Файл: Кейс Государственный бюджет, налоги и фискальная политика Государственный бюджет Государственный бюджет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кейс Государственный бюджет, налоги и фискальная политика
1. Государственный бюджет
Государственный бюджет – план государственных расходов и доходов на финансовый год. Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и совокупности бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов федераций и т.д.). Имеет статус закона.
Государственный бюджет состоит израсходной и доходной части. Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов.
Основные виды расходов и доходов бюджета
Значительное место среди государственных расходов приходится на так называемые социальные статьи:
-
образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступ к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья. В условиях современной НТР возрастает роль человеческого капитала, что требует нового подхода к работнику -
Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках. -
Во многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи различен. В развитых странах, например в США, государство выплачивает премии фермерам на сокращение производства зерна и некоторых других видов сельхозпродукции. -
В переходной экономике России аграрные субсидии государства направлены на поддержание фермерских хозяйств, их техническое оснащение и защиту. -
Значительное место в бюджетных расходах занимают расходы на вооружение, материальное, обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления. -
Определенное место в расходных статьях бюджета приходится на расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках. -
Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты. -
Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.
Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений1, остальное – неналоговые поступления такие как:
-
прибыли государственных предприятий, -
поступления от приватизации собственности, -
сеньораж и т. д.
Примерная структура расходной и доходной части государственного бюджета развитых экономических стран представлена
в таблице 11.1.
таблица 11.1.
Расходы в % | Доходы в % |
1. Затраты на социальную сферу: научные исследования, здравоохранение, образование, социальные пособия (40-50%). 2. Затраты на хозяйственные нужды; капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям. осуществление государственных программ (10-20%) 3. Административно-управленческие расходы (5-10%) 4. Расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики (10-20%) 5. Платежи по государственному долгу (7-8%) | 1. Налоги: личный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, поимущественные налоги; налоги на дарение и недвижимость (75-85%). |
Бюджетный дефицит и профицит
Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходы статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит. Если доходы превышают расходы, то образуется излишек или профицит государственного бюджета, который правительство может использовать на непредусмотренные программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года).
2. Налоги
Налоги оказывают на экономику вместе с расходной частью государственного бюджета весьма сильное воздействие, занимая значительный удельный вес в доходной части бюджета. Под налогом понимаются принудительно изымание государством (правительством) или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.
Налоговая система и принципы налогообложения
Совокупность взимаемых в государстве налогов и сборов, а также форм и методов их построение образует
налоговую систему.
А. Смит сформулировал четыре основополагающих (ставшие классическими) принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе2.
-
Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуется под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или, наоборот, пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения. -
Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа). -
Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его. -
Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного обложения.
В настоящее время главным принципом налогообложения является принцип справедливости – это возможность равноценного изъятия налогов у различных категорий налогоплательщиков, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивает достаточное поступление средств в бюджет.
Обычно различают принцип горизонтальной и вертикальной справедливости.
Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что находящиеся в равном положении налогоплательщики должны трактоваться законом одинаково. Это означает, что независимо от формы дохода при равенстве доходов налогоплательщики платят налог одинаковой величины.
Принцип вертикальной справедливости предполагает неодинаковую трактовку налоговым законодательством налогоплательщиков, находящихся в неравном положении, проще говоря, оплата услуг государства в виде налогов должна быть выше у богатых и ниже у бедных.
Наряду с соблюдением принципов справедливости важно соблюдение также принципов нейтральности налоговой системы, который заключается в том, что обеспечиваются равные налоговые стандарты для налоговых плательщиков, а также принципа простоты налоговой системы, который предполагает существование всех её элементов, предельно понятным как плательщикам, так и сборщикам налогов.
Виды налогов
По платежеспособности и методу взимания налоги делятся на
прямые и косвенные.
-
Прямые налоги непосредственно уплачиваются налогоплательщиком, к ним относятся налог на доход, на имущество, на дарение и т.д. -
Косвенные налоги – это обязательные платежи, включающиеся в цену товара или услуги (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины). По использованию налоги делятся на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета и специальные: (целевые), которые используются на строго определенные цели, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и т.п.
В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.
Налоги также делятся на: автономные и подоходные.
Автономные (или аккордные) налоги – это налоги, которые не зависят от уровня доход. В реальных условиях такие налоги встречаются редко.
-
-
Подоходные налоги – это налоги, которые зависят от уровня дохода
Налоговая функция
Сумму собираемых налогов в общем виде можно представить в виде функции 11.1:
Tx = Ta + t ·Y, (11.1.)
Ta - автономные или аккордные налоги, т.е налоги, которые не зависят от доходов;
T - налоговая ставка;
Y - совокупный доход (национальный доход или ВВП);
t·Y - подоходные налоги.
Главные элементы системы налогообложения
Объект налогообложения – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль ценные бумаги, недвижимости и т.д.).
Субъект налогообложения или налогоплательщик – лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог. Однако – через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо, поэтому выделяется носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог.
Ставки налогов, которые делятся на:
-
Твердые ставки, устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, сотку и т.п.). -
Пропорциональные ставки, действующие в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциальности его величины. -
Прогрессивные ставки, предполагающие прогрессивное повышение ставки налога по мере роста дохода. -
Регрессивные ставки, предполагающие снижение по мере роста дохода. -
Различают также предельную и среднюю ставку налогообложения.
Предельная ставка налога – ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода
tпред = (Т/Y) ∙ 100%, (11.2.)
Средняя ставка налогообложения является отношением суммы налогов к величине доходов
tср= (Т/Y) ∙ 100%. (11.3.)
Кривая Лаффера
С учетом фискальной функции правильно построенная налоговая система должна привести к максимальной сумме налоговых сборов. Для этого необходимо рациональные налоговые ставки и налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, инвестиционный кредит и т.п., которые стимулируют экономический рост, в то же время увеличивают общую сумму налоговых поступлений в государственный бюджет.
Теоретическим обоснованием рациональных налоговых сборов стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.
Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (рис 11.1)
рис 11.1
На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки t, по оси абсцисс — поступления в бюджет Tx, При увеличении ставки налога t доход государства в результате налогообложения Tx увеличивается.
Оптимальный размер ставки tm, максимальные поступления в государственный бюджет Tx m. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100% налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.
Однако с точки зрения регулирующей роли налогов важно, чтобы налоговые ставки должны быть действительно гибкими и их изменения должно соответствовать фазам экономического цикла. Так в период спада и депрессии снижение налоговых ставок будет стимулировать рост общественного производства. Повышение налоговых ставок в период промышленного бума, своеобразного «перегрева» экономики может оказаться действенной антиинфляционной мерой.
11.3. Фискальная политика
Сущность, виды, цели, