Файл: Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе подготовки воспитателей детского сада.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе подготовки воспитателей детского сада
«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».
Джордж Байрон
Тема воспитания обозначена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
С 1 января 2021 года в России в рамках национального проекта «Образование» стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Целью которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 24% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.
Являться патриотом, означает чувствовать себя обязательной составляющей своего Отечества. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертами национального характера.
В последнее время заметна утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. События последнего десятилетия нашей истории заставляют по-новому взглянуть на привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. О
чевидна проблема воспитания патриотизма, которая приобретает всё большее общественное значение и является задачей государственной важности.
В разное время к проблеме обращались педагоги и ученые К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский отмечали, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина и другие исследователи, которые предлагали одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.
Любовь малыша к Родине рождается со взаимоотношения к самым родным и близким – маме, папе, бабушкам и дедушкам, своему дому, улице, двору, детскому саду, городу и стране в целом. Весьма значимо знакомить детей с историческими событиями, географическим, естественно-природоохранным колоритом и особенностями родного края. Работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с детьми дошкольного возраста.
Для дошкольного возраста характерна наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям. Усвоенные в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения – являются фундаментом дальнейшего развития личности.
В Мезенском педагогическом колледже существует две специальности (Дошкольное образование и Специальное дошкольное образование) на которых мы готовим будущих воспитателей для дошкольных учреждений. В нашем колледже уделяется значительное внимание вопросам патриотического воспитания студентов и решению следующих задач:
- формирование мотивационной готовности будущих педагогов к патриотическому воспитанию детей;
- подготовка методического обеспечения для осуществления процесса патриотического воспитания.
Наши студенты принимают участие в различных патриотических конкурсах, викторинах, участвуют в литературных викторинах, сочиняют стихи о войне. Вот некоторые примеры стихотворений.
…
Как будто пробудился
После спячки сатана.
На землю русскую святую
В 41-м грянула война.
И днем, и ночью
Битву мы вели,
Друзей теряли,
Сил не берегли.
Мы шли вперед,
И всем смертям назло
Молились, верили.
В бою нам повезло.
Настигли вскоре вражеский мы тыл,
Борясь за родину, добро и мир!
(Якушина Ирина)
…
Салютом расцвечено майское небо,
Салютом победы искрятся глаза,
А бабушка вспомнит, что не было хлеба,
И искрой сверкает в морщинке слеза.
Руки за вдовию жизнь натрудились
И вечерами несносно болят.
Годы её на беду не скупились
И впереди ей добро не сулят.
Всё чаще ей дедушка снится ночами,
Исчезнувший в этой победной войне.
Он видится ей без морщинок лучами,
Он молод полвека - ей больше втройне.
Нет холмика даже, где плакать бы можно
И рассказать ему вдовью беду.
Сны её будят под утро тревожно,
Будто бы тонет он в мутном пруду.
Майское небо искрится огнями.
Вижу я скорбью отмеченный взгляд.
Жизнь не щадила лихими годами.
Образ твой в сердце останется свят.
(Устинова Эльвира)
В Мезенском педагогическом колледже студенты-активисты состоят в Общественном центре гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи «Волонтёры Победы».
Волонтёры Победы — это не флаги, не фирменный стиль, не громкие лозунги, а личная история каждого, чья память о вкладе его родных и близких в дело Великой Победы больше, чем просто память. Они проводят всероссийские и международные акции, заботятся о ветеранах, помогают в благоустройстве памятных мест, восстанавливают историю семьи, популяризируют современные достижения России с помощью интересных форматов и не дают жителям всего мира забыть правдивую историю. Волонтёры Победы гордятся прошлым, ценят настоящее и смотрят в будущее!
10 марта 2023 года активисты общественного центра гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи «Волонтёры Победы» провели в группе первого курса отделения «Дошкольное образование» Урок памяти «У войны не женское лицо».
16 февраля 2023 года активисты Общественного центра гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи «Волонтёры Победы» и волонтёрского штаба «МЫ ВМЕСТЕ» БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» в рамках Всероссийской акции «Память поколений» произвели очистку территории воинского захоронения в с. Плещеево от снега.
20 февраля 2023 года для обучающихся БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» был организован урок мужества по теме: «Патриоты-земляки. Исполины русского духа», который провел Сретенский Сергей Юрьевич, директор Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Никольское-Вяземское» (Тульская область).
Классные руководители проводят большое количество часов общения, посвященной гражданско-патриотической направленности.
В рамках педагогической практики в дошкольных учреждения наши студенты проводят с дошкольниками занятия патриотической направленности, создают краткосрочные проекты, на занятиях по продуктивным видам деятельности с детьми изготавливают коллективные работы патриотической направленности, открытки ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи – это особая забота государства. Наш педагогический, гражданский долг – сделать все, чтобы молодое поколение сердцем приняло страницы истории и не забывало их.