Файл: Профессиональные и личностные качества школьного психолога.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 836
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Нормативные основы деятельности Негосударственного образовательного учреждения
1.1 Краткая характеристика НОУ Частная школа ООО «Дамас – М»
1.2 Основные направления работы психолога
Глава 2 Изучение профессиональных и личностных качеств школьных психологов
2.1 Организация и методы исследования
2. 2. Результаты диагностики профессиональных и личностных качеств школьных психологов
2.3 Рекоментации по профилактике профессионального выгорания школьных психологов
4) посещение психологами психокоррекционных групп, где проводится психологическая работа с целью снятия повседневного напряжения, улучшения адаптации к рабочим ситуациям, выработку индивидуального стиля деятельности, наработку профессиональных коммуникативных навыков и оптимальных способов взаимодействия с воспитанниками и их родителями, способов предупреждения и разрешения конфликтов;
5) представителям администрации учебных и воспитательных учреждений можно рекомендовать оптимизировать организационно-управленческую структуру, в частности, структурировать регламентацию трудовых обязанностей психологов, систему стимулирования труда, условия труда и организация рабочих мест в соответствии с предъявляемыми требованиями. Профилактика и коррекция выгорания направлена на снижение действий стресс-факторов - снижение рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, формирование баланса между затраченными педагогом-психологом усилиями и полученным вознаграждением.
На наш взгляд, самой эффективной стратегией психологической помощи является психологическое консультирование, которое будет базироваться на концептуальных принципах, а также технических приемах когнитивной психотерапии.
Такая модель предполагает значительную вариативность возможных проблемных ситуаций, а также четко структурированную последовательность предпринимаемых специалистом усилий и право психологов организации на самоопределение. Также, методы психологического консультирования могут наполняться конкретным психотерапевтическим содержанием в зависимости от особенностей ситуации. Перечисленные обстоятельства позволяют более точно принимать во внимание профессиональные умения, знания и навыки психологов, так и особенности их личности с индивидуальным опытом. Кроме того, психологическое консультирование способствует формированию у психологов навыков психологической самопомощи в ситуациях стресса, потому что позволяет расширять его поведенческий репертуар, создавая возможности для освоения более конструктивных способов отношения к себе и окружающим.
Выбор указанного направления психологического консультирования определяется тем, что в его рамках ведется плодотворная работа по развитию положительного самоотношения психолога, а также по преодолению нарушений самооценки, улучшению профессиональной деятельности, осознанию перспектив и целей, и, реалистичной оценке возможностей. Данное обстоятельство весьма актуально, если принимать во внимание ту роль, которую играют в формировании эмоционального выгорания у психологов школы, конфликтные образования их самооценки ценностной и мотивационной сферы.
Мы предлагаем использовать те техники и методы консультирования, которые позволят произвести критическую переоценку и идентификацию установок, способствуя развитию у них навыков выражения собственного «Я» в общении с клиентами и другими людьми, что является основой успешной самореализации, позволяя более точно и эффективно преодолевать стресс.
Профилактику рекомендуется проводить в тренинговой форме. Тренинг должен быть направлен на обучение психологов навыкам конструктивного применения в разных ситуациях профессионального взаимодействия более развитых профессионально-важных качеств, за счет которых они уже достигли успеха. При этом основное внимание должно быть уделено развитию рефлексии, а также умении осознавать свои «проблемные зоны».
Приложение 1
Желание выполнять профессиональную деятельность психолога |
Стремление к самопознанию |
Мотивы достижения |
Воля |
Память и эрудиция |
Выносливость |
Коммуникабельность |
Нравственность |
Эмпатия |
Чувство красоты, эстетика |
Ценность власти |
Ценность здоровья |
Ценность азарта жизни |
Духовный поиск |
Чувство полезности |
|
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
6 |
2 |
1 |
7 |
4 |
3 |
5 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
6 |
4 |
5 |
1 |
2 |
7 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
7 |
1 |
2 |
6 |
4 |
3 |
5 |
2 |
1 |
4 |
2 |
1 |
3 |
4 |
5 |
7 |
3 |
1 |
2 |
6 |
4 |
3 |
5 |
1 |
2 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
6 |
2 |
1 |
7 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
6 |
2 |
1 |
3 |
3 |
6 |
4 |
5 |
1 |
2 |
7 |
4 |
3 |
5 |
2 |
1 |
7 |
1 |
2 |
3 |
5 |
4 |
3 |
7 |
1 |
2 |
6 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
3 |
1 |
2 |
6 |
4 |
3 |
5 |
2 |
1 |
9 |
2 |
1 |
3 |
5 |
4 |
3 |
7 |
1 |
2 |
6 |
4 |
3 |
5 |
1 |
2 |
10 |
1 |
3 |
2 |
4 |
5 |
7 |
3 |
1 |
2 |
6 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
11 |
2 |
1 |
3 |
4 |
5 |
3 |
6 |
2 |
1 |
7 |
4 |
3 |
5 |
2 |
1 |
12 |
1 |
2 |
3 |
3 |
6 |
4 |
5 |
1 |
2 |
7 |
4 |
3 |
5 |
1 |
2 |
13 |
2 |
1 |
3 |
3 |
6 |
4 |
5 |
1 |
2 |
7 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
14 |
1 |
2 |
3 |
5 |
4 |
3 |
7 |
1 |
2 |
6 |
4 |
3 |
5 |
2 |
1 |
15 |
2 |
1 |
3 |
4 |
5 |
7 |
3 |
1 |
2 |
6 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
16 |
1 |
2 |
3 |
5 |
4 |
3 |
7 |
1 |
2 |
6 |
4 |
3 |
5 |
2 |
1 |
17 |
1 |
2 |
3 |
2 |
5 |
4 |
6 |
3 |
1 |
7 |
4 |
3 |
5 |
1 |
2 |
18 |
2 |
1 |
3 |
5 |
4 |
3 |
7 |
1 |
2 |
6 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
19 |
1 |
3 |
2 |
2 |
5 |
4 |
6 |
3 |
1 |
7 |
4 |
3 |
5 |
2 |
1 |
20 |
2 |
1 |
3 |
1 |
7 |
6 |
2 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
1 |
2 |
Среднее |
1.45 |
1.7 |
2.85 |
3.75 |
5 |
4.25 |
5.3 |
1.5 |
1.8 |
6.4 |
3.65 |
3.35 |
5 |
1.35 |
1.65 |
Приложение 2
Экстраверсия-Интроверсия |
Привязанность-Обособленность |
Контролирование-Естественность |
Эмоциональность-сдержанность |
Игривость-Практичность |
|
1 |
51 |
54 |
52 |
23 |
24 |
2 |
65 |
56 |
66 |
21 |
21 |
3 |
70 |
55 |
71 |
20 |
22 |
4 |
65 |
56 |
64 |
15 |
17 |
5 |
64 |
57 |
63 |
17 |
17 |
6 |
55 |
55 |
56 |
30 |
29 |
7 |
57 |
54 |
60 |
15 |
15 |
8 |
67 |
55 |
65 |
16 |
27 |
9 |
69 |
50 |
70 |
20 |
20 |
10 |
70 |
56 |
69 |
12 |
12 |
11 |
65 |
56 |
64 |
15 |
17 |
12 |
64 |
57 |
63 |
17 |
17 |
13 |
55 |
55 |
56 |
30 |
29 |
14 |
57 |
54 |
60 |
15 |
15 |
15 |
69 |
50 |
70 |
20 |
20 |
16 |
70 |
56 |
69 |
12 |
12 |
17 |
65 |
56 |
64 |
15 |
17 |
18 |
64 |
57 |
63 |
17 |
17 |
19 |
65 |
56 |
64 |
15 |
18 |
20 |
64 |
57 |
63 |
17 |
16 |
Среднее |
63.55 |
55.1 |
63.6 |
18.1 |
19.1 |
Приложение 3
A |
B |
C |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
md |
|
1 |
11 |
9 |
10 |
4 |
11 |
10 |
11 |
3 |
11 |
9 |
10 |
3 |
11 |
4 |
9 |
2 |
7 |
2 |
10 |
10 |
9 |
5 |
10 |
10 |
10 |
2 |
10 |
10 |
10 |
2 |
10 |
5 |
10 |
3 |
6 |
3 |
10 |
8 |
11 |
5 |
10 |
10 |
10 |
2 |
10 |
8 |
10 |
2 |
10 |
5 |
11 |
3 |
6 |
4 |
11 |
9 |
10 |
6 |
11 |
9 |
11 |
2 |
9 |
9 |
9 |
2 |
11 |
6 |
9 |
2 |
7 |
5 |
10 |
9 |
9 |
7 |
10 |
11 |
10 |
3 |
10 |
9 |
10 |
3 |
10 |
7 |
12 |
3 |
7 |
6 |
12 |
10 |
11 |
4 |
12 |
10 |
12 |
3 |
10 |
10 |
10 |
3 |
11 |
4 |
9 |
3 |
6 |
7 |
11 |
11 |
10 |
5 |
11 |
11 |
11 |
3 |
11 |
11 |
11 |
3 |
11 |
5 |
11 |
3 |
6 |
8 |
7 |
6 |
6 |
3 |
7 |
6 |
7 |
6 |
7 |
6 |
7 |
6 |
7 |
3 |
6 |
4 |
8 |
9 |
10 |
9 |
9 |
4 |
10 |
9 |
10 |
3 |
10 |
9 |
10 |
3 |
10 |
4 |
9 |
3 |
6 |
10 |
11 |
9 |
10 |
5 |
11 |
9 |
11 |
4 |
11 |
9 |
11 |
4 |
11 |
5 |
9 |
3 |
6 |
11 |
11 |
10 |
9 |
4 |
11 |
10 |
11 |
3 |
11 |
10 |
11 |
3 |
10 |
4 |
12 |
3 |
6 |
12 |
10 |
11 |
10 |
6 |
10 |
11 |
10 |
2 |
10 |
11 |
10 |
2 |
11 |
6 |
11 |
4 |
6 |
13 |
12 |
9 |
11 |
5 |
12 |
9 |
12 |
2 |
12 |
9 |
12 |
2 |
10 |
5 |
10 |
3 |
6 |
14 |
10 |
10 |
10 |
4 |
10 |
10 |
10 |
2 |
11 |
10 |
11 |
2 |
10 |
4 |
10 |
3 |
7 |
15 |
6 |
7 |
5 |
9 |
6 |
7 |
6 |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
6 |
9 |
7 |
10 |
8 |
16 |
6 |
6 |
6 |
9 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
9 |
6 |
4 |
8 |
17 |
10 |
8 |
11 |
8 |
10 |
10 |
10 |
4 |
10 |
8 |
10 |
4 |
10 |
8 |
10 |
8 |
6 |
18 |
10 |
9 |
10 |
10 |
10 |
9 |
10 |
3 |
10 |
9 |
10 |
3 |
10 |
10 |
9 |
3 |
5 |
19 |
11 |
10 |
9 |
4 |
11 |
10 |
11 |
3 |
11 |
10 |
11 |
3 |
10 |
4 |
12 |
3 |
6 |
20 |
10 |
11 |
10 |
6 |
10 |
11 |
10 |
2 |
10 |
11 |
10 |
2 |
11 |
6 |
11 |
4 |
6 |
Среднее |
9.95 |
9.05 |
9.3 |
5.65 |
9.95 |
9.4 |
9.95 |
3.2 |
9.8 |
9.05 |
9.75 |
3.2 |
9.8 |
5.65 |
9.65 |
3.7 |
6.45 |
Приложение 4
Рациональный канал эмпатии |
Эмоциональный канал эмпатии |
Интуитивный канал эмпатии |
Установки, способствующие эмпатии |
Проникающая способность в эмпатии |
Идентификация в эмпатии |
Уровень эмпатии |
|
1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
31 |
2 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
32 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
29 |
4 |
6 |
6 |
6 |
5 |
6 |
5 |
34 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
26 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
25 |
7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
20 |
8 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
26 |
9 |
4 |
5 |
5 |
5 |
6 |
5 |
30 |
10 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
29 |
11 |
6 |
6 |
5 |
6 |
5 |
6 |
34 |
12 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
27 |
13 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
17 |
14 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
14 |
15 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
25 |
16 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
5 |
31 |
17 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
5 |
33 |
18 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
32 |
19 |
5 |
5 |
6 |
6 |
5 |
6 |
33 |
20 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
25 |
Среднее |
4.5 |
4.45 |
4.65 |
4.5 |
4.75 |
4.8 |
27.65 |
Приложение 5
Субтест 1 |
Субтест 2 |
Субтест 3 |
Субтест 4 |
Стандартные значения |
Композитная оценка |
|
1 |
10 |
9 |
9 |
11 |
4 |
43 |
2 |
11 |
10 |
12 |
10 |
5 |
48 |
3 |
12 |
12 |
11 |
9 |
5 |
49 |
4 |
11 |
13 |
9 |
12 |
5 |
50 |
5 |
10 |
12 |
10 |
14 |
5 |
51 |
6 |
13 |
11 |
12 |
11 |
5 |
52 |
7 |
12 |
9 |
11 |
12 |
4 |
48 |
8 |
13 |
10 |
10 |
13 |
5 |
51 |
9 |
11 |
13 |
9 |
11 |
5 |
49 |
10 |
9 |
9 |
10 |
8 |
4 |
40 |
11 |
11 |
13 |
9 |
12 |
5 |
50 |
12 |
10 |
12 |
10 |
14 |
5 |
51 |
13 |
13 |
11 |
12 |
11 |
5 |
52 |
14 |
11 |
13 |
9 |
11 |
5 |
49 |
15 |
9 |
9 |
10 |
8 |
4 |
40 |
16 |
11 |
13 |
9 |
12 |
5 |
50 |
17 |
10 |
12 |
10 |
14 |
5 |
51 |
18 |
11 |
13 |
9 |
12 |
5 |
50 |
19 |
10 |
12 |
10 |
14 |
5 |
51 |
20 |
13 |
11 |
12 |
11 |
5 |
52 |
Среднее |
11.05 |
11.35 |
10.15 |
11.5 |
4.8 |
48.85 |
Приложение 6
Эмоциональная осведомленность |
Управление эмоциями |
Самомотивация |
Эмпатия |
Управление эмоциями других |
Эмоциональный интеллект |
|
1 |
10 |
12 |
10 |
13 |
11 |
56 |
2 |
11 |
11 |
9 |
12 |
12 |
55 |
3 |
12 |
10 |
11 |
14 |
14 |
61 |
4 |
11 |
12 |
9 |
13 |
13 |
58 |
5 |
9 |
10 |
10 |
12 |
11 |
52 |
6 |
12 |
12 |
11 |
13 |
10 |
58 |
7 |
14 |
13 |
12 |
12 |
10 |
61 |
8 |
10 |
12 |
10 |
13 |
11 |
56 |
9 |
11 |
11 |
9 |
12 |
12 |
55 |
10 |
12 |
10 |
11 |
14 |
14 |
61 |
11 |
11 |
12 |
9 |
13 |
13 |
58 |
12 |
9 |
10 |
10 |
12 |
11 |
52 |
13 |
12 |
12 |
11 |
13 |
10 |
58 |
14 |
14 |
13 |
12 |
12 |
10 |
61 |
15 |
9 |
10 |
10 |
12 |
11 |
52 |
16 |
12 |
12 |
11 |
13 |
10 |
58 |
17 |
14 |
13 |
12 |
12 |
10 |
61 |
18 |
10 |
12 |
10 |
13 |
11 |
56 |
19 |
11 |
11 |
13 |
11 |
12 |
58 |
20 |
9 |
12 |
12 |
11 |
13 |
57 |
Среднее |
11.15 |
11.5 |
10.6 |
12.5 |
11.45 |
57.2 |