Файл: Руководство по стилю программирования и конструированию по.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 848
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
554
ЧАСТЬ V Усовершенствование кода фрагмент кода, используйте эту возможность для проверки модульности методов,
содержащихся в этом фрагменте. Если вам кажется, что после разделения одного метода на несколько код станет яснее, создайте дополнительные методы.
Цикл слишком велик или слишком глубоко вложен в другие циклы Подхо- дящим кандидатом на преобразование в метод часто оказывается тело цикла —
это помогает лучше факторизовать код и снизить сложность цикла.
Класс имеет плохую связность Если класс имеет множество никак не связан- ных аспектов ответственности, разбейте его на несколько классов, так чтобы каж- дый из них получил связный набор аспектов.
Интерфейс класса не формирует согласованную абстракцию Даже клас- сы, получившие при рождении связный интерфейс, могут терять первоначальную согласованность. В результате необдуманных изменений, повышающих удобство использования класса за счет целостности его интерфейса, интерфейс иногда становится монстром, не поддающимся сопровождению и не улучшающим интел- лектуальную управляемость программы.
Метод принимает слишком много параметров Как правило, хорошо фак- торизованные программы включают много небольших хорошо определенных методов, не нуждающихся в большом числе параметров. Длинный список пара- метров — свидетельство того, что абстракция, формируемая интерфейсом мето- да, неудачна.
Отдельные части класса изменяются независимо от других частей
Иногда класс имеет две (или более) разных области ответственности. Если это так,
вы заметите, что вы изменяете или одну часть класса, или другую, и лишь немно- гие изменения затрагивают обе части класса. Это признак того, что класс следует разделить на несколько классов в соответствии с отдельными областями ответ- ственности.
При изменении программы требуется параллельно изменять несколько
классов Мне известен один проект, в котором был составлен контрольный список где-то из 15 классов, требующих изменения при добавлении нового вида выход- ных данных. Если вы уже в который раз изменяете один и тот же набор классов,
подумайте, можно ли реорганизовать код этих классов так, чтобы изменения за- трагивали только один класс. Опыт говорит мне, что этого идеала достичь нелег- ко, но стремиться к нему нужно.
Вам приходится параллельно изменять несколько иерархий наследования
Если при создании каждого нового подкласса одного класса вам приходится со- здавать подкласс другого класса, вы имеете дело с особым видом параллельного изменения. Решите эту проблему.
Вам приходится параллельно изменять несколько блоков case В самих по себе блоках
case ничего плохого, но, если вы параллельно изменяете похожие блоки
case в нескольких частях программы, спросите себя, не лучше ли использовать наследование.
Родственные элементы данных, используемые вместе, не организованы
в классы Если вы неоднократно используете один и тот же набор элементов дан- ных, рассмотрите целесообразность объединения этих данных и выполняемых над ними операций в отдельный класс.
ГЛАВА 24 Рефакторинг
555
Метод использует больше элементов другого класса, чем своего собст-
венного Это значит, что метод нужно переместить в другой класс и вызывать из старого класса.
Элементарный тип данных перегружен Элементарные типы данных могут представлять бесконечное число сущностей реального мира. Если вы собираетесь представить распространенную сущность — скажем, денежную сумму — целочис- ленным или другим элементарным типом данных, подумайте: не создать ли вме- сто этого простой класс
Money, чтобы компилятор мог выполнять контроль ти- пов объектов
Money, дабы можно было проверять значения, присваиваемые этим объектам, и т. д. Если и
Money, и Temperature будут представлены целыми числа- ми, компилятор не сможет предупредить вас об ошибочных операциях вида
bank-
Balance = recordLowTemperature.
Класс имеет слишком ограниченную функциональность Иногда рефакто- ринг приводит к сокращению функциональности класса. Если класс не соответ- ствует своему званию, спросите себя, не удалить ли его вообще, распределив все аспекты его ответственности между другими классами.
По цепи методов передаются бродячие данные Данные, передаваемые в ме- тод лишь затем, чтобы он передал их другому методу, называются «бродячими»
(tramp data) (Page-Jones, 1988). Это не всегда плохо, но в любом случае спросите себя, согласуется ли передача конкретных данных с абстракцией, формируемой интерфейсом каждого из методов. Если с абстракциями интерфейсов порядок, с передачей данных тоже все в норме. Если нет, найдите способ, позволяющий улуч- шить согласованность интерфейса каждого метода.
Объект-посредник ничего не делает Если роль класса сводится к перена- правлению вызовов методов в другие классы, подумайте, не устранить ли его и вызывать другие классы непосредственно.
Один класс слишком много знает о другом классе Инкапсуляция (сокрытие информации) — наверное, самый эффективный способ улучшения интеллекту- альной управляемости программ и минимизации волновых эффектов изменений кода. Увидев, что один класс знает о другом больше, чем следует (это относится и к производным классам, знающим слишком много о своих предках), постарай- тесь сделать инкапсуляцию более строгой.
Метод имеет неудачное имя Если методу присвоено плохое имя, измените определение метода, исправьте все его вызовы и перекомпилируйте программу.
Какой бы трудной эта задача ни была сейчас, потом она станет еще труднее —
поэтому, обнаружив проблему, устраните ее как можно быстрее.
Данные-члены сделаны открытыми Мне кажется, что предоставление откры- того доступа к данным-членам не бывает разумным решением. Это стирает грань между интерфейсом и реализацией, неизбежно нарушает инкапсуляцию и огра- ничивает гибкость программы. Непременно подумайте над сокрытием открытых данных-членов при помощи методов доступа.
Подкласс использует только малую долю методов своих предков Обыч- но такая ситуация возникает, когда подкласс создается потому, что базовый класс по чистой случайности содержит нужные ему методы, а не потому, что подкласс логически является потомком базового класса. Попробуйте достичь лучшей ин-
556
ЧАСТЬ V Усовершенствование кода капсуляции, изменив характер отношений между подклассом и базовым классом с «является» на «содержит»: преобразуйте базовый класс в данные-члены бывше- го подкласса и откройте доступ только к тем методам бывшего подкласса, кото- рые по-настоящему нужны.
Сложный код объясняется при помощи комментариев В важности коммен- тариев трудно усомниться, но их не следует использовать для объяснения плохо- го кода. Старая мудрость гласит: «Не документируйте плохой код — перепишите его» (Kernighan and Plauger, 1978).
Код содержит глобальные переменные При пересмотре фрагмента, в котором используются глобальные перемен- ные, изучите его получше. Возможно, за время, прошедшее с тех пор, как вы изучали этот фрагмент, вам пришел в го- лову способ устранения глобальных переменных. За это время вы уже забыли кое-какие аспекты кода — сейчас ис- пользование глобальных переменных может показаться вам довольно запутанным, чтобы вы сочли нужным изобретение более ясного подхода. Возможно, сейчас вы лучше представляете, как изолиро- вать глобальные переменные при помощи методов доступа и как пострадает про- грамма, если оставить все как есть. Соберитесь с силами и внесите в код выгод- ные изменения. Написание первоначального кода ушло в достаточно далекое прошлое, чтобы вы могли объективно отнестись к своей работе, но не настолько далекое, чтобы вы не смогли вспомнить все, что нужно для внесения правильных исправлений. Ранние ревизии кода — прекрасная возможность его улучшить.
Перед вызовом метода выполняется подготовительный код (после вызова
метода выполняется код «уборки») Подобный код должен вызывать у вас по- дозрение:
Пример кода подготовки к вызову метода и кода уборки — плохой код (C++)
Подготовительный код — дурной знак.
WithdrawalTransaction withdrawal;
withdrawal.SetCustomerId( customerId );
withdrawal.SetBalance( balance );
withdrawal.SetWithdrawalAmount( withdrawalAmount );
withdrawal.SetWithdrawalDate( withdrawalDate );
ProcessWithdrawal( withdrawal );
Код уборки — еще один дурной знак.
customerId = withdrawal.GetCustomerId();
balance = withdrawal.GetBalance();
withdrawalAmount = withdrawal.GetWithdrawalAmount();
withdrawalDate = withdrawal.GetWithdrawalDate();
Похожий признак плохого кода — наличие специального конструктора, прини- мающего подмножество нормальных данных инициализации и нужного для на- писания чего-нибудь вроде:
Перекрестная ссылка О глобаль- ных переменных см. раздел
13.3. О различиях между гло- бальными данными и данными класса см. подраздел «Ошибоч- ное представление о данных класса как о глобальных дан- ных» раздела 5.3.
>
>
1 ... 64 65 66 67 68 69 70 71 ... 104
ГЛАВА 24 Рефакторинг
557
Пример кода подготовки к вызову метода и кода уборки — плохой код (C++)
withdrawal = new WithdrawalTransaction( customerId, balance,
withdrawalAmount, withdrawalDate );
withdrawal.ProcessWithdrawal();
delete withdrawal;
Натолкнувшись на код, подготавливающий программу к вызову метода или вос- станавливающий ее боеспособность после вызова, спросите себя, формирует ли интерфейс метода адекватную абстракцию. В последнем примере список парамет- ров метода
ProcessWithdrawal, возможно, следовало бы изменить так:
Пример метода, не требующего ни подготовки, ни уборки, — хороший код (C++)
ProcessWithdrawal( customerId, balance, withdrawalAmount, withdrawalDate );
Заметьте, что похожая проблема возникает и в обратном случае. Так, если у вас обычно есть объект
WithdrawalTransaction, но в метод ProcessWithdrawal переда- ются только несколько значений объекта, вам следует подумать о рефакторинге интерфейса метода, чтобы он принимал объект
WithdrawalTransaction, а не его отдельные поля:
Пример кода, требующего нескольких вызовов методов (C++)
ProcessWithdrawal( withdrawal.GetCustomerId(), withdrawal.GetBalance(),
withdrawal.GetWithdrawalAmount(), withdrawal.GetWithdrawalDate() );
Каждый из этих подходов может быть как верным, так и неверным: все зависит от того, какую абстракцию формирует интерфейс метода
ProcessWithdrawal(). Если абстракция подразумевает, что метод ожидает четыре отдельных элемента дан- ных, используйте один подход; если метод ожидает сразу весь объект
Withdrawa-
lTransaction, выберите другой.
Программа содержит код, который может когда-нибудь понадобиться
Программисты очень плохо угадывают, какая функциональность может потребо- ваться позднее. «Проектирование впрок» связано со многими предсказуемыми проблемами, описанными ниже.
쐽
Требования к коду, «проектируемому впрок», не разрабатываются в полном объеме, поэтому программист скорее всего не угадает эти будущие требова- ния. Код, «написанный в расчете на будущее», в итоге придется выбросить.
쐽
Если догадка программиста по поводу будущих требований близка к истине,
он все же не сможет предвосхитить все их тонкости. Эти тонкости опроверг- нут исходные предпосылки проектирования, и «проект, разработанный в рас- чете на будущее», также придется выбросить.
쐽
Программисты, использующие код, который в свое время был «спроектирован впрок», не знают об этом или предполагают, что код лучше, чем есть на самом деле. Они думают, что этот код был написан, протестирован и подвергнут об- зору с той же тщательностью, что и остальной. Они могут потратить много времени на создание кода, использующего «спроектированное впрок», только для того, чтобы обнаружить в итоге, что «спроектированное впрок» на самом деле не работает.