Файл: Профессиональные и личностные качества школьного психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 838

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основной целью пройденной практики является – использование возможности реализации основных направлений деятельности психолога: проведение диагностической работы, апробации основных методов развивающей и коррекционной работы в соответствии со спецификой учреждения. Пройденная практика опирается на знания, которые были получены в рамках разнообразных дисциплин, изученных ранее.

Задачи практики:

  1. Знакомство с особенностями работы психолога в школе;
  2. Активное участие в процедуре психологической работы в учреждении образования: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по итогам диагностики, процесс планирования и участия в осуществлении дальнейшей психологической работы с испытуемыми;
  3. Формирование профессиональной позиции психолога, стиля поведения, мировоззрения и активное освоение профессиональной этики;
  4. Активное участие в осуществлении иных видов деятельности психолога школы в соответствии со спецификой учреждения, опираясь на календарный план психолога.

Пройденная практика начиналась со знакомства и последующего анализа системы психологической работы по следующим направлениям:

  • Изучение кабинета психолога: рабочие зоны, оборудование, соответствие требованиям;
  • Изучение инструментария психолога, а также его документации;
  • Особенности планирования, а также осуществления психологической работы в учреждении;
  • Задачи, цели и основные направления, и методы работы психолога в школе, особенности их применения в практической деятельности.

Главное содержание педагогической практики в школе связывается с осуществлением разнообразных методов и форм психологической работы, а именно:

  • Диагностика;
  • Составление психологических заключений;
  • Планирование психологической работы;
  • Иные формы работы (по запросу).

В ходе практики студент под руководством практического психолога составляет план работы на весь период практики, взяв за основу формы текущей документации того учреждения, куда он направлен в соответствии с собственным выбором и решением руководителя практики и согласно приказу о практике. В качестве примерного образца, который рекомендован для ознакомления, но не является обязательным, предлагается документ, определяющий требования к составлению календарного плана психолога образовательного учреждения.


Выбор конкретных методик диагностического исследования и коррекционной работы осуществляется самостоятельно студентом под руководством практического психолога, поскольку зависит от специфики запроса и вида деятельности, предполагающейся по этому запросу.

В течение всей практики студент принимает участие в плановой работе практического психолога; выполняет функции психолога по разным направлениям деятельности: психологическое просвещение, диагностика.

Глава 1. Нормативные основы деятельности Негосударственного образовательного учреждения

1.1 Краткая характеристика НОУ Частная школа ООО «Дамас – М»

Негосударственное образовательное учреждение ЧОУ ООО Частная школа «Дамас – М» расположена по адресу: МО, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д.69.

Коллектив школы реализует основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование.

Основная цель педагогического коллектива – чтобы учащиеся получили качественное, разностороннее и современное образование, для формирования общей культуры личности обучающихся. Также проводиться воспитательная работа цель которой привить любовь к Отечеству, чувству долга и чести, гражданственности. А также необходимо адаптировать учащихся к жизни, осознанному выбору профессии, а также физически оздоровить учащихся.

Задача педагогического комплекса – это создание модели дифференцированного и интегрированного подхода к процессу обучения, который учитывает и психологические и возрастные особенности, то есть превращают ученика из объекта обучения в равноправного участника всего образовательного процесса.

Образовательная система развивается благодаря интеграции в образовательном пространстве, это проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем.

Основной тенденцией в школе считается формирование такой технологии образования, чтобы дать ребёнку целостное познание мира, а также сформировать умение системно мыслить при решении практических задач.


Сейчас началась организация интеграционных процессов на всех ступенях образования.

1.2 Основные направления работы психолога

Цель деятельности психолога школы: Создание условий для формирования духовно – развитой, нравственно и психически здоровой, творческой личности.

Реализуемые задачи деятельности:

  1. Создать благоприятные условия для развития воспитанников;
  2. Изучать личность каждого ребенка, его физическое психологическое состояние, семью;
  3. Способствовать сплочению коллектива;
  4. Формировать высокие нравственные принципы (честность, порядочность, сострадание, трудолюбие и т.д.)
  5. Дать воспитанникам знания о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями;
  6. Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе.

Основные блоки деятельности психолога:

  1. Учебная работа, развитие познавательной активности.
  2. Спортивно – оздоровительная работа
  3. Санитарно - гигиеническая работа.
  4. Нравственность и культура.
  5. Работа с родителями.
  6. Работа с преподавателями, классными руководителями.
  7. Работа с советом школы.
    1. Виды деятельности школьного психолога

Психолог:

  1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
  2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих педагогов.
  3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих
    и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные
    с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
  4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
  5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы.
  6. Совместно с социологом и другими специалистами предприятия участвует в определении задач социального развития.
  7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин,
    их вызывающих.
  8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
  9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих.
  10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практик,
    а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
  11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
  12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов
    и эргономических требований.
  13. Консультирует руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
  14. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

Права

Психолог имеет право:

  1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
  2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
  3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
  4. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
  5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя организации).
  6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.

Ответственность

Психолог несет ответственность:

  1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Глава 2 Изучение профессиональных и личностных качеств школьных психологов

2.1 Организация и методы исследования

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в структуре профессиональных качеств школьных психологов присутствуют мотивы стремления самопознания, достижения, альтруизма, высокая ценность развития познавательных процессов, коммуникативных качеств, духовных и нравственных ценностей, а в структуре личностных качеств – высокий уровень эмпатии, эмоционального и социального интеллекта, саморегуляции поведения, креативности, познавательных потребностей, открытости, самоактуализации.


Исследование проводилось на базе НОУ Частная школа (по месту прохождения практики) в режиме онлайн.

В исследовании приняло участие 20 педагогов-психологов. Половозрастной состав выборки отображен на рисунке 1.

Рисунок1. Половозрастной состав выборки

Как видно из рисунка 1 в данном исследовании приняло участие 3 мужчины, 17 женщин, среди которых 5 человек в возрасте 23-30 лет, 12 человек в возрасте 30-35 лет, 3 человека старше 35 лет.

Стаж работы отражен на рисунке 2.

Рисунок 2. Стаж профессиональной деятельности в выборке

Как видно из рисунка 2 в данном исследовании приняло участие 3 педагога-психолога со стажем профессиональной деятельности 1-2 года, 4 человека со стажем 3-5 лет, 10 человек со стажем профессиональной деятельности 5-10 лет и 3 человека со стажем профессиональной деятельности более 10 лет.

Для того, чтобы оценить профессиональные и личностные качества школьных психологов были подобраны следующие диагностические методики:

  1. Оценка сформированности профессиональных качеств (по принципу семантического дифференциала) на основании профессиограммы психолога, составленной Е.С. Романовой, и данным, изложенным в диссертационной работе Т. Верняевой.
  2. Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка»), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста.
  3. Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела.
  4. Методика диагностики уровня эмпатических способностей
    В.В. Бойко.
  5. Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда,
  6. Тест на эмоциональный интеллект (методика Н. Холла на эмоциональный интеллект).
  7. Методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
  8. Диагностика самоактуализации личности, тест САМОАЛ.

Статистический анализ проводился при помощи методов описательной статистики.

2. 2. Результаты диагностики профессиональных и личностных качеств школьных психологов

Первая методика, которая нами применялась – это Оценка сформированности профессиональных качеств (по принципу семантического дифференциала) на основании профессиограммы психолога, составленной Е.С.Романовой, и данным, изложенным в диссертационной работе Т.Верняевой. Результаты по каждому психологу представлены в Приложении 1.