Файл: Политическая коррупция в системе государственного управления.rtf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 658
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальные последствия коррупции заключаются в том, что она нарушает существующий порядок вещей в обществе, искажает общественные отношения. Начиная с нарушения служебного долга, коррупция влечет за собой нарушение других общественных отношений: приводит к торможению и искажения социально-экономических реформ, углубляет социальное неравенство граждан, увеличивает социальную напряженность в обществе, нарушает принципы социальной справедливости, затрудняет доступ граждан в социальные фонды, препятствует пользованию ими, и тому подобное. [20, с.24]
В таком случае субъекты коррупции функционируют в неофициальной системе, в которой царит своя система ценностей, свои цели и средства их достижения, где отношения между людьми складываются не по официальным законам. Время, субъекты коррупции не могут существовать без официальной подсистемы. Последняя для них является обязательным условием установления коррумпированных отношений: для того, чтобы злоупотреблять властью, ее нужно иметь ‒ занимать соответствующую должность в органах государственной власти, быть наделенным определенными полномочиями, иметь возможность их официально использовать.
Политические последствия коррупции проявляются в том, что она: меняет сущность политической власти, снижает уровень ее легитимности как внутри государства, так и на международной арене, нарушает принципы ее формирования и функционирования, демократические основы общества и государства, подрывает политическую систему и т.д.
Экономические последствия коррупции проявляются в том, что она: подрывает экономическую систему государства, дискредитирует экономические реформы, нарушает основные принципы хозяйственной деятельности, препятствует поступлению внутренних и внешних инвестиций, является причиной финансовых кризисов и т.д.
Морально-психологические последствия коррупции проявляются в том, что она является мощным фактором деморализации общества, девальвации моральных ценностей, деформации индивидуальной и общественной психологии, уничтожает духовные и нравственные ценности, способствует распространению в обществе криминальной психологии и т.д..
Правовые последствия коррупции проявляются в распространении правовых принципов функционирования государства и его отдельных институтов, существенном ограничении конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, грубом нарушении установленного законом порядка осуществления полномочий должностными и служебными лицами органов государственной власти и т.д.
Коррупция меняет сущность правоохранительной деятельности государственных органов, которые перестают выполнять функцию охраны прав и превращаются в инструмент расправы над невинными лицами или инструмент неправомерного удовлетворения личных или групповых интересов определенных лиц, в том числе самых должностных лиц указанных органов.
К последствиям коррупции международного характера могут быть отнесены: негативное влияние коррупции на имидж государства в мире, осложнения отношений с другими странами, международными организациями и всей международным сообществом, потеря государством международных позиций в экономической, политической и других сферах, и тому подобное.
Состояние коррупции в стране может быть использовано другими государствами, международными организациями для давления на политическое руководство страны при принятии тех или иных решений как внешнеполитического, так и внутриполитического характера[21, с.204]. То есть, политическое руководство страны в таких случаях попадает в политическую зависимость от руководителей тех стран или международных организаций, осведомлены о действительном состоянии коррупции или коррупционную деятельность отдельных руководителей высшего уровня государственной власти.
Подытоживая изложенное, следует констатировать, что коррупция как социальное явление присуще всем без исключения государствам мира, она ‒ неотъемлемый атрибут публичной власти. Ее социальную сущность характеризуют экономический, политический, правовой, морально-психологический и другие аспекты.
При этом особое место занимает политический аспект, поскольку коррупция как социальный феномен возникает в результате осуществления публичной власти.
1.3 Виды и формы политической коррупции
Коррупция приобретает различные формы: [12, с.75]
взяточничество;
вымогательство;
кумовство;
покровительство;
хищения государственных фондов;
незаконная расход поступлений;
злоупотребление властью и т.д.
Взяточничеством называют платежи, которые требуют должностные лица, или предоставляемые им представителями частного бизнеса с целью получения в обмен на это преимуществ, таких как государственные контракты, льготы, снижены налоги, лицензии или решения юридических вопросов.
К видам коррупции принадлежит также хищения государственных фондов должностными лицами, на которых возложено управление этими фондами, и манипуляция или нарушения законов о выборах в отношении финансов, выделенных на избирательную компанию, и организацию голосования.
Некоторые различает коррупцию «подмазки» ‒ когда деньги дают должностным лицам или требуются ними в обмен на выполнение ими своих законных обязанностей, от коррупции, когда такие взятки предоставляются или требуются в обмен на совершение незаконных действий. Другие дифференцируют виды коррупции в зависимости от того, на каком уровне, национальном или международном она возникает. [12, с.78]
Кроме того, различают «мелкую» коррупцию, которой занимаются низкооплачиваемые должностные лица, и «большую» коррупции, в которую вовлечены высокие должностные лица, и так воспользуются большими льготами.
Но «мелкая» коррупция, имеет совсем не мелкие последствия, поскольку она практически во всех составляющих жизни простых граждан, а значит, преследует области нас повседневно.
Согласно определенной типологии политической коррупции, выделяют два вида политической коррупции: [6, с.11]
как отвергнутое поведение:
политический патронаж - опека политиками определенных ими служебных лиц подчиненных структур, создание для них наиболее благоприятных условий в обмен на личную преданность и политическую поддержку;
«покупка голосов» ‒ осуществляется в ходе избирательных кампаний, применяется к фиксированным группам избирателей (подарки, вино, другие материальные ценности);
«общественное корыто» (pork barrel) ‒ буквально «бочка с салом» (деньги и материальные средства, выделяемые из казны местными властями для общественных потребностей с целью завоевания симпатий избирателей);
как преступление:
взятка как разовый акт (bribery);
подкуп, «покупка политика на длительный строк» (graft).
Политическая коррупция имеет две основные формы проявления ‒ в политике и с помощью политики.
Опасность и вредность политических последствий любых форм коррупции огромное: смещение целей политики от народа к олигархии, снижение доверия к власти, падение престижа и инвестиционной привлекательности страны в мире, искажения политической конкуренции, риск краха демократии.
2. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
.1 Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией
Уменьшить уровень коррупции до безопасного в России возможно лишь при условии изучения и осуществления зарубежного опыта борьбы с этим крайне негативным социальным явлением, в первую очередь успешно действующих в других странах политических, правовых и организационных механизмов преодоления коррупции. Выделение и изучение иностранных программ, направленных на противодействие взяточничеству и коррупции, доказавшие на практике свою эффективность, представляет собой огромные перспективы для заимствования положительного зарубежного опыта, особенно при отсутствии собственного реально действующего механизма противодействия коррупции.
Проанализируем опыт стран, достигших определенного успеха в этой сфере:
В Израиле антикоррупционная политика осуществляется правительственными организациями и специальными подразделениями полиции, ведомством Государственного контролера. Они занимаются исследованием возможных коррупционных точек, а в случае их обнаружения информируют органы расследования. В Израиле, из-за значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их наказания при обнаружении коррупции, низовая коррупция практически отсутствует. Доведенных до суда коррупционных преступлений в Израиле не более 5%. [3, с.72]
Великобритания. Высокие стандарты гражданского поведения в Британии является результатом политических и законодательных мер, моральных изменений и эффективного социального контроля над государственными служащими. Эта страна имеет давние традиции борьбы с коррупцией. Система антикоррупционных механизмов здесь урегулирована на законодательном уровне. Первый закон о коррупции в государственных органах был принят еще в 1889 году, законы о предупреждении коррупции ‒ в 1906 и 1916 годах были реакцией общества на распространение этого социально-политического явления. В отличие от традиционных правовых принципов, эти законы требуют от должностных лиц доказывать свою невиновность.
Вторая особенность ‒ это очень высокая роль общественного мнения, она следит за динамикой негативных явлений в обществе. В основном общественные дебаты ведутся вокруг вопросов, связанных с лоббированием и покупкой политического влияния, проблем, созданных изменением границ частной и государственной собственности, моральным климатом, взяточничеством, злоупотреблениями служащих местных органов власти, полиции, таможенной службы и т.п.
Непосредственно коррупционные процессы в Великобритании отслеживает так называемый Комитет Нолана, который был основан в октябре 1994 года. Его усилия сосредоточены на членах парламента, которые работают консультантами фирм, стремящихся влиять на государственную политику; бывших министров и других должностных лиц, работающих в тех отраслях индустрии, регулированием которых перед тем занимались в правительстве. По результатам работы Комитета, палата общин парламента решила назначить парламентского директора стандартов, запретить протекцию и разгласить посторонние заработки членов парламента. [3, с.72]
В основу борьбы с коррупцией в Германии возложена задача уничтожения материальной, прежде базы преступных группировок. Это достигается двумя путями: конфискационным (конфискация имущества) и созданием надлежащей правовой базы для предотвращения «отмывания» «грязных» денег. Особо следует выделить обязанность банковских учреждений предоставлять правоохранительным органам информацию об операциях с деньгами в размере более 20 тыс. немецких марок при условии, что эта информация будет использована исключительно для расследования. Законом закреплено правило: если гражданин делает взнос в банк в размере более 50 тыс. немецких марок, он обязан предъявить удостоверение личности.
Генеральная линия германского правительства в сфере предотвращения коррупции заключается в том, чтобы в результате законодательных, организационных, кадровых и других мероприятий невозможным злоупотребление государственным служащим своим должностным положением.
Среди антикоррупционных механизмов, которые вводятся в Германии, следует назвать намерение создать реестр коррумпированных фирм. В данном случае Германия идет путем зарубежного опыта, в частности израильского. Его суть заключается в том, что фирма, которая включена да такого реестра, лишается права выполнять любые государственные заказы, становится объектом более пристального внимания со стороны правоохранительных органов. [3, с.73]
Сингапур. Антикоррупционная политика поражает своими успехами. Ее центральным звеном является постоянно действующий специализированный орган по борьбе с коррупцией ‒ Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Независимый орган расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура. Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщает о них соответствующие органы для принятия необходимых мер.