Файл: Профессиональные и личностные качества школьного психолога.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 838
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Нормативные основы деятельности Негосударственного образовательного учреждения
1.1 Краткая характеристика НОУ Частная школа ООО «Дамас – М»
1.2 Основные направления работы психолога
Глава 2 Изучение профессиональных и личностных качеств школьных психологов
2.1 Организация и методы исследования
2. 2. Результаты диагностики профессиональных и личностных качеств школьных психологов
2.3 Рекоментации по профилактике профессионального выгорания школьных психологов
Введение
Основной целью пройденной практики является – использование возможности реализации основных направлений деятельности психолога: проведение диагностической работы, апробации основных методов развивающей и коррекционной работы в соответствии со спецификой учреждения. Пройденная практика опирается на знания, которые были получены в рамках разнообразных дисциплин, изученных ранее.
Задачи практики:
- Знакомство с особенностями работы психолога в школе;
- Активное участие в процедуре психологической работы в учреждении образования: диагностика психического развития личности, оформление психологического заключения по итогам диагностики, процесс планирования и участия в осуществлении дальнейшей психологической работы с испытуемыми;
- Формирование профессиональной позиции психолога, стиля поведения, мировоззрения и активное освоение профессиональной этики;
- Активное участие в осуществлении иных видов деятельности психолога школы в соответствии со спецификой учреждения, опираясь на календарный план психолога.
Пройденная практика начиналась со знакомства и последующего анализа системы психологической работы по следующим направлениям:
- Изучение кабинета психолога: рабочие зоны, оборудование, соответствие требованиям;
- Изучение инструментария психолога, а также его документации;
- Особенности планирования, а также осуществления психологической работы в учреждении;
- Задачи, цели и основные направления, и методы работы психолога в школе, особенности их применения в практической деятельности.
Главное содержание педагогической практики в школе связывается с осуществлением разнообразных методов и форм психологической работы, а именно:
- Диагностика;
- Составление психологических заключений;
- Планирование психологической работы;
- Иные формы работы (по запросу).
В ходе практики студент под руководством практического психолога составляет план работы на весь период практики, взяв за основу формы текущей документации того учреждения, куда он направлен в соответствии с собственным выбором и решением руководителя практики и согласно приказу о практике. В качестве примерного образца, который рекомендован для ознакомления, но не является обязательным, предлагается документ, определяющий требования к составлению календарного плана психолога образовательного учреждения.
Выбор конкретных методик диагностического исследования и коррекционной работы осуществляется самостоятельно студентом под руководством практического психолога, поскольку зависит от специфики запроса и вида деятельности, предполагающейся по этому запросу.
В течение всей практики студент принимает участие в плановой работе практического психолога; выполняет функции психолога по разным направлениям деятельности: психологическое просвещение, диагностика.
Глава 1. Нормативные основы деятельности Негосударственного образовательного учреждения
1.1 Краткая характеристика НОУ Частная школа ООО «Дамас – М»
Негосударственное образовательное учреждение ЧОУ ООО Частная школа «Дамас – М» расположена по адресу: МО, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д.69.
Коллектив школы реализует основное общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование.
Основная цель педагогического коллектива – чтобы учащиеся получили качественное, разностороннее и современное образование, для формирования общей культуры личности обучающихся. Также проводиться воспитательная работа цель которой привить любовь к Отечеству, чувству долга и чести, гражданственности. А также необходимо адаптировать учащихся к жизни, осознанному выбору профессии, а также физически оздоровить учащихся.
Задача педагогического комплекса – это создание модели дифференцированного и интегрированного подхода к процессу обучения, который учитывает и психологические и возрастные особенности, то есть превращают ученика из объекта обучения в равноправного участника всего образовательного процесса.
Образовательная система развивается благодаря интеграции в образовательном пространстве, это проявляется в преобразовании всех компонентов образовательных систем.
Основной тенденцией в школе считается формирование такой технологии образования, чтобы дать ребёнку целостное познание мира, а также сформировать умение системно мыслить при решении практических задач.
Сейчас началась организация интеграционных процессов на всех ступенях образования.
1.2 Основные направления работы психолога
Цель деятельности психолога школы: Создание условий для формирования духовно – развитой, нравственно и психически здоровой, творческой личности.
Реализуемые задачи деятельности:
- Создать благоприятные условия для развития воспитанников;
- Изучать личность каждого ребенка, его физическое психологическое состояние, семью;
- Способствовать сплочению коллектива;
- Формировать высокие нравственные принципы (честность, порядочность, сострадание, трудолюбие и т.д.)
- Дать воспитанникам знания о здоровом образе жизни, научить их пользоваться этими знаниями;
- Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе.
Основные блоки деятельности психолога:
- Учебная работа, развитие познавательной активности.
- Спортивно – оздоровительная работа
- Санитарно - гигиеническая работа.
- Нравственность и культура.
- Работа с родителями.
- Работа с преподавателями, классными руководителями.
- Работа с советом школы.
Психолог:
- Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
- Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих педагогов.
- Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих
и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные
с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. - Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
- Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы.
- Совместно с социологом и другими специалистами предприятия участвует в определении задач социального развития.
- Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин,
их вызывающих. - Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
- Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих.
- Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практик,
а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. - Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
- Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов
и эргономических требований. - Консультирует руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
- Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
Права
Психолог имеет право:
- Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
- Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
- В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
- Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
- Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя организации).
- Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.
Ответственность
Психолог несет ответственность:
- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
- За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Глава 2 Изучение профессиональных и личностных качеств школьных психологов
2.1 Организация и методы исследования
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в структуре профессиональных качеств школьных психологов присутствуют мотивы стремления самопознания, достижения, альтруизма, высокая ценность развития познавательных процессов, коммуникативных качеств, духовных и нравственных ценностей, а в структуре личностных качеств – высокий уровень эмпатии, эмоционального и социального интеллекта, саморегуляции поведения, креативности, познавательных потребностей, открытости, самоактуализации.
Исследование проводилось на базе НОУ Частная школа (по месту прохождения практики) в режиме онлайн.
В исследовании приняло участие 20 педагогов-психологов. Половозрастной состав выборки отображен на рисунке 1.
Рисунок1. Половозрастной состав выборки
Как видно из рисунка 1 в данном исследовании приняло участие 3 мужчины, 17 женщин, среди которых 5 человек в возрасте 23-30 лет, 12 человек в возрасте 30-35 лет, 3 человека старше 35 лет.
Стаж работы отражен на рисунке 2.
Рисунок 2. Стаж профессиональной деятельности в выборке
Как видно из рисунка 2 в данном исследовании приняло участие 3 педагога-психолога со стажем профессиональной деятельности 1-2 года, 4 человека со стажем 3-5 лет, 10 человек со стажем профессиональной деятельности 5-10 лет и 3 человека со стажем профессиональной деятельности более 10 лет.
Для того, чтобы оценить профессиональные и личностные качества школьных психологов были подобраны следующие диагностические методики:
- Оценка сформированности профессиональных качеств (по принципу семантического дифференциала) на основании профессиограммы психолога, составленной Е.С. Романовой, и данным, изложенным в диссертационной работе Т. Верняевой.
- Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка»), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста.
- Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела.
- Методика диагностики уровня эмпатических способностей
В.В. Бойко. - Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда,
- Тест на эмоциональный интеллект (методика Н. Холла на эмоциональный интеллект).
- Методика «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
- Диагностика самоактуализации личности, тест САМОАЛ.
Статистический анализ проводился при помощи методов описательной статистики.
2. 2. Результаты диагностики профессиональных и личностных качеств школьных психологов
Первая методика, которая нами применялась – это Оценка сформированности профессиональных качеств (по принципу семантического дифференциала) на основании профессиограммы психолога, составленной Е.С.Романовой, и данным, изложенным в диссертационной работе Т.Верняевой. Результаты по каждому психологу представлены в Приложении 1.