Файл: Руководство по стилю программирования и конструированию по.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 861
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 11 Сила имен переменных
265
объектов начинаются со строчной буквы, а имена методов — с прописной:
variable-
Name, но RoutineName().
Проведите различие между классами и объектами Соответствие между име- нами классов и объектов (или между именами типов и переменных этих типов)
может быть довольно тонким. Некоторые стандартные способы проведения раз- личия между ними иллюстрирует следующий фрагмент:
Вариант 1: имена типов отличаются от имен переменных регистром первой буквы
Widget widget;
LongerWidget longerWidget;
Вариант 2: имена типов отличаются от имен переменных регистром всех букв
WIDGET widget;
LONGERWIDGET longerWidget
Вариант 3: имена типов дополняются префиксом «t_»
t_Widget Widget;
t_LongerWidget LongerWidget;
Вариант 4: имена переменных дополняются префиксом «a»
Widget aWidget;
LongerWidget aLongerWidget;
Вариант 5: имена переменных более конкретны, чем имена типов
Widget employeeWidget;
LongerWidget fullEmployeeWidget;
Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Вариант 1 часто использу- ется при программировании на C++, Java и других языках, чувствительных к регист- ру букв, но некоторые программисты считают, что различать имена только по реги- стру первой буквы неудобно. Действительно, имена, отличающиеся только регист- ром первой буквы, имеют слишком малое психологическое и визуальное различие.
Вариант 1 не удастся согласованно использовать при программировании на не- скольких языках, если хотя бы в одном из них регистр букв не имеет значения.
Так, при компиляции команды
Dim widget as Widget компилятор Microsoft Visual
Basic сообщит о синтаксической ошибке, потому что
widget и Widget покажутся ему одним и тем же элементом.
Вариант 2 проводит более очевидное различие между именами типов и перемен- ных. Однако по историческим причинам в C++ и Java верхний регистр служит для определения констант, к тому же при разработке программы с использованием нескольких языков этот подход приводит к тем же проблемам, что и вариант 1.
Вариант 3 поддерживается всеми языками, но некоторым программистам префиксы не нравятся по эстетическим причинам.
Вариант 4 иногда используют как альтернативу варианту 3, но вместо изменения имени одного класса он требует модификации имени каждого экземпляра класса.
266
ЧАСТЬ III Переменные
Вариант 5 заставляет тщательно обдумывать имя каждой переменной. Обычно результатом этого является более понятный код. Но иногда
widget (приспособле- ние) на самом деле — всего лишь общее «приспособление», и в этих случаях вы должны будете придумывать менее ясные имена вроде
genericWidget, которые,
несомненно, читаются хуже.
Короче, каждый из вариантов связан с компромиссами. В этой книге я использую вариант 5, потому что он наиболее понятен, если человеку, читающему код, неиз- вестны конвенции именования.
Идентифицируйте глобальные переменные Одной из частых проблем про- граммирования является неверное использование глобальных переменных. Если вы присвоите всем глобальным переменным имена, начинающиеся, скажем, с пре- фикса
g_, программист, увидевший переменную g_RunningTotal, сразу поймет, что это глобальная переменная, и будет обращаться с ней должным образом.
Идентифицируйте переменные-члены Идентифицируйте данные-члены клас- са. Ясно покажите, что переменная-член не является ни локальной, ни глобаль- ной переменной. Идентифицировать переменные-члены класса можно, например,
при помощи префикса
m_.
Идентифицируйте определения типов Конвенции именования типов играют две роли: они явно показывают, что имя является именем типа, и предотвращают конфликты имен типов и переменных. Для этого вполне годится префикс (суф- фикс). В C++ для именования типов обычно используют только заглавные буквы:
например,
COLOR и MENU. (Это справедливо для имен типов, определяемых с помощью директив
typedef, и имен структур, но не классов.) Однако при этом можно спутать типы с именованными константами препроцессора. Для предотвращения путаницы можно дополнять имена типов префиксом
t_, что дает нам такие име- на, как
t_Color и t_Menu.
Идентифицируйте именованные константы Именованные константы нуж- но идентифицировать, чтобы вы могли определить, присваиваете ли вы переменной значение другой переменной (которое может изменяться) или именованной кон- станты. В случае Visual Basic эти два варианта можно также спутать с присваива- нием переменной значения, возвращаемого функцией. Visual Basic не требует применения скобок при вызове функции, не принимающей параметров, тогда как в C++ скобки нужно указывать при вызове любой функции.
Одним из подходов к именованию констант является применение префикса, на- пример
c_. Это дает нам такие имена, как c_RecsMax или c_LinesPerPageMax. В случае
C++ и Java конвенция подразумевает использование только заглавных букв без разделения слов или с разделением слов символами подчеркивания:
RECSMAX или
RECS_ MAX и LINESPERPAGEMAX или LINES_PER_PAGE_ MAX.
Идентифицируйте элементы перечислений Элементы перечислений следует идентифицировать по той же причине, что и именованные константы: чтобы элемент перечисления можно было легко отличить от переменной, именованной константы или вызова функции. Стандартный подход предполагает применение в имени перечисления только заглавных букв или дополнение имени префиксом
e_ или E_; что касается имен элементов, то они дополняются префиксом, осно- ванным на имени конкретного перечисления, скажем,
Color_ или Planet_.
ГЛАВА 11 Сила имен переменных
267
Идентифицируйте неизменяемые параметры, если язык не требует их
явного определения Иногда программисты случайно изменяют входные пара- метры. C++, Visual Basic и некоторые другие языки заставляют явно указывать, хотите ли вы, чтобы изменения параметров внутри метода были доступны в остальном коде. Для этого служат спецификаторы
*, & и const в C++ и ByRef/ByVal в Visual Basic.
В случае других языков изменение входной переменной в методе отражается в остальном коде, хотите вы того или нет. Это особенно верно при передаче объектов.
Например, в Java все объекты передаются в методы «значением», поэтому, пере- давая объект в метод, будьте готовы к тому, что состояние объекта может изме- ниться
1
(Arnold, Gosling, Holmes, 2000).
Если, программируя на таком языке, вы следуете конвенции именования, согласно которой исключительно входные
(неизменяемые) параметры нужно дополнять префиксом
const (или final, или nonmodifiable, или каким-то аналогич- ным), то, увидев что-то с префиксом
const слева от знака равенства, вы будете знать, что произошла ошибка. Если вы увидите вызов
constMax.SetNewMax( ... ), вы также по префиксу
const поймете, что это ошибка.
Форматируйте имена так, чтобы их было легко читать Для повышения удобочитаемости кода слова в именах переменных часто разделяют заглавными буквами или символами-разделителями. Например, имя
GYMNASTICSPOINTTOTAL
читается хуже, чем
gymnasticsPointTotal или gymnastics_point_total. C++, Java, Visual
Basic и другие языки позволяют использовать оба этих подхода.
Старайтесь не смешивать эти способы, так как это осложняет чтение кода. Если же вы будете согласованно использовать один из подходов, код станет более по- нятным. Программисты уже давно спорят по поводу того, делать ли заглавной первую букву имени (
TotalPoints или totalPoints), но если все участвующие в про- екте программисты будут поступать согласованно, подобные мелочи не будут играть особой роли. В данной книге имена переменных начинаются с буквы нижнего регистра по той причине, что этот подход принят в языке Java, а также для под- держания сходства стилей между разными языками.
Конвенции, специфические для конкретных языков
Соблюдайте конвенции именования, принятые в используемом вами языке. Книги по стилю программирования можно найти почти для любого языка. Советы, отно- сящиеся к языкам C, C++, Java и Visual Basic, даны в следующих подразделах.
Конвенции C
Конвенции именования, используемые при программировании на C, предпола- гают, что:
쐽
имена символьных переменных дополняются префиксом
c или ch;
쐽
целочисленным индексам присваиваются имена
i и j;
Перекрестная ссылка Дополне- ние языка конвенцией именова- ния, компенсирующей ограниче- ния самого языка, является при- мером программирования с ис- пользованием языка вместо простого программирования на языке (см. раздел 34.4).
1
Значением передается ссылка на объект, который и может быть изменен. —
Прим. перев.
268
ЧАСТЬ III Переменные
쐽
имена переменных, хранящих количество чего-либо, до- полняются префиксом
n;
쐽
имена указателей дополняются префиксом
p;
쐽
имена строк начинаются с префикса
s;
쐽
имена макросов препроцессора включают
ТОЛЬКО_ЗАГ-
ЛАВНЫЕ_БУКВЫ; обычно это правило распространяется и на имена типов, определяемых при помощи директивы
typedef;
쐽
имена переменных и методов включают
только_строчные_буквы;
쐽
для разделения слов служит символ подчеркивания (_):
имена_такого_вида
читаются легче, чем
именатакоговида.
Эти правила справедливы для программирования на C в общем, а также для сред
UNIX и Linux, однако в разных средах конвенции имеют свои особенности. Про- граммисты на C, разрабатывающие программы для Microsoft Windows, предпочи- тают применять для именования переменных ту или иную форму венгерской нотации и буквы верхнего и нижнего регистров. Программисты, разрабатываю- щие ПО для платформы Macintosh, обычно используют для именования методов смешанный регистр, потому что инструментарий Macintosh и методы ОС были изначально разработаны в соответствии с интерфейсом Pascal.
Конвенции C++
С программированием на C++ связаны такие конвенции:
쐽
целочисленным индексам присваиваются имена
i и j;
쐽
имена указателей дополняются префиксом
p;
쐽
имена констант, типов, определяемых с помощью дирек- тивы
typedef, и макросов препроцессора включают ТОЛЬКО_-
ЗАГЛАВНЫЕ_БУКВЫ;
쐽
имена классов и других типов содержат
БуквыОбоихРегистров;
쐽
первое слово в именах переменных и методов начинается со строчной буквы,
а все последующие слова — с заглавной:
имяПеременнойИлиМетода;
쐽
символ подчеркивания используется только в именах, состоящих полностью из заглавных букв, и после некоторых префиксов (например, после префикса,
служащего для идентификации глобальных переменных).
Как и в случае языка C, некоторые аспекты этой конвенции могут зависеть от конкретной среды.
Конвенции Java
В отличие от C и C++ конвенции стиля программирования на Java были сформулированы уже на ранних этапах раз- вития этого языка:
쐽
i и j — имена целочисленных индексов;
쐽
имена констант включают
ТОЛЬКО_ЗАГЛАВНЫЕ_БУКВЫ, а слова разделяются символами подчеркивания;
Дополнительные сведения
Классической книгой о стиле программирования на C являет- ся «C Programming Guidelines»
(Plum, 1984).
Дополнительные сведения О
стиле программирования на C++
см. книгу «The Elements of C++
Style» (Misfeldt, Bumgardner, and
Gray, 2004).
Дополнительные сведения О сти- ле программирования на Java см.
книгу «The Elements of Java Style,
2d ed.» (Vermeulen et al., 2000).
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 104
ГЛАВА 11 Сила имен переменных
269
쐽
все слова в именах классов и интерфейсов начинаются с заглавной буквы:
ИмяКлассаИлиИнтерфейса;
쐽
в именах переменных и методов с заглавной буквы начинаются все слова, кроме первого:
имяПеременойИлиМетода;
쐽
символ подчеркивания служит разделителем только в именах, полностью со- стоящих из заглавных букв;
쐽
имена методов доступа начинаются с префикса
get или set.
Конвенции Visual Basic
Устойчивых конвенций стиля программирования на Visual Basic не существует. Чуть ниже я приведу один из возможных вариантов.
Программирование с использованием нескольких языков
Если вы программируете, используя несколько языков, сформулируйте конвенцию именования (а также форматирования, документирования и т. д.) так, чтобы она способствовала общей согласованности и удобочитаемости кода, даже если для этого придется отступить от конвенции, принятой в одном из языков.
Например, в этой книге все имена переменных начинаются со строчной буквы,
что соответствует конвенции Java и некоторым, но не всем конвенциям C++. Все имена методов начинаются с заглавной буквы, что согласуется с конвенцией C++.
Согласно конвенции Java имена методов должны были бы начинаться с буквы нижнего регистра, но ради общей удобочитаемости я решил независимо от язы- ка начинать их с заглавной буквы.
Примеры конвенций именования
В стандартных конвенциях, описанных выше, не отражены некоторые важные аспекты, в том числе область видимости переменных (закрытая, класс или гло- бальная), различия имен классов и объектов, методов и переменных и т. д.
Советы по именованию могут показаться сложными, если они сконцентрирова- ны на нескольких страницах. Однако на самом деле они могут быть вполне про- стыми, и вы можете адаптировать их к своим потребностям. Имена переменных должны включать информацию трех видов:
쐽
суть переменной (то, что переменная представляет);
쐽
тип данных (именованная константа; элементарная переменная; тип, опреде- ленный пользователем, или класс);
쐽
область видимости переменной (закрытая, класс, пакет или глобальная область видимости).