическая литература;
– аудио, видеоматериалы, медиатека;
– наглядно-дидактический материал;
– банк методических разработок;
– периодические издания дошкольного образования.
Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования важное условие высокой результативности воспитательно-образовательного процесса. Повышение информированности педагогов способствует принятию и реализации единой педагогической стратегии развития детского сада, которая обсуждается и утверждается на педагогическом совете и служит основным ресурсом развития коллектива в учреждении.
Задача обучения и развития педагогических кадров, повышение их квалификации является основополагающей в управлении методической работой. Организация и содержание развития педагога, повышение его квалификации строится дифференцированно. Важнейшим условием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами, является изучение профессиональной компетентности педагогов.
Для повышения профессионального уровня педагогов используются такие формы, как обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, на курсах повышения квалификации, профессиональная переподготовка; участие в заседаниях методических объединений и в работе творческих групп муниципальных ресурсных центров, и др.
Внутреннее повышение квалификации педагогов ОУ происходит за счет разнообразных форм методической работы. При выборе форм и методов методист руководствуется: целями и задачами ДОО; количественным и качественным составом коллектива; особенностями образовательного процесса; материально-техническими условиями ДОО; реальными возможностями; передовым опытом и научными рекомендациями. Используются как групповые, так и индивидуальные формы методической работы.
Используемые формы методической работы
Групповые формы работы: | Индивидуальные формы работы: |
педагогический совет, семинар - практикум, творческая группа, рабочая группа, мастер – класс, психологический тренинг, консультация, деловая игра, -аукцион педагогических идей, проектов взаимопосещение НОД (мероприятий) | индивидуальная консультация,
|
Консультации на темы:
1. Требования к ведению документации педагогов.
2. Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды. Разнообразие видов закаливающих мероприятий.
3. Проектируем и оформляем зимние участки.
4. «Портфолио группы ОУ».
5. «Электронное портфолио педагога ОУ».
6. Основные проблемы в работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации.
7. Планирование летней оздоровительной работы с детьми.
8. Соблюдение ОТ, ТБ, охрана жизни и здоровья детей.
Проектная деятельность в ОУ
Цель – выявление и распространение передового педагогического опыта.
Задачи:
– создать условия для личностной и профессиональной самореализации;
– повысить творческую активность педагогов;
– совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности педагога.
В рамках проектной деятельности были разработаны следующие:
1. «Зачем нужна песня на войне?» (муз. руководитель – Высланко Е.В.).
2. «Развитие образовательной области «Познавательное развитие» (воспитатели – Гоголева Н.В., Захарова О.Н.).
3. «Экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста» (воспитатель – Минаева Ю.А.);
4. Физическое развитие «Мои веселые мячи» (инструктор по ФК – Скляров К.Д.).
5. Социально-коммуникативное развитие «Учимся общаться» (воспитатель – Пчелина И.Ю.).
6. «С книгой жить – век не тужить» (воспитатель – Новикова Е.С.).
7. «Добрая дорога детства» (воспитатели – Савостина Т.О., Решетина Е.И.).
8. «Уважайте Светофор!» (воспитатель – Фуряева К.В.).
9. «Спасибо Вам за то, что мы живем» (воспитатель – Романова В.А.).
Каждый из педагогов делился своими идеями, задумками, своим опытом по реализации этих идей, своими впечатлениями от собственной деятельности, а также перенял опыт других педагогов.
Открытые просмотры (взаимопосещение) форм совместной деятельности с детьми в рамках использования педагогами игровых технологий (ТРИЗ, социо-игровая технология Е.Е. Шулешко, развивающие игры Б.П. Никитина, логические блоки Э. Дьенеша и др.). Благодаря данной форме работы педагоги видят, как работают коллеги, осознают свои недочеты. Кроме того, могут использовать позитивный опыт коллег в своей педагогической деятельности.
С целью оказания помощи воспитателям в их профессиональном становлении в ОУ в этом учебном году организована такая форма работы, как наставничество. Педагоги стажеры ведут деятельность, направленную на:
– способствование успешной адаптации студентов-практикантов (вновь принятых воспитателей) к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении;
– развитие способностей педагогов самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него должностные обязанности;
– формирование интереса у студентов-практикантов (вновь принятых воспитателей) к педагогической деятельности.