Файл: Номинация методические пособия для педагога по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе Тема работы Система работы с листами учета знаний на уроках истории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Савинская основная общеобразовательная школа»
Парфеньевского муниципального округа Костромской области
Методический конкурс
педагогических работников образовательных организаций
Номинация: методические пособия для педагога по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе
Тема работы:
«Система работы с листами учета знаний на уроках истории»
Работу выполнила
учитель истории
Лебедева Надежда Львовна
Савино 2023 год
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Основная часть ……………………………………………………………..5
2.1. Лист учета знаний………………………………………………………..5
2.2. Способы формирования УУД……………………………………………6
2.3. Работа с листами учета знаний ………………………………………….11
3. Заключение…………………………………………………………………..13
4. Список используемых источников и литературы…………………………15
1. Введение
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) .
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:
-
самостоятельно ставить учебные цели, -
проектировать пути их реализации, -
самостоятельно решать поставленные задачи, -
контролировать и оценивать свои достижения,
иначе говоря — формирование умения учиться.
Поэтому, в соответствии с обновленным Федеральным образовательным стандартом школьный урок меняет структуру, переформировываясь в занятие, выстроенное в логике системно-деятельностного подхода. В связи с этим в последнее время появляются новые формы итоговой (ОГЭ) и промежуточной аттестации учащихся. Логично, что на первый план в связи с этим выходит проблема контроля знаний и оценки деятельности учащихся.
Особенно остро это вопрос стоит во время подготовки обучающихся к сдаче экзамена. Сама система работы по подготовке к ОГЭ, должна осуществляться, на мой взгляд, с 6-7 классов. Главной целью в своей работе считаю формирование интереса к предмету. И как показывает практика, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ОГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету.
А чтобы сформировать интерес к предмету, а так же эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля – оценочный лист. Я же называю его немного по-другому – лист учета знаний. Стоит отметить, что данный лист – довольно оперативный способ контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику лист учета знаний играет еще и мотивирующую роль, развивающий познавательный интерес к предмету, так как, глядя в него, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы, при подготовке к ОГЭ.
Цель работы: поделиться опытом создания листа учета знаний, как способа оценки достижения результатов и способа формирования УУД на протяжении всего урока, а так же как один из способов подготовки учащихся к ОГЭ по истории.
2. Основная часть
2.1. Лист учета знаний как
способ оценки способ
достижения формирования
результатов УУД
Достижение данной цели, т.е.умения учиться, становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Для эффективного управления учебным процессом так же необходима оперативная информация о качестве усвоения знаний. Такую информацию дает контроль знаний и умений учащихся, который выполняет функцию обратной связи.
Одна из главных задач педагога создать для учащегося комфортные условия при осуществлении контроля в ходе всего урока.
Комфортность – это уверенность учащегося в своих силах, условия для творчества, поддержка одноклассников и учителя, который сумеет вселить в ученика эту уверенность в себе, обеспечит разнообразие выбора и свободу ребёнку.
Важнейшей задачей педагога является научить школьников строить свою деятельность во время контроля как полноценную. При этом здесь имеется в виду контроль, осуществляемый и самим учеником.
-
Таким образом, контроль приобретает функцию обучения учащихся приемам планирования собственных действий, формирования у них потребности и привычки самоконтроля. -
Поэтому, одним из способов формирования УУД и способов достижения результатов учащихся является лист учета знаний.
2.2. Формирование УУД на разных этапах урока истории
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. На уроках истории при изучении одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех видов универсальных учебных действий.
Виды УУД/ этапы урока | Личностные (связь между целью учения и мотивом, моральный выбор) | Регулятивные (постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция) | Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические -синтез, анализ, классификация, доказательство, выдвижение гипотез, подведение под понятие) | Коммуникативные (учебное сотрудничество, владение речью, умение вести диалог, поиск и выбор информации) |
Проговор. Организационный момент, самоопределение к деятельности | Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план | | Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса |
Актуализация опорных знаний | | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения | Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов | Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю |
Целеполагание. Подготовка к изучению новых знаний | Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик | Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
Работа в группе или индивидуальная работа. Работа над новой темой, открытие нового знания | | Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; — доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
Самостоятельная работа. Закрепление | Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор | Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов | Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Самооценка. Рефлексия. Итог урока | Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке | Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика | Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Способы формирования УУД
Для формирования УУД на уроках истории я использую следующие виды деятельности:
-
составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы; -
извлекать информацию из источника; -
описание объекта по схеме; -
составление характеристики исторического деятеля; -
работа с картой («чтение карты»), схемой; -
анализ исторического источника; -
чтение и обобщение фактов из литературного источника; -
составление вопросов к тексту, ответы на них; -
комментированное чтение текста; -
составление простого и сложного плана; -
составление сравнительных, хронологических таблиц; -
подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; -
составление логической схемы, цепочки; и другие. -
составление вопросов к тексту, ответы на них -
комментированное чтение текста -
составление простого и сложного плана -
составление сравнительных, хронологических таблиц -
составление кластера -
подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу -
составление логической схемы, цепочки
А так же такие виды работ, как «Интервью с исторической личностью», презентации картин на исторические темы (с соответствующими комментариями историка, художника и т. д.), рецензия на исторический фильм (в старших классах). Использую также задания игрового характера.
2.3. Работа с листами учета знаний
Лист учёта знаний по ___________________(предмет) ученика(цы)___ класса __________________________________________________________(ФИ)
Месяц число Параметры отметки | | |||||||||||||||
| ю | б | б | б | ю | ю | б | б | ю | ю | ю | ю | ю | ю | ю | |
Проговор | 5 | 5 | | | | | | | | | | | | | | |
Актуализация знаний (фр.опрос\тест\дом.работа) | 4 | 5 | | | | | | | | | | | | | | |
Целеполагание | + | - | | | | | | | | | | | | | | |
Работа в группе | | 5 | | | | | | | | | | | | | | |
Индивидуальная работа | 4 | | | | | | | | | | | | | | | |
Самостоятельная работа | 4 | 5 | | | | | | | | | | | | | | |
Проверочная работа по главе | | | 4 | | | | | | | | | | | | | |
Самооценка урока | 4 | 5 | | | | | | | | | | | | | | |
Моё поведение | 5 | 4 | | | | | | | | | | | | | | |
Итоговая отметка за урок | 4 | 5 | 4 | | | | | | | | | | | | | |
1. За урок ребёнок получает несколько оценок, следовательно, уменьшается риск получения двойки и снимается фактор страха. Во время урока мои ученики сами заполняют лист учёта знаний на каждом этапе урока, они уже приучены к этому, поэтому оценки выставляются быстро, без суеты.
-
Этап урока "проговор": ребята в паре задают друг другу вопросы в течение 3 минут по ВСЕМУ пройденному материалу и друг друга оценивают после «проговора». Это удобно тем, что темы в учебнике часто бывают не связаны друг с другом, а в «проговоре» все они повторяются в течение года. -
Есть правило: если за проверочную работу стоит "3", то сколько бы ты пятёрок не получил за урок, выше четвёрки я не поставлю, т.е. могу увеличить оценку за проверочную работу только на 1 балл.
4.В конце урока ребята ставят свою самооценку и сдают листы учёта. А уже итоговую оценку каждому выставляю я.
5. За проверочную работу по теме оценка ставится в соответствующей графе и сразу в итоговую оценку за урок, но, если ученик хочет пересдать проверочную работу, то в графе "итог урока" ставится пока точка.
6.Точки также ставятся ещё за каждый правильный ответ во фронтальном опросе, что идёт бонусом к выставлению итоговой оценке.
3. Заключение
Лист учета знаний на уроке – важное средство контроля, самоконтроля и мотивации, а так же один из способов подготовки к выпускному экзамену, который помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт.
Несомненными плюсами такого листа являются:
- разнообразие заданий (это не сделает урок монотонным),
- возможность за счет само- и взаимопроверки значительно сократить время проверки заданий,
- ребенок может сам планировать и оценивать свои достижения на уроке, что благотворно влияет на мотивационную сферу.
Если хорошо организовать урок, то в корне меняется деятельность каждого ребёнка. Ученик изучает новый материал, осуществляет проверку своих знаний, умений и навыков, анализирует и оценивает.
Как мы видим, лист учета знаний – большой помощник педагога.
Успех всех преобразований в школе определяется позицией учителя, его отношением, желанием и готовностью работать с полной отдачей. Наша с вами задача создать для ученика комфортные условия при осуществлении контроля. Хочу быть правильно понятой, комфортность – это не мягкое кресло, не безделье, не снисходительные требования, а уверенность ученика в своих силах, условия для творчества, поддержка одноклассников и учителя, который сумеет вселить в ученика эту уверенность в себе, обеспечит разнообразие выбора и свободу ребёнку.