Файл: Профессиональные и личностные качества школьного психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 840

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таблице1 представлены средние значения по блоку профессиональных качеств и желания осуществлять выбранную деятельность.

Таблица 1. Средние значения сформированности профессиональных качеств, связанных с профессией

Желание выполнять профессиональную деятельность психолога

Стремление к самопознанию

Мотивы достижения

Средние значения среди школьных психологов

1.45

1.7

2.85

Полученный результат отображен на рисунке 3.

Рисунок 3. Средние значения сформированности профессиональных качеств, связанных с профессией

Согласно данным, отображенных на рисунке 3 можно сделать вывод, что для школьных психологов характерно преобладание желание выполнять профессиональную деятельность психолога (1,45), далее следует стремление к самопознанию (1,7) и мотивы достижения располагаются на третьем месте значимости (2,85).

Далее были изучены профессиональные качества. Средние значения по значимости представлены в таблице 2.

Таблица 2. Средние значения значимости и сформированности профессиональных качеств школьных психологов

Воля

Память и эрудиция

Выносливость

Коммуникабельность

Нравственность

Эмпатия

Чувство красоты, эстетика

Средние значения среди школьных психологов

3.75

5

4.25

5.3

1.5

1.8

6.4

Полученный результат отражен на рисунке 4.

Рисунок 4. Средние значения значимости и сформированности профессиональных качеств школьных психологов

Согласно данным, представленным на рисунке 4 можно сделать вывод, что среди профессиональных качеств школьных психологов преобладает нравственность (1,5) и эмпатия (1,8), далее следует воля (3,75), выносливость (4,25). Среди менее значимых школьные психологи отметили память и эрудицию (5), коммуникабельность (5,3) и чувство красоты, эстетику (6,4).

Рассмотрим ценности школьных психологов. Средние значения представлены в таблице 3.

Таблица 3. Средние значения значимых ценностей для школьных психологов

Ценность власти

Ценность здоровья

Ценность азарта жизни

Духовный поиск

Чувство полезности

Средние значения среди школьных психологов

3.65

3.35

5

1.35

1.65


Полученный результат представлен на рисунке 5.

Рисунок 5. Средние значения значимых ценностей для школьных психологов

Согласно данным, представленным наглядно на рисунке 5 можно сделать вывод, что среди наиболее значимых ценностей школьные психологи выделяют духовный поиск (1,35) и чувство полезности (1,65). Среди отвергаемой ценности можно выделить ценность азарта жизни (5), среди ценностей, проявленных как средней степени значимости можно выделить ценность власти (3,65) и здоровья (3,35).

Далее в рамках данного исследования были изучены личностные качества школьных психологов при помощи методики Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка»), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. Результаты по каждому психологу представлены в Приложении 2. В таблице 4 отображены средние значения.

Таблица 4. Результаты исследования по методике «Большая пятерка»

Психологи/показатели

Экстраверсия-Интроверсия

Привязанность-Обособленность

Контролирование-Естественность

Эмоциональность-сдержанность

Игривость-Практичность

Средние значения

63.55

55.1

63.6

18.1

19.1

Полученный результат отображен на рисунке 6.

Рисунок 6. Результаты исследования по методике «Большая пятерка»

Опираясь на наглядное отображение результатов рисунка 6 можно сделать вывод, что для школьных психологов характерны высокие значения по показателю экстраверсии (63,5), привязанности (55,1), контролирования (63,6), сдержанности (18,1), практичности (19.1).

Таким образом можно сделать вывод, что для школьных психологов характерны высокие показатели общительности, склонность к коллективным мероприятиям, они обладают большим кругом друзей и широким кругом знакомств, нуждаются в постоянном взаимодействии с людьми, что может быть обусловлено рабочими задачами, склонны к переменам, имеют оптимистичный взгляд на жизнь, ориентированы на выполнение задач. Также, для школьных психологов характерно позитивное отношение к людям, высокий уровень отзывчивости, понимания других людей, ответственности, инициативности. При взаимодействии с другими людьми стараются искать компромиссы и ориентированы на сотрудничество. Также они отличаются высоким уровнем эмоционально-волевой регуляции поведения, придерживаются высоких нравственных и моральных принципов, уверены в себе, готовы на смелые решения, не поддаются колебаниям настроения, на жизнь и работу смотрят реалистично.


Далее мы изучили личностные особенности школьных психологов при помощи методики Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела. Результаты по каждому психологу представлены в Приложении 3. Средние значения личностного профиля представлены в таблице 5.

Таблица 5. Личностный профиль школьного психолога

Психологи/показатели

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

md

Средние значения

9.95

9.05

9.3

5.65

9.95

9.4

9.95

3.2

9.8

9.05

9.75

3.2

9.8

5.65

9.65

3.7

6.45

Примечание к таблице: А- общительность; В-интеллектуальность; С- эмоциональная стабильность; Е-доминантность; F- беспечность; G- моральная сдержанность; H –смелость в социальных контактах ; I- чувствительность ; L –подозрительность ; M- мечтательность ; N –дипломатичность; O- тревожность ; Q1-восприимчивость к новому ; Q2-самостоятельность ; Q3-самодисциплина ; Q4- напряженность; MD- самооценка

Полученный результат представлен на рисунке 7.

Рисунок 7. Личностный профиль школьных психологов

Для школьных психологов характерно выраженность: высокий уровень общительности (9,9), высокий уровень интеллектуальности (9), высокий уровень эмоциональной стабильности (9,3), средний уровень стремления к лидерству (5,6), высокий уровень легкости и беспечности (9,9), высокий уровень моральной сдержанности (9,4), высокие показатели смелости социальных контактов (9,9), низкий уровень чувствительности (3,2), высокий уровень мечтательности (9,8), высокий уровень дипломатичности (9), низкий уровень тревожности (3,2), высокий уровень открытости (9,8), средний уровень самостоятельности (5,6), высокий уровень самодисциплины (9,6), низкий уровень напряженности (3,7), адекватная самооценка (6,4).

