Файл: Педагогические проблемы методического характера в деятельности воспитателя доо и формулировка способов их решения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ходе реализации поставленных задач педагоги-наставники совместно с студентами-практикантами (вновь принятыми воспитателями) выполняют следующие мероприятия:

– изучение содержания Основной общеобразовательной программы ДОО;

– изучение педагогических технологий и применение их в работе с детьми;

– ознакомление воспитателя с организацией развивающей предметно- пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО;

– посещение режимных моментов, совместной деятельности с детьми, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми;

– консультации по общим вопросам организации работы с родителями;

– консультации по самообразованию воспитателей и др.

По итогам деятельности педагогами-наставниками проводится анализ работы, студентом-практикантом (воспитателем) – показ открытого мероприятия.

Организована работа педагогов по самообразованию, которая помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

Педагоги самостоятельно приобретают знания из различных источников с учетом своих интересов и склонностей. Самообразование помогает им быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. Отчетом работы по темам самообразования педагогов ОУ стали выступления, выставки, проекты, мастер-классы.

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы в ОУ, так как решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.

При посещении непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности замечается и выделяется особый стиль в работе, который обеспечивает успех. Отмечается то положительное, что присуще именно этому педагогу. Анализ анкет педагогов, участие их в семинарах, конкурсах, работа по самообразованию – все это является факторами выявления педагогического опыта. Изучением опыта выступает системное наблюдение за работой педагога со стороны руководителя и старшего воспитателя, анализ его опыта, оказание помощи в анализе результатов, подборе материалов, отражающих опыт. Обобщение и распространение педагогического опыта проходит в виде выступлений на педагогических советах, семинарах-практикумах, мастер-классах, в виде представления материалов в методическом кабинете, в виде публикаций и др.


Одним из стержневых условий жизнедеятельности детского сада является методическое обеспечение образовательного процесса. Программно-методический комплекс в ОУ подобран с учетом ориентации на ФГОС ДО, нормативно-правовой статус, особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.

В ОУ ведется работа по созданию условий для реализации результативного образовательного процесса по следующим направлениям:

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста:

– разработка методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды;

– обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом ФГОС ДО;

– активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.

2. Соотнесение содержания образовательного процесса с выбранной программой и требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

– формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов;

– анализ содержания и методов воспитания и обучения;

– анализ исполнений решений педсоветов.

3. Обновление содержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии с современными требованиями.

4. Разработка режима дня, расписания занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы и т.п.

5. Отслеживание проведения и эффективности двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельной деятельности воспитанников.

В системе методической работы ОУ используется достаточно широкий перечень традиционных мероприятий. Педагоги принимают участие в методических мероприятиях других ДОУ города; на базе учреждения работают в городских методических объединениях для педагогов ДОУ города: «МО музыкальных руководителей» и т.д. Содержание методической работы педагогов соответствует современным требованиям: изучаются современные образовательные технологии, требования ФГОС ДО и др.

2. Во время практики под руководством методиста ДОУ был организован Семинар для педагогов дошкольной ступени по теме: «Педагогические проблемы методического характера и определение путей их решения». Ниже представлена моя часть выступления на семинаре.



Педагогические проблемы методического характера в деятельности воспитателя ДОО и формулировка способов их решения

Одна из важных задач педагога организовать общение с детьми разного возраста, обладающими неповторимыми индивидуальными особенностями. Чтобы правильно действовать в той или иной ситуации, педагогу необходимо иметь основательные знания по педагогике и психологии, овладеть коммуникативными умениями, педагогическим тактом, основанном на уважении личности ребенка. Правильный выбор способов воздействия на детей зависит от умения сотрудника образовательного учреждения активно анализировать ситуацию. Данные умения формируются в период обучения в колледже. Учебный материал усваивается наиболее продуктивнее, если осуществляется связь приобретенных теоретических знаний с решением практических учебных задач.

Для правильного решения разнообразных педагогических задач педагогу необходимо знать и учитывать причины, вызывающие то или иное явление. Дети отличаются не только внешностью, но и поведением: одни – непоседы, а другие – предпочитают сидеть с игрушкой в тихом уголке. К педагогам дети относятся по-разному. Несмотря на индивидуальные различия, многое объединяет детей одного возраста. Предлагаемые ниже противоречия помогут понять, почему каждый ребенок неповторим и что общее объединяет детей одного возраста. Представленный материал, поможет не только наблюдать, но и анализировать, понять многообразие и единство сложнейшего процесса воспитания дошкольников.

Каждый день воспитатели детских садов сталкиваются с многочисленными проблемами в развитии детей. Все разнообразие проблемных ситуаций, которые встречаются в детском саду можно свести к следующим противоречиям:

1. Противоречие связанное с отставание в развитии способностей ребенка. То есть ребенок не усваивает элементарные количественные представления, или не умеет должным образом рисовать, или рассеян, неусидчив, неловок, общим словом что-то у него не получается в той или иной деятельности. Решение такого рода проблем возможно посредством индивидуальной работы с таким ребенком по специально для него разработанной программе. Помощь в этом воспитателю может оказать методист-психолог при разработке индивидуальной программы обучения и родители при реализации этой программы.


2. Поступки детей, не соответствующие нормам и правилам общественного поведения. Ситуация, когда ребенок унес из детского сада игрушку, или лжет воспитателю, или ушел с прогулки домой, или мешает другим, или не здоровается, или не прощается и т.д. Это противоречие говорит о том, что ребенку еще и не доступно понимание общественных норм поведения, смысл запретов на совершаемые поступки. Эти проблемы выводят деятельность воспитателя в круг межличностных социально-психологических отношений.

3. Адаптационное поведение ребенка. Когда ребенок не хочет идти в группу, или, наоборот, уходить из детского сада. Противоречие, определяющее суть таких ситуаций, лежит в глубинах нервно-психических свойств ребенка. Это свойство психики заметно заявляет о себе на фоне резких различий в условиях детского сада и дома. В таких случаях от воспитателя и родителей требуется особая терпимость и такт в отношении с ребенком, а также согласованность требований семьи и детского сада. Это проблема не только ребенка, но и взаимодействия воспитателей и родителей.

4. Противоречие по линии отношений ребенка с другими детьми. Ребенок старается быть в центре внимания, или отказывается от роли ведущего, или не хочет играть с детьми, жалуется на других, конфликтует с детьми, проявляет эгоизм. Причины таких ситуаций кроются во взаимоотношениях «я – они», где отсутствует чувство «мы». Формирование такого чувства требует мотивационной включенности каждого ребенка в совместную жизнедеятельность детей.

5. Противоречие, проистекающее из восприятия ребенком отношений к нему.

Например, обида на воспитателя, отмщение за наказание, жалоба на воспитателя, плаксивость или стремление к похвале за все деяния. Психологическое содержание таких ситуаций заключено в переживании чувства собственного достоинства. Ребенок реагирует на несовпадение этих оценок, стремясь сохранить самоуважение. Выход из такого противоречия лежит на путях психоанализа и коррекции отношения воспитателя к ребенку.

6. Проблемные отношения детей к воспитателю. Дети часто относятся к воспитателю ревниво. Ребенок не отходит от воспитателя, просится на руки и т.д. Воспитатель в глазах ребенка является его защитником. Воспитатель должен отвечать этой роли для всех детей, что сделать не так-то просто, но необходимо.

7. Отношение ребенка к себе.
У ребенка может происходить снижение самооценки, что является сигналом к зарождению комплекса неполноценности. Это происходит из-за неудачных действий и поступков ребенка, которые вызывают неодобрительную реакцию со стороны окружающих. Это происходит случайно. Например, ребенок упал в результате неловкого движения, что вызвало всеобщий смех. После этого ребенок будет стесняться совершить пободные действия. Противоречия в такой ситуации находятся в сфере групповых отношений. То есть воспитатель должен блокировать такую реакцию.

8. Противоречия в отношении детей к элементарным трудовым обязанностям. Когда ребенок не хочет дежурить по столовой, или собирать вещи и игрушки. Проблема скрывается в противоречивой мотивации ребенка, в его ситуативных увлечениях, желаниях, интересах. Воспитателю в данном случае необходимо искать неординарные решения. Даже может быть потребуется отклониться от плана педагогических мероприятий.

9. Противоречия, связанные с отношением к животным. Ребенок не хочет ухаживать за животными или бьет их. В основе такого поведения лежат психологические установки на животных и природу, которые сформировались вероятнее всего, в семье.

10. Противоречия, связанные с отрицательным отношением к вещам. Ребенок ломает игрушки. В одних случаях ребенком может двигать познавательный интерес, а в других отрицательная установка на вещи, в третьих, желание заявить о себе в силу возникшей социально-психологической депривации (депривация – это психологическая невозможность личности приспособиться к обстоятельствам, которые изменились) его личности.

11. Проблемные ситуации, связанные с отношением ребенка к еде. Эта проблема может иметь медико-физиологический, и социально-психологический аспект. Первая проблема решается медицинским обследованием. Вторая является следствием различий семейного образа и режима детского сада.

12. Противоречия в области отношений воспитателя к детям. Чаще всего это проявляется в избирательном отношении воспитателя к ребенку. Дети весьма чувствительны к проявлению избирательности и переживают недополучение положительного отношения со стороны воспитателя как несправедливость. Такая ситуация проистекает из эмоций и чувств, которые вызывают у воспитателя дети. Обозначив таким образом основные противоречия в каждой из ситуаций, можно определить ее социально-психологическую сущность, таким образом можно перейти к более правильному решению. При анализе каждой конкретной ситуации необходимо учесть специфику условий ее протекания, своеобразия участников ее взаимодействия.