Файл: Прокурорский надзор и органы прокуратуры в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Прокурорский надзор и органы прокуратуры в Российской Федерации
Выполнил: Тухтасинов Азиз
Москва
2023
Цели и направления прокурорской деятельности. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Система и структура органов прокуратуры. Понятие прокурорского надзора. Генеральная прокуратура РФ и ее структура. Территориальные прокуратуры. Специализированные прокуратуры. Порядок прохождения службы в органах прокуратуры. Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст.1 Закона о прокуратуре). Система прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ прокуратуры субъектов РФ приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. научные и образовательные учреждения, объединенные в Академию Генеральной прокуратуры РФ. Организация и деятельность органов прокуратуры осуществляется на основе ряда принципов, закрепленных в ст.129 Конституции и в ст.4 Закона о прокуратуре, а также нормативных актах Генерального прокурора РФ. Принцип единства: все территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п.3 ст.11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории и (или) в определенной сфере правовых отношений от имени РФ, наделен едиными полномочиями. Принцип централизации: проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор назначает на должность прокуроров субъектов РФ по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих и осуществляют служебный контроль. Принцип независимости: свои функциональные решения и действия каждый прокурор осуществляет только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок, осуществляемых в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения. Воздействие на прокуроров в любой форме с целью оказать влияние на принимаемое ими решение или воспрепятствовать их деятельности влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную). Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров определяется ФЗ от 20.04.1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также иными нормативными правовыми актами. В органах прокуратуры создана служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты их работников. Статья 5 Закона о прокуратуре указывает на недопустимость вмешательства не только в деятельность прокуратуры по надзору, но также в любую иную функциональную деятельность: координацию деятельности правоохранительных органов, участие в правотворческой деятельности, а также участие в судопроизводстве. Принцип гласности:
открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, СМИ. С этой целью в составе Генпрокуратуры РФ создано самостоятельное структурное подразделение-Управление взаимодействия со СМИ. Ограничение принципа гласности определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению, его заместители и др.работники аппарата выступают на заседаниях комитетов и комиссий палат. Нижестоящие прокуроры предоставляют такую информацию соответствующим органам власти и местного самоуправления. Принцип политической независимости: данный принцип сформулирован в п.4 ст.4 Закона о прокуратуре. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, принимать участие в их деятельности. Прокурорским работникам запрещено осуществление иной, кроме служебной деятельности, исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность. Принцип законности: главенствующий принцип деятельности прокуратуры, обеспечивающий верховенство закона, единство и укрепление законности, обеспечение требований законности в деятельности самих органов прокуратуры. Функции прокуратуры: 1.Главная функция надзор за исполнением закона. Надзорная функция подразделяется на подфункции: -надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствие законам издаваемых ими правовых актов. -надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; -надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие. -надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Акты прокурорского характера носят информационно-правовой характер (прокурор может опротестовать незаконный, по его мнению,
правовой акт органа управления, однако решение по протесту принимает либо орган управления, либо суд). В сфере осуществления дознания, а также исполнения наказаний полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер и обязательны для исполнения. Полномочия прокурора при осуществлении надзорных подфункций имеют во многом общие по форме правовые средства: требование, протест, постановление, представление, которые при решении вопроса об ответственности получают конкретные формы и содержание. 2.Самостоятельная функция прокуратуры - осуществление уголовного преследования, а также надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а в судебном производстве -поддержание государственного обвинения. Уголовное преследование в соответствии со ст.5 УПК РФ представляет собой процессуальную деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. 3. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. (Приказы Генпрокуратуры, распоряжения, инструкции, указания и положения). Территориальные органы прокуратуры организуются в соответствии с административно-территориальным устройством РФ. В субъектах РФ действуют прокуратуры соответствующих республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения. Прокуроры субъектов назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ, определенными их конституциями (уставами). Прокуроры субъектов РФ имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ, освобождаются от должности также Генеральным прокурором, в своей деятельности починены ему и подотчетны. Прокуроры субъектов руководят деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно-территориальных единиц, входящих в состав соответствующего субъекта РФ. Организация и деятельность специализированных прокуратур определяется необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. К их числу относят: военные, транспортные, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), природоохранные, прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системе. Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура, которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ, а также включает в себя военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московскую городскую военную прокуратуру и др.военные прокуратуры, приравненные к субъектам РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и др.военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов. Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ-Главный военный прокурор, который, как и иные заместители назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Главный военный прокурор руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания. Компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации,
подразделения Минобороны России, федеральные органы госохраны, Службу внешней разведки, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения ФСБ России, а также воинские формирования других министерств и ведомств. Транспортные прокуратуры организуются с учетом того, что органы управления и хозяйствования на железнодорожном транспорте организуются и функционируют централизовано по линейному принципу. В субъектах РФ действуют районные (межрайонные) транспортные прокуратуры. В федеральных округах созданы транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образовано управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере. Осуществляют полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями, организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Прокуратура ЗАТО является специализированной прокуратурой, осуществляющей в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях надзор за исполнением законов, иные возложенные на прокуратуру функции. Прокурор ЗАТО подчиняется прокурору соответствующего субъекта РФ. Специализированные природоохранные прокуратуры создаются в регионах для оптимизации выполнения возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии. Действуют природоохранные прокуратуры на правах областных (Волжская природоохранная прокуратура). В субъектах РФ созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных. Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом