ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Забота об экологии и обеспечение достойного будущего для планеты подразумевают ответственность всего мира в целом, включая государства, различного рода организации, отдельных людей. Всё чаще в разных странах мира вводится ценность бережного отношения и сохранения природы в связи с увеличивающимся антропогенным воздействием человека на неё. В последние годы широкое распространение получила концепция устойчивого развития ESG, пред- полагающая учет трёх показателей: осуществления экологического потребления ресурсов и бережного отношения к окружающей среде (E – environmental), выполнения социальных обязательств перед сотрудниками, потребителями и обществом в целом (S – social), а также корпоративного управления, направленного на построение дружественных взаимоотношений с государством, инвесторами и потребительским сектором с целью предотвращения ущерба природным богатствам планеты (G – governance).
Esg-трансформация бизнеса по компании РЖД
Под ESG-деятельностью понимается функционирование организаций с учётом данной концепции устойчивого развития, а ESG-трансформация – это постепенный их переход к такой системе управления. Компании и государства создают собственные ESG-повестки, включая в них такие параметры, как модернизация производств, приведение выбросов углеводородов к «нулевому показателю» и разумное потребление людьми природных ресурсов. Согласно концепции ESG-вопросы экологического потребления ресурсов, социальная ответственность и особенности корпоративного управления неразрывно связаны друг с другом, выражаются в общем подходе к управлению организацией, а уровень внедрения ESG-инноваций в компании влияет в перспективе на её конкурентоспособность на рынке и уровень привлечения инвестиций.1
Вопросами ESG-трансформации организаций занимаются российские и зарубежные исследователи. Отечественные учёные М.И. Емец (2022), Е.В. Жукова (2021) указывают на то, что идеи концепции устойчивого развития заложены в национальных приоритетах и целях Российской Федерации, и в будущем инвесторы будут заинтересованы только в тех компаниях, которые вкладывают свои ресурсы в «зелёное» развитие. В зарубежной литературе отмечается, что представление отчётов компаний по ESG-факторам в открытом доступе способствует корпоративной эффективности и устойчивому росту, а также усилению конкурентных преимуществ на рынке.
2
Для начала надо сказать, что ориентация на ESG-трансформацию выражена в 17 целях в области устойчивого развития, сформулированных Организацией Объединённых Наций (далее – ООН) в 2015 году. Эти цели включают в себя достижение таких показателей, как повсеместная ликвидация нищеты, голода и обеспечение здорового образа жизни людей независимо от возраста и пола, создание стойкой инфраструктуры в соответствии с достижениями индустрализации и инноваций, сокращение неравенства, забота о сохранении экосистем планеты.1
Следует подчеркнуть, что ESG-деятельность организаций не может быть возможна без участия государства – национальные системы экологического регулирования призваны обеспечивать их функционирование на основе соответствующих норм и правил по выбросу парниковых газов и иных вредных веществ в окружающую среду, введения углеродных налогов, обеспечения системы торговли специальными квотами, иными экологическими и социальными льготами. Например, в нашей стране Российским экологическим оператором в 2021 году были разработаны декларация и ESG-стандарт по обращению с отходами, а Правительством Российской Федерации – утверждены: таксономия развития зелёных и адаптационных инновационных проектов, цели, основные направления и критерии устойчивого (в том числе «зелёного») развития Российской Федерации. На федеральном уровне создан портал «Россия ESG».2
К числу направлений устойчивого развития, обозначенных Правительством Российской Федерации, относятся: промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, устойчивая инфраструктура, обращение с отходами, водоснабжение и водоотведение, природные ландшафты, биоразнообразие, а также промышленная техника и транспорт. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России предлагает инвесторам заниматься устойчивым инвестированием, принимая во внимание анализ и учёт факторов устойчивого развития, сформулированных ООН, а также отдавать предпочтение компаниям, осуществляющим политику и управление в сфере охраны окружающей среды и развития человеческого капитала1. Согласно рекомендациям Банка России компаниям с целью повышения собственной инвестиционной привлекательности рекомендуется публично представлять информацию о воздействии собственной организации на окружающую среду
, заявлять о рисках и возможностях в компании, связанных с ESG-факторами, а также выставлять в открытый доступ сведения об эффективности собственной деятельности и своих позициях на мировом и отечественном рынках.1
В настоящее время невозможно представить себе компанию или сферу бизнеса, у которой в стратегических приоритетах не заложены принципы ESG-трансформации. На отечественном рынке можно выделить топливно-энергетические («Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть») и добывающие корпорации «(Норильский никель», «Алроса», «ЕВРАЗ»), а также телекоммуникационные компании («МТС», «Билайн», «Ростелеком»), успешно реализующие принципы устойчивости развития и отражающие их перспективное развертывание в своих бизнес-планах.2
Учреждения финансового сектора России тоже осуществляют постепенный переход к принципам ESG-управления: так, в «Сбере», «РоссельхозБанке» и «Совкомбанке» были подготовлены корпоративные стратегии ESG-развития, разработаны механизмы кредитования клиентов с учётом факторов устойчивого развития экономики и выпуска «зелёных» облигаций. Банки предлагают компаниям под экологические цели привлечь капитал через «зелёные» облигации и кредиты, а также взять ESG-кредит, величина ставки по которому зависит от показателей реализации ESG-трансформации в компании: по отчётам организации и оценкам международных рейтинговых агентств.1
Компания «Российские железные дороги» является одной из первых отечественных организаций, вступивших на путь устойчивого развития. В 2007 году она стала участником Глобального договора ООН. В 2020 году холдинг «РЖД» присоединился к Декларации Международного союза железных дорог по устойчивому развитию, согласно которому обязуется к 2050 году прийти к углеродной нейтральности и обеспечить декарбонизацию транспорта.
Интересно, что сроки достижения показателя «нулевого» выброса углеводородов у железнодорожных компаний разных стран различаются. Например, в декларации отмечено, что компании «Österreichische Bundesbahnen» Австрии и «Indian Railways» Индии достигнут углеродной нейтральности к 2030 году, «SNCF» Франции – к 2035 году, в 2050 году этот показатель будет характеризовать деятельность компании «Deutsche Bahn» в Германии, «Ferrovie dello Stato Italiane» – в Италии, «Network Rail» – в Великобритании, а вот Китайские предприятия смогут прийти к нему ориентировочно к 2060 году.
Помимо этого, Международным союзом железных дорог ведётся работа по консультированию и мониторингу железнодорожных компаний в следующих направлениях устойчивого развития: обеспечение качества воздуха, создание циркулярной экономики, подавление шума и вибрации; решаются также вопросы по устойчивому землепользованию.
Организацией «Sustainalytics» разработан рейтинг ESG-рисков, в котором представлены компании из различных секторов мировой экономики, включая транспортные железнодорожные компании (табл. 1), в зависимости от уровня их воздействия на окружающую среду.
Таблица 1 – Рейтинг ESG-риска среди железнодорожных компаний мира
Название компании | Страна | Рейтинг ESG-риска | Позиция в отрасли | Общий рейтинг |
«Canadian National Railway Co.» | Канада | 16,0/низкий | 20 | 1 660 |
«Burlington Northern Santa Fe» | США | 20,6/средний | 89 | 3 789 |
«Deutsche Bahn» | Германия | 24,4/средний | 182 | 5 895 |
«Indian Railways» | Индия | 24,9/средний | 89 | 6 204 |
«East Japan Railway Company» | Япония | 25,1/средний | 194 | 6 303 |
«Union Pacific Railroad» | США | 25,2/средний | 97 | 6 362 |
«SNCF» | Франция | 25,5/средний | 205 | 6 511 |
«Пекино-Шанхайская высокоскоростная железная дорога» | Китай | 31,9/высокий | 320 | 10007 |
«Грузинская железная дорога» | Грузия | 32,6/высокий | 325 | 10321 |
«Российские железные дороги» | Россия | 34,6/высокий | 336 | 11183 |
По данным ESG-рэнкинга российских компаний RAEX-Europe на март 2022 года1, холдинг входит в топ-20 по устойчивому развитию среди корпораций из России. В настоящее время в этой компании реализуется «Экологическая стратегия ОАО РЖД на перспективу до 2030 года»2, целями которой являются: сбалансированное развитие компании на основе рационального использования ресурсов, сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды в зоне влияния объектов инфраструктуры компании, предотвращение и ликвидация экологического ущерба.
На наш взгляд, несмотря на то, что железнодорожный транспорт является одним из экологически чистых видов транспорта, в будущем его будут ожидать серьёзные перемены. В связи с сокращением невозобновляемых природных ресурсов (таких как нефть и уголь, необходимых для выработки электроэнергии) в перспективе подвижному пассажирскому и грузовому составам компании и объектам транспортной инфраструктуры понадобится серьёзная техническая транс- формация с переориентацией на «зелёную» энергетику. И пути решения этой проблемы уже успешно найдены. К примеру, в 2012 году в Анапе на крыше железнодорожного вокзала были установлены солнечные электрогенераторы, которые вырабатывают до 70 % электроэнергии, используемой станцией в летнее время. А депо «Подмосковная» является единственным в стране, имеющим сертификат BREEAM и соответствующим европейским экологическим стандартам. Для организации системы отопления в депо были использованы высокоэффективные водяные инфракрасные излучатели. Кроме того, в нём предусмотрено воздушное отопление с системой рекуперации (повторного применения использованных ресурсов).1
Как уже было отмечено, достижение РЖД углеродной нейтральности планируется к 2050 году. Это станет возможным через переход к «зелёной» энергетике (возобновляемым источникам энергии), применение альтернативных видов топлива (водород, аккумуляторы, газ) и электрификацию загруженных железнодорожных магистралей. По состоянию на 2021 год, в России эксплуатационная длина сети железных дорог составляет 85 тысяч километров, однако только 51 % из них представляют собой электрифицированные линии (когда, например, в Китае, этот показатель равен 73 % от протяжённости в 146 тысяч километров, в Индии – 68 % от 68 тысяч километров)1. На участках железнодорожных путей, где невозможно проведение электрической связи, дизельные поезда могут быть заменены на транспорт, работающий на экологически чистых видах топлива и на возобновляемых источниках энергии. Разработка таких составов будет наиболее актуальна в перспективе для выхода на международный B2B-рынок, так как всё больше стран (Швейцария, Норвегия, Индия, Германия) распространяют запрет на использование двигателей внутреннего сгорания и дизелей, а также угля. Появление таких поездов поможет сократить количество выбросов парниковых газов в атмосферу и на территории России.