То есть школьные психологи, в целом, характеризуются следующими показателями личностного профиля:

  1. Выраженная социальная проницательность, высокий уровень общительности, тонкое ощущение отношения других людей к себе, высокий уровень развития коммуникативных навыков, быстрая смена стиля поведения и общения, присутствие некоторых предубеждений в оценке людей.
  2. Наличие гибкости мышления, быстроты принятия решения. Такой человек достаточно легко проникает в смысл проблемной ситуации, быстро просчитывает возможные варианты решения и находит оптимальное. Склонен экспериментировать с предметами, идеями. В решениях ориентируется на новые подходы, не боится ошибок и просчетов. Высокие интеллектуальные возможности, увлечения абстрактными идеями. Богатая фантазия.
  3. Высокий уровень беспечности, оптимизма, склонность к риску.
  4. Ощущение личностной защищенности, наличие убеждений, что любые сложности можно преодолеть. Ориентация на разум, а не эмоции.
  5. Сформированное качество мобилизации себя на достижение цели, высокий уровень организованности, ответственности.

Далее были изучены эмпатические способности школьных психологов. Результаты по каждому представлены в Приложении 4. В таблице 6 представлены средние значения компонентов и каналов эмпатии школьных психологов.

Таблица 6. Результаты исследования эмпатии школьных психологов

Психологи/показатели

Рациональный канал эмпатии

Эмоциональный канал эмпатии

Интуитивный канал эмпатии

Установки, способствующие эмпатии

Проникающая способность в эмпатии

Идентификация в эмпатии

Уровень эмпатии

Средние значения

4.5

4.45

4.65

4.5

4.75

4.8

27.65

Полученный результат представлен на рисунке 8.

Рисунок 8. Результаты исследования эмпатии школьных психологов

Для школьных психологов характерно:

  1. Высокий уровень развития рационального канала эмпатии (4,5), то есть наблюдается высокая направленность восприятия, внимания, мышления специалиста на суть других людей, то есть на состояние, поведение, проблемы. У данных психологов развита способность на высоком уровне проявлять спонтанный интерес к собеседнику.
  2. Высокий уровень развития эмоционального канала эмпатии (4,4), то есть у психологов отлично развита способность входить в одну эмоциональную «волну» с клиентом или партнером по общению, то есть высоко развиты навыки сопереживания и поддержки. Данный специалист способен понимать внутренний мир, прогнозировать поведение других людей, что положительно сказывается на эффективности профессиональной деятельности.
  3. Высокий уровень развития интуитивного канала эмпатии (4,6), то есть понимание проблем и вопросов клиента уже приобрело интуитивный характер.
  4. Высокий уровень развития установок, которые способствуют развитию эмпатии (4,5), то есть школьные психологи не избегают посторонних контактов, стараются проявлять любознательность в познании людей, эмоционально отзывчивы и восприимчивы к состоянию
    других людей.
  5. Высокий уровень развития проникающей способностей в эмпатии (4,7), то есть школьные психологи обладают высоким уровнем развития коммуникативных навыков, поэтому легко создают атмосферу доверия, открытости.
  6. Высокий уровень идентификации (4,8), то есть высоко развитые навыки понимания других людей на основе личных переживаний.
  7. Высокий уровень развития общего уровня эмпатии (27,6).

Далее мы изучили особенности социального и эмоционального интеллекта школьных психологов. Результаты по каждому психологу представлены в Приложении 5. В таблице 7 показаны средние значения.

Таблица 7. Результаты исследования социального интеллекта школьных психологов

Психологи/показатели

Субтест 1

Субтест 2

Субтест 3

Субтест 4

Стандартные значения

Композитная оценка

Средние значения

11.05

11.35

10.15

11.5

4.8

48.85

Наглядно полученный результат отображен на рисунке 9.

Рисунок 9. Результаты исследования социального интеллекта школьных психологов

Опираясь на данные, представленные на рисунке 9 можно сделать вывод, что для школьных психологов характерен высокий уровень развития социального интеллекта, что проявляется в:

  • Высоко развитая способность предвидеть последствия поведения других людей, основываясь на понимании мыслей, чувств, а также намерений участников общения. Студенты четвертого курса могут четко выстраивать стратегию своего поведения с целью достижения плана. Они способы ориентироваться в нормативно-ролевых моделях и правилах, которые регулируют поведение людей. Также, для них характерна способность расшифровывать невербальные сообщения и дифференцированность Я-концепции;
  • Могут правильно оценивать состояния, намерения и чувства других людей по невербальным проявлениям, жестам, мимике и позам. Они придают невербальному общению большое значение, что крайне важно для будущих профессиональных навыков психолога. Данная группа студентов обладает чувствительностью к невербальной экспрессии, высокой самооценкой и степенью принятия себя, глубиной рефлексии;
  • Высокая чувствительность к оттенкам и характеру человеческих отношений, что помогает им достаточно быстро понимать людей. Они способны находить нужный тон общения с собеседниками в различных ситуациях;
  • Могут распознавать структуру отношений между людьми в динамике, а также могут анализировать сложные ситуации взаимодействия между людьми, понимания логику их развития и ощущая изменения смысла ситуации при включении в ситуацию разных участников;
  • Могут извлекать максимум информации от людей, им свойственны открытость, контактность, сердечность и тенденция к психологической близости в общении. Также, они обладают высоким уровнем развитости рефлексии.