Файл: Педагогические проблемы методического характера в деятельности воспитателя доо и формулировка способов их решения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Изучение и анализ организации проектной деятельности в дошкольном учреждении
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОО с интеграцией в различных образовательных областях. Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Все педагоги активно используют метод проектной деятельности в работе с дошкольниками. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Используя метод проектов в работе дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. Реализация проекта осуществляется в игровой форме с помощью включения детей и их родителей в различные виды творческой и поисковой деятельности.
В группе раннего возраста «Кроха» были реализованы 3 проекта: «Я и моя семья», «Мой папа самый лучший», «Мой друг светофорик»:
«Я и моя семья» (ноябрь 2022 год).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Цель: расширять представления детей о своей семье, ее членах.
Продукт проектной деятельности:
– стенгазета «Я и моя семья»,
– выставка детско-родительских рисунков «Цветы для мамы», «Нарядный фартучек».
«Мой папа самый лучший» (январь - февраль 2023 год).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Цель: формировать представления детей о Дне защитника Отечества.
Продукт проектной деятельности:
– стенгазета «Мой папа самый лучший»,
– выставка детско-родительских поделок «Подарок для папы».
В младшей группе «Гномики» были реализованы следующие проекты: «Домашние животные», «Фольклор – это интересно»:
«Домашние животные» (октябрь – декабрь 2022 год).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста представления о домашних животных через различные виды деятельности.
Продукт проектной деятельности:
– презентация мультимедийных пособий: «Домашние животные», «Чей малыш?», «Кто, что ест?»,
– инсценировка сказки «Тошка в деревне».
«Фольклор – это интересно» (январь – март 2023 год).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Цель: способствовать речевому развитию детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Продукт проектной деятельности:
– книжка – малышка «Колобок» в технике «Изосказка»,
– открытый показ НОД «В гости к деду Никодиму»,
– выставка совместных рисунков по потешкам, песенкам, сказкам.
В средних группах «Бабочка» и «Солнышко» были реализованы такие проекты: «Этих дней не смолкнет слава», «Рисование без кистей и карандашей», «Формирование элементарных математических представлений с использованием нетрадиционного материала», «Дорогие наши ветераны».
«Рисование без кистей и карандашей» (сентябрь – ноябрь 2022 год).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы «Бабочка».
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Цель: формировать навыки и умения использовать нетрадиционные техники рисования.
Продукт проектной деятельности:
– коллективные и индивидуальные творческие работы детей, собранные в альбом «Маленькие художники – большой мир»;
– выставка совместных работ родителей и детей на тему «Красочный вернисаж».
«Формирование элементарных математических представлений с использованием нетрадиционного материала» (декабрь 2022 год).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы «Бабочка».
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Цель: обновить развивающую образовательно – интеллектуальную среду в условиях группы, стимулировать игровую и познавательную активность детей.
Продукт проектной деятельности:
– картотека и пособия из бросового материала для формирования математических представлений дошкольников.
«Этих дней не смолкнет слава» (апрель – май 2023 год, дистанционный формат).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы «Солнышко».
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Цель: формировать представление детей о Великой Отечественной войне, о значении победы нашего народа.
Продукт проектной деятельности:
– участие дошкольников в конкурсе чтецов к 9 Мая, прошедший в детском саду в онлайн режиме;
– участие дошкольников в конкурсе рисунков, посвящённых ВОВ;
– участие дошкольников и их родителей в акции «Виртуальный бессметный полк».
В старших группах «Одуванчик», «Сказка», «Кораблик» были реализованы 7 проектов: «Моя семья», «Зимушка Зима», «День Победы», «Поможем здоровью!», «Победе – 75!», «Народные промыслы», «Великий праздник – день Победы!» «Поможем здоровью» (октябрь 2022 год).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы «Одуванчик».
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой.
Цель: сформировать разносторонние знания и представления о зиме.
Продукт проектной деятельности:
– открытый показ НОД «Секреты здоровья»,
– стенгазета «Полезная еда».
«Зимушка Зима» (декабрь 2022 – январь 2023 год).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы «Кораблик».
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Цель: сформировать разносторонние знания и представления о зиме.
Продукт проектной деятельности:
– открытый показ НОД «Зимушка Зима»,
– выставка детско-родительского творчества «Зимние фантазии».
«Народные промыслы» (декабрь 2022 – январь 2023 год).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы «Сказка».
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Цель: формировать познавательный интерес детей к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Продукт проектной деятельности:
– открытый показ НОД «В дымковской мастерской»;
– выставка детско-родительского творчества «Дымковская игрушка».
В подготовительных группах «Ромашка», «Радуга» были реализованы 7 проектов: «Любимые сказки А.С. Пушкина», «75 лет Победы в ВОВ», «Профессии моих родителей», «Орбизы – живая или мертвая вода», «Масленица», «9 мая», «Мода со свалки», «Детям о войне».
«Профессии моих родителей» (октябрь 2022 год).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы «Радуга».
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Цель: систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей.
Продукт проектной деятельности:
– выставка рисунков «Профессия родителей»;
– викторина «Все работы хороши, выбирай на вкус».
«Любимые сказки А.С. Пушкина» (ноябрь 2022 год).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы «Ромашка».
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Цель: способствовать формированию любви и гордости за свою родную культуру и своих талантливых соотечественников.
Продукт проектной деятельности:
– викторина «Мои любимые сказки А.С. Пушкина»;
– выставка детско-родительского творчества «Сказки А.С. Пушкина в рисунках детей».
«Мода со свалки» (октябрь – ноябрь 2022 год).
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы «Пчелка».
Тип проекта: Познавательно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Цель: способствовать формированию основ экологической культуры, бережного отношения к природе в процессе познавательной и художественно-творческой деятельности.
Продукт проектной деятельности:
– создание коллекции костюмов из бросового материала;
– участие в областном экологическом конкурсе ЭкоБум «Дефиле костюмов» (1 место).
В ходе реализации проектов, руководителем которых являются воспитатели, происходит естественное включение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольной организации. Используя в работе педагогическое проектирование, реализуются личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению.
Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является осуществление образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, а с ними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который востребован на данном этапе деятельности дошкольной организации, а в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов в практику стал ведущим в работе дошкольных образовательных организаций.