Файл: Профессиональные и личностные качества школьного психолога.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 839
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Нормативные основы деятельности Негосударственного образовательного учреждения
1.1 Краткая характеристика НОУ Частная школа ООО «Дамас – М»
1.2 Основные направления работы психолога
Глава 2 Изучение профессиональных и личностных качеств школьных психологов
2.1 Организация и методы исследования
2. 2. Результаты диагностики профессиональных и личностных качеств школьных психологов
2.3 Рекоментации по профилактике профессионального выгорания школьных психологов
Проанализируем особенности эмоционального интеллекта школьных психологов. Результаты по методике Н. Холла можно найти в Приложении 6. В таблице 8 представлены результаты средних значений.
Таблица 8. Результаты исследования эмоционального интеллекта школьных психологов
Психологи/показатели |
Эмоциональная осведомленность |
Управление эмоциями |
Самомотивация |
Эмпатия |
Управление эмоциями других |
Эмоциональный интеллект |
Средние значения |
11.15 |
11.5 |
10.6 |
12.5 |
11.45 |
57.2 |
Полученный результат наглядно представлен на рисунке 10.
Рисунок 10. Результаты исследования эмоционального интеллекта школьных психологов
В результате исследования можно сделать вывод, что для школьных психологов характерен высокий уровень развития эмоционального интеллекта, что проявляется в высоком уровне осознания и понимания собственных эмоций, наличии эмоциональной отходчивости, гибкости, навыки управления собственным поведением, за счет управления эмоциями, высокий уровень понимания эмоций других людей, умение сопереживать другим, умение воздействовать на эмоциональное состояние других.
То есть для школьных психологов характерно:
- Хорошее, то есть на высоком уровне понимание собственных эмоций, а также чувств других людей;
- Наличие контроля и управляемости собственной эмоциональной сферой;
- Также, для них характерно адаптивное поведение, а также способность добиваться поставленных целей во взаимодействии с окружающими людьми.
Еще одним важным качеством для школьного психолога является саморегуляция поведения, поэтому мы исследовали данное качество при помощи методики «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Результаты представлены в Приложении 7, средние значения в таблице 9.
Таблица 9. Средние значения по методике исследования саморегуляции поведения
Психологи/показатели |
Планирование |
Моделирование |
Программирование |
Оценивание результатов |
Гибкость |
Самостоятельность |
Саморегуляция |
Средние значения |
6.45 |
6.1 |
5.55 |
6.6 |
7.5 |
6.9 |
39.1 |
Полученный результат наглядно представлен на рисунке 11.
Рисунок 11. Средние значения по методике исследования саморегуляции поведения
Как видно из данных, представленных на рисунке 11 для школьных психологов характерен высокий уровень саморегуляции поведения, который проявляется в:
- Сформированных потребностях личности школьных психологов в осознанном планировании деятельности, где планы отличаются реалистичностью, детализированы, устойчивы.
- Наличие способности выделять значимые условия достижения целей в текущих и перспективных ситуациях.
- Высокий уровень индивидуальной развитости осознанного программирования собственных действий, то есть наличие потребности продумывать способы действий и поведения для достижения целей.
- Высокий уровень индивидуальной развитости и адекватности оценки себя, устойчивости субъективных критериев оценки результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий.
- Высокий уровень личностной гибкости, то есть при возникновении непредвиденных обстоятельств школьные психологи легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий.
- Высокий уровень развития регуляторной автономности или самостоятельности, что проявляется в способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.
Таким образом для школьных психологов характерен высокий уровень саморегуляции поведения, они самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.
Последняя методика, которая нами применялась – это исследование самоактуализации личности школьных психологов при помощи методики САМОАЛ. Результаты по каждому участнику исследования представлены в Приложении 8. В таблице 10 показаны средние значения.
Таблица 10. Результаты исследования самоактуализации школьных психологов
Психологи/показатели |
Ориентация во времени |
Поддержка |
Ценностная ориентация |
Гибкость поведения |
Сенситивность |
Спонтанность |
Самоуважение |
Самопринятие |
Представление о человеке |
Университет |
Принятие агрессии |
Контактность |
Познавательные потребности |
Креативность |
Уровень самоакутализации |
Средние значения |
15.3 |
77.2 |
17.3 |
22.3 |
11 |
12 |
13.4 |
19 |
9 |
6.4 |
13.7 |
17.8 |
10.1 |
13.6 |
258.6 |
Полученный результат представлен на рисунке 12.
Рисунок 12. Результаты исследования самоактуализации школьных психологов
Таким образом можно сделать вывод, что школьные психологи характеризуются высоким уровнем самоактуализации и обладают высоким уровнем ориентации во времени (15,3), рассматривают его в единстве настоящего, прошлого и будущего, не откладывают жизнь и решения на завтра, менее обременены обидами, чувством вины и сожалением. Верят в будущее и строят планы. Обладают навыками целеполагания. Обладают навыками внутренней поддержки (77,2). Школьные психологи поступают согласно своим взглядам, влечениям, потребностям и желаниям (17,3). Они способны быстро реагировать на изменяющиеся ситуации, применять нестандартные подходы решения сложностей (22,3). Способны глубоко ощущать себя, свои желания, потребности и чувства (11). Уважают и принимают себя (19), понимают, что природа человека включает в себя диаметрально противоположные компоненты (9). Психологи обладают навыками связывания противоречивых явлений, понимают, что гнев и агрессия (13,7) могут провяляться в процессе взаимодействия, однако это им не мешает легко и быстро устанавливать достаточно глубокие контакты (17,8). Развиты на высоком уровне познавательные потребности (10,1). Личность психологов обладает творческой направленностью (13,6).
Таким образом можно сделать вывод, что в структуре профессиональных качеств школьных психологов присутствуют мотивы стремления самопознания, достижения, альтруизма, высокая ценность развития познавательных процессов, коммуникативных качеств, духовных и нравственных ценностей, а в структуре личностных качеств – высокий уровень эмпатии, эмоционального и социального интеллекта, саморегуляции поведения, креативности, познавательных потребностей, открытости, самоактуализации.
2.3 Рекоментации по профилактике профессионального выгорания школьных психологов
Профессиональное выгорание – это патологический процесс. Проблема его профилактики является актуальной для школьных психологов. Причиной этого являются следующие факторы.
Первое. Абсолютное большинство школьных психологов являются женщинами, которые по природе отличаются высокой эмоциональностью. Кроме того, профессиональная специфика такова, что многие специалисты по натуре являются перфекционистами, то есть утонченными и ранимыми людьми. Они также выполняют свою работу с высокой самоотдачей. Именно такие люди чаще всего подвержены выгоранию.
Второе. Школьные психологи постоянно контактируют с большим количеством людей: это школьники, родители, педагоги, администрация системы образования. Наиболее значимым для нас является профессиональное общение, поскольку субъекты деятельности не всегда являются образцом воспитанности, ведут себя вежливо и приятно, и находятся в хорошем настроении.
Педагоги-психологи часто находятся в состоянии высокого эмоционального напряжения, так как им необходимо вести себя в рамках Стандартов при общении с субъектами профессиональной деятельности, что означает быть вежливыми, улыбаться, задавать вопросы и проявлять заботливость и сочувствие. Это приводит к постоянному психологическому давлению, которое психолог должен выдерживать.
В результате многие психологи находятся в постоянном стрессе, что приводит к эмоциональному истощению ресурсов, деперсонализации и снижению личностных достижений. Без своевременной коррекции эмоциональное выгорание может привести к тяжелым нарушениям здоровья и психики, и в том числе – к болезни или к увольнению специалиста (как по инициативе руководства, так и по его собственной).
На физическом уровне эмоциональное выгорание проявляется не только снижением уровня энергии и общего здоровья, но и постоянным ощущением усталости, потерей или набором веса, причины которых на первый взгляд не ясны, ухудшением восприятия, обоняния или зрения, а также когнитивных функций – памяти, мышления, концентрации внимания и пр.
Распознать формирование профессионального выгорания у психолога можно по следующим признакам:
- у психолога появляется повышенная требовательность к самому себе, причем он не может соответствовать своему идеалу и страдает от этого;
- у психолога постоянно плохое настроение, он чувствует себя усталым в любое время суток;
- психолог работает как бы автоматически, по возможности избегая эмоционального включения в общение с клиентом, а также часто жалуется на предвзятое отношение и особую требовательность со стороны администрации и руководства;
- у психолога отсутствует желание помочь коллеге, а также способность сочувствовать чужим проблемам; также в общении появляется цинизм, который ранее отсутствовал;
- у психолога возникает чувство, что им пренебрегают, он становится тревожным и часто вступает в конфликты как с субъектами профессиональной деятельности, так и с коллегами, и с администрацией;
-психолог начинает пренебрегать профессиональными стандартами, что проявляется в постоянных опозданиях, уходах с работы до окончания рабочего дня и пр.;
- у психолога могут появиться или усилиться вредные привычки, такие, как курение, зависимость от социальных сетей.
Если директор школы заметит подобные проявления, ему необходимо в первую очередь поговорить с этим человеком по душам, подчеркнуть его значимость для школы и для коллег, а затем сообщить, что руководство за него переживает, и высказать готовность помочь.
В беседе следует уточнить, что именно беспокоит психолога, что вызывает у него негативные эмоции или тревогу, предложить возможность профессиональной переподготовки, а также другие варианты решения проблемы.
Однако психолог, особенно имеющий в анамнезе сформированный синдром эмоционального выгорания, далеко не всегда соглашается вести подобные разговоры и не хочет прислушиваться к словам коллег.
В качестве рекомендаций по предотвращению развития синдрома эмоционального выгорания могут быть предложены следующие мероприятия:
1) лекции, направленные на ознакомление с феноменом выгорания, причинами его возникновения и факторами, способствующими его развитию;
2) диагностика уровня эмоционального выгорания у психологов, на основании которой разрабатывается комплекс практических мероприятий по его профилактике и коррекции;
3) практические и тренинговые занятия, направленные на овладение педагогами-психологами способами саморегуляции психических состояний - управление эмоциями и поведением, аутогенная тренировка, восстановление ресурсов личности. Аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний, основанный на сознательном применении средств психологического воздействия на организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволит педагогу целенаправленно улучшать настроение, самочувствие, что позитивно сказывается на здоровье и работоспособности;