Файл: Особенности внедрения инновационных проектов в медицинской отрасли.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 484
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты создания инновационных проектов в медицинской отрасли
1.1 Сущность и понятие управления проектом
1.2. Этапы и методы управления инновационными проектами
1.3. Особенности разработки инновационных проектов в медицинской отрасли
2.1. Общая характеристика инновационного проекта ФГБУ «Объединенная больница с поликлиникой»
2.2. Построение модели инновационного проекта и расчет основных характеристик
В свою очередь, программно-целевой подход в управлении принято относить к числу наиболее распространенных управленческих подходов, применяемых для реализации государственной политики в современной России[9]. Данный подход, по мнению сторонников «широкого» взгляда на его трактовку, является комплексным управленческим подходом, в основе которого лежит планирование. Суть подхода, с точки зрения исследователей, состоит в разработке и реализации плановых решений, в основе которых лежит комплексный анализ проблемы и определенный инструментарий для достижения обозначенных целей.
Программно-целевой подход также можно трактовать в «узком» смысле. В таком случае, под ним понимается некоторый способ или метод управления программами. Под программой, в свою очередь, понимается комплекс связанных между собой ресурсами действий, которые направлены на достижение определенной цели, уникального предмета или желаемого состояния объекта управления.
Таким образом, в «узкой» трактовке программно-целевого подхода центральными понятиями являются «программа» и «цель»[10]. Но в таком случае, программно-целевой подход трактуется только как управление программами. Однако данный подход больше изучен в «широком» смысле. Он трактуется как системный подход к управлению и планированию в целом. В этой связи, ряд отличительных черт программно-целевого подхода (в «широком» смысле) присущ и его управленческим инструментам: программам и планам. К числу этих черт относят: нормативное описание результата; цель и систему целей; постановку задач; разработку карты рисков[11]. Данные черты свойственны таким инструментам как «дорожные карты» и «проекты». В связи с этим, можно говорить о том, что проект из бизнес-инструмента трансформировался в инструмент государственного управления в связи с оформлением и развитием программно-целевого подхода (в «широком» смысле). Поэтому, в качестве одного из инструментов реализации государственной политики в настоящем исследовании и изучается проект.
В целом, можно выделить несколько характерных черт проекта как инструмента в рамках программно-целевого подхода. К ним относят:
- определенная, конкретная цель, ориентированная на потребности заказчика и условия реализации;
- установленная продолжительность исполнения проекта, с точкой начала и окончания;
- результатом деятельности является уникальный продукт, что-то новое, чего никогда не делалось ранее;
- ограниченность материальными, временными и кадровыми ресурсами;
- особые требования по времени, затратам и качеству выполнения работы.
Кроме выше обозначенных особенностей, необходимо добавить, что любой инструмент, обладая специфическими свойствами, требует и специфического организационного обеспечения.
В данном случае речь идет о формировании определенных групп специалистов под конкретные проекты, которые обладают нужными качествами, компетенциями и умениями. Данные группы называют «командами проекта». В зависимости от потребностей заказчика, команда проекта может состоять из разного количества людей, независимо от их положения в иерархии организации.
Основным правилом формирования команды проекта является наличие людей для всех командных ролей, необходимых для реализации цели. Многие авторы считают, что в бюрократических структурах с жестким соблюдением иерархии создание проектных команд является затруднительным. В таких организациях проектные команды создаются номинально, а процедура управления проектом соответствует действующей процедуре исполнения функций с сохранением существующей иерархии принятия решений и их исполнения.
Отмеченная проблема может быть вызвана тем, что применение в рамках программно-целевого подхода различных управленческих инструментов, существующих наряду с инструментами управления процессами, обусловливает необходимость формирования в организации такой системы управления, которая бы позволяла сочетать противоположные управленческие концепты. Но создать типовую управленческую структуру, которая бы смогла одновременно обеспечить эффективность процессов и результативность проектов или программ, как показывает практика, достаточно сложно, а, по мнению П. Магданова, совершенно невозможно. Вероятно, это можно объяснить тем, что каждый инструмент имеет свои организационные особенности, и, как следствие, являются сложно сочетаемыми между собой при реализации одной управленческой структурой.
1.3. Особенности разработки инновационных проектов в медицинской отрасли
Медицинское учреждение - это ключевой структурообразующий элемент эффективной системы здравоохранения, цель которого - оказание высокотехнологичных медицинских услуг. Деятельность медицинских учреждений направлена на улучшение состояния здоровья пациентов (диагностика, лабораторные исследования, лечение в специализированных отделениях, лекарственное и материально-техническое обеспечение, питание, степень комфортности палат и др.).
Медицинское учреждение представляет собой сложную многофункциональную систему, успех деятельности которой зависит от слаженной организации многообразных сложных структурных лечебно-диагностических и немедицинских вспомогательных подразделений[12].
Побудительным механизмом развития инноваций в сфере медицины, в первую очередь, как уже отмечалось ранее, является рыночная конкуренция. В условиях рынка учреждения, оказывающие медицинские услуги, постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки реализации своих услуг[13]. Повышение конкуренции на рынке медицинских услуг делает необходимостью разработку инновационных медицинских услуг на основе применения новейшего оборудования и технологий; новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; новых лекарственных препаратов и медицинских изделий; информационных технологий хранения медицинских данных на электронных носителях; создание условий комфортного пребывания пациентов; наличие высококвалифицированных специалистов.
Инновации в области медицины направлены на рост результативности деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, результативное использование фондов, ввод ресурсосберегающих технологий и формирование новейших организационно-правовых форм МО на фоне разработки научных подходов к разработке стандартов оказания различных видов медицинской помощи на всех уровнях ее предоставления. При этом инновации нужны не только на уровне самой медицинской организации, но и на уровне страны, путем выполнения государственной инновационной политики[14].
Инновационное развитие медицины является наиболее оптимальным направлением существенного улучшения здоровья и качества жизни людей, борьбы с преждевременной смертностью и разрешения демографических вопросов государства. Инновационная деятельность в медицине становится реализованным на рынке здравоохранения итогом, который получается от вложения финансов в новые продукты или операции (технологии, процессы).
Инновационная деятельность в медицине – это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация переходит из идеи в определенные продукты, технологии или услуги и распространяется в практическом применении для того, чтобы достигнуть общемедицинские цели.
Инновационная деятельность состоит из восьми этапов, в зависимости от сферы и специфики деятельности предприятия. Для медицинских учреждений, как правило, можно выделить следующие стадии:
1. Инициация инновационной деятельности –этот процесс становится входом для всех инноваций, но состоит из наибольшего числа важных операций и взаимосвязанных процессов.
2. Непосредственно процесс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, механизм формирования собственно интеллектуальной услуги и, главное, формирование концепции здорового образа жизни, включающей в себя предмет и объект исследования.
3. Маркетинговая деятельность - по своей сущности этот процесс становится основополагающим для планирования дальнейших этапов цикла инноваций.
4. Этап становления будущего производства - на этом этапе выполняются опытно-конструкторские работы и формируются опытные образцы медицинских технологий.
5. Производство инновационных продуктов (оказание услуг), которое может быть мелкосерийным, серийным и массовым.
6. Коммерциализация инновационной деятельности - реализация инноваций, которая основана на реализации инновационных продуктов и технологий в сфере медицины.
7. Продвижение инноваций, то есть распространение новейших продуктов и услуг в области здравоохранения среди партнеров, которые представлены поликлиниками и другими медицинскими организациями, и населением.
8. Оценка результативности - предполагает проведение постоянного контроля на основе созданных инноваций, целью которого становится формирование или улучшение существующих технологий или продуктов[6].
Структура инновационной деятельности в сфере медицины указана на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура инновационной деятельности в сфере медицины
Таким образом, можно определить основные специфики инновационной деятельности в области здравоохранения. Прежде всего, это самое результативное, однако в то же время очень затратное направление существенного улучшения показателей здоровья и качества жизни людей, которое требует наличия развитой инфраструктуры в виде передового оборудования и технологий, знаний и навыков профессиональных специалистов. Поэтому значительную роль для оптимального функционирования инновационной деятельности в области медицины играет результативное государственное регламентирование и государственная инновационная политика, подразумевающие формирование и внедрение инновационных процессов на основании программно-целевой модели. Без установки национальных стратегических целей и поддержки государства внедрение и формирование передовых технологий в здравоохранении обречены на неудачу.
Таким образом, инновационная деятельность в медицине представляет собой последовательную цепь определенных этапов, которые могут привести новаторов от формирования идеи к разработке инновационных продуктов или услуг. Это, в свою очередь, объединяет здравоохранение с предпринимательской деятельностью, которые имеют общие интересы, направленные на достижение поставленных целей. Исходя из этого, можно указать, что от результативной инновационной политики зависит развитие самого здравоохранения как основы здорового образа жизни людей и улучшение демографических показателей[5].
В общем, результативная инновационная деятельность в области медицины путем качественного улучшения показателей здоровья и комфорта жизни людей, роста продолжительности жизни, разрешения демографических трудностей, дает возможность стать успешным в международном масштабе и становится главным показателем в глобальном индексе конкурентоспособности.
При всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации является привлечение именно инновационных инвестиций в достаточном объеме.
Глава 2. Управление инновационным проектом в медицинской отрасли на примере инновационного проекта ФГБУ «Объединенная больница с поликлиникой»
2.1. Общая характеристика инновационного проекта ФГБУ «Объединенная больница с поликлиникой»
Объединенная больница с поликлиникой основана в 1976 году и является одним из ведущих медицинских учреждений Управления делами Президента Российской Федерации.
В медицинском учреждении проводится углублённое обследование и лечение с применением новейших лечебно-диагностических методик.