Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
Тема: «Экспертиза количества и качества товаров»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ 4
2.ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ДЛЯ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ 10
3.О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 17
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда рынок насыщен товарами, успешно функционируют лишь те коммерческие структуры, где товароведы умеют вовремя улавливать тенденции в изменении спроса, определять причины их возникновения и оперативно принимать меры по совершенствованию структуры ассортимента и конъюнктуры отдельных его позиций на потребительском рынке.
В настоящее время качество является основным фактором эффективной работы предприятия, поэтому понятия цены и качества всегда остаются актуальными и взаимосвязанными, особенно рассматривая их с точки зрения новой экономической реальности.
Деятельность всех коммерческой организации ориентирована на удовлетворение запросов потребителей при помощи обеспечения их высококачественными товарами. Обеспечение сохранения качества товаров происходит за счет соблюдения установленных мер. К подобным мерам непосредственно относятся правильное производство и хранение товаров, а также условия транспортировки. На сегодняшний день проблема эффективного производства продукции с сохранением ее качества представляет особое значение, в связи, с чем актуальность темы работы очевидна.
-
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ
Товароведческая экспертиза (экспертиза непродовольственных товаров) — это проведение независимого экспертного исследования качества товара, его состава, безопасности, происхождения, подлинности, проверка на соответствие установленным нормам и стандартам.
Объектами товароведческой экспертизы могут быть потребительские и промышленные товары или их части, упаковка, а также документы, содержащие сведения о состоянии объектов и осуществляемых операциях, дающие дополнительную информацию о товаре в исследуемый период времени.
Товароведческая экспертиза нужна при возникновении спора между покупателем и производителем либо продавцом относительно качества товара. Экспертиза поможет:
-
подтвердить дефект при его наличии, определить его причины; -
определить, соответствует ли качество товара действующим нормам и стандартам; -
оценить качество товара с дефектами внешнего вида; -
определить процент потери качества товара из-за наличия дефектов; -
определить процент уценки товара; -
установить рыночную стоимость товара и пр.
Как правило товароведческие экспертизы проводятся в связи с рассмотрением гражданских исков по разделу имущества, возмещению ущерба при повреждении или порче имущества, реализации некачественных изделий. В уголовных делах экспертиза товаров обычно проводится с целью определения их рыночной стоимости (например, при хищениях и кражах).
Результат экспертизы — это официальный документ доказательного значения, который может быть использован в суде [1].
Экспертиза рассматривается как исследование специалистом-экспертом любого вопроса, решение которого требует соответствующих знаний в области науки, техники, экономики и др. В зависимости от сферы профессиональной деятельности субъекта различают судебную, товарную, экономическую, техническую, юридическую, экологическую, медицинскую и иную экспертизу.
Субъектами товароведческой экспертизы являются физические и юридические лица (торгово-промышленная палата, негосударственные экспертные организации и др.), объектами - продукция (продовольственные и непродовольственные товары, сырье, оборудование, строительные механизмы и др.), услуги и процессы.
Целью экспертизы товаров является проведение оценки основных характеристик товаров, а также процессов, влияющих на них, но, как правило, не поддающихся прямой оценке и которые основываются на мнениях экспертов.
Экспертом является квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения экспертизы. [2]
Современный экономический словарь раскрывает термин «товар» как «…объект купли-продажи и рыночных отношений между продавцами и покупателями», а также как «…любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме». [2]
При проведении товароведческой экспертизы необходимо решение следующих задач:
-
правильно выбрать свойства, показатели ассортимента и качества продукции с учетом специфики проведения экспертизы; -
установление в тестовом продукте наличия/отсутствия признаков, сходных с данными оригинального продукта и имеющих сходство с брендом компании - владельцем товарного знака; -
поиск необходимой информации, ее обработка и применение для ознакомительных целей; -
выявление соответствия фактических значений показателей установленным требованиям; -
определение оценочных значений качественных показателей; -
анализ и оценка полученных данных для формулирования выводов или рекомендаций. [3]
Организация товарной экспертизы базируется на следующих принципах:
-
независимость экспертов от любой заинтересованной стороны в результатах экспертизы; -
объективность, т.е. предупреждение и устранение субъективности при проведении экспертных оценок; -
компетентность и специализация экспертов в данной области; -
системный подход, т.е. обобщение, группировка данных и подведение итогов; -
эффективность, т.е. использование конечных результатов экспертизы для организации оптимального распределения товаров и снижения материальных затрат; -
безопасность - изучение предполагаемой степени вреда будущего продукта жизни здоровью потребителей и окружающей среде. [4]
Можно выделить следующие основные характеристики экспертиз, в том числе товароведных:
-
сущность – научно практическое познание (исследование) предмета экспертизы; -
ситуация – неопределенность (противоречие), риск или конфликт по объекту экспертизы; -
субъект – независимый высококвалифицированный специалист эксперт (группа экспертов); -
основание для проведения – назначение должностным лицом или заказ заинтересованных сторон; -
документальное оформление результата – экспертное заключение.
На рисунке 1 представим структуру товароведческой экспертизы.
Рисунок 1 – Структура товарной экспертизы
Количественная экспертиза — оценка количественных характеристик товара экспертами при невозможности применения измерительных методов и/или необходимости подтверждения достоверности результатов измерений независимой стороной.
Назначением количественной товароведной экспертизы является определение количества товара в товарной партии и/или количественных характеристик их единичных экземпляров или комплексных упаковочных единиц. Наиболее распространенная сфера применения количественной экспертизы — приемка товаров по количеству в случаях возникновения разногласий между поставщиком и получателем, при значительных расхождениях между количеством, указанным в ТСД, и количеством, установленным при измерении у получателя. Результаты количественной экспертизы могут быть обжалованы одной из заинтересованных сторон. В этом случае назначается повторная или контрольная экспертиза, которая может либо подтвердить результаты первичной экспертизы, либо их опровергнуть. В последнем случае новые результаты экспертизы должны быть аргументированы.
Качественная экспертиза - оценка качественных характеристик товара экспертами для установления соответствия требованиям нормативных документов.
Назначением этой экспертизы является определение качества товаров в товарной партии при сдаче-приемке или после длительного хранения или обнаружении скрытых технологических дефектов в процессе хранения, когда обычные сроки предъявления претензий поставщику истекли. Кроме того, экспертиза по качеству применяется при оценке качества образцов новых товаров перед постановкой их на серийное производство. Для пищевых продуктов или кулинарных изделий этот вид качественной экспертизы только по органолептическим показателям качества называется дегустацией.
В зависимости от назначения качественная экспертиза подразделяется на пять разновидностей: приемочная экспертиза но качеству, экспертиза по комплектности, экспертиза новых товаров, дегустация пищевых продуктов и экспертиза по договорам.
Приемочная экспертиза по качеству - оценка качества товаров экспертами для подтверждения достоверности результатов при приемке.
Основанием для проведения приемочной экспертизы по качеству служат:
- разногласия между поставщиком и получателем по результатам приемочного контроля, проведенного получателем в отсутствие поставщика и невозможности его явки на повторную приемку;
- заранее предполагаемое или обнаруженное при поступлении несоответствие фактического качества товара документально указанным;
- при обнаружении нарушенной упаковки (поломка, деформация, раздавливание, бой);
- при наличии значительных качественных потерь в процессе транспортирования или хранения [5].
Экспертиза качества продукции получила широкое применение в сфере торговли. Охватывает «жизненный цикл» продукции, начиная с этапа составления технического плана до этапа ее потребления. Результаты экспертизы товаров используются дизайнерами и строителями в процессе создания новых видов продукции. При выявлении несоответствий качественных характеристик товара установленным требованиям производится их корректировка. Кроме результаты экспертной оценки товаров необходимы при формировании потребительских свойств ожидаемых к выпуску в будущем иных товаров.
-
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТОВАРОВ. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ДЛЯ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Независимо от типа исследуемого товара эксперт должен руководствоваться основными правилами и положениями проведения оценочных мероприятий. Товароведная экспертиза включает в себя ряд обязательных этапов:
-
определение стандартных показателей и эталонных характеристик исследуемого объекта, а также изучение нормативной документации; -
определение метода исследования и основных показателей; -
отбор проб или контрольной партии в соответствии с установленными нормами; -
при неоднородности партии специалист должен определить процентное соотношение дефектного товара; -
оценка состояния тары или упаковки; -
определение соответствия с эталонными образцами или сравнение показателей товара; -
составление акта установленного образца с развернутым заключением и надлежащим оформлением согласно законодательным нормам.
Для проведения экспертизы товаров разного рода и типа применяется различный набор исследований и методологий, что определено свойствами и показателями объектов оценки. Но специалист должен соблюдать основные правила и этапы оценки в соответствии принятыми нормами и законодательством. [6]
Все средства, применяемые экспертами при проведении экспертизы, в зависимости от назначения делятся на две группы: средства информации о товарах и материально-технические средства (рисунок 2).
Выбор средств товарной информации определяется целью экспертизы, особенностями товаров, а также базовыми знаниями эксперта.
Рисунок 2 – Классификация средств товарной экспертизы
Особенность информации о товаре, которой обладает эксперт, заключается в том, что некоторая часть информации, необходимой для заключения эксперта, отсутствует или не может быть формализована. Эта недостаточность информации обусловлена и спецификой объекта экспертизы, который исследуется в условиях неопределенности или риска.
В зависимости от носителя средства информации подразделяются на следующие виды: документы, маркировки, литература.
Любая товарная экспертиза начинается с изучения и анализа документов, содержащих общую и конкретную информацию о товарах. При документальной экспертизе этот вид средств информации одновременно выступает и в качестве объекта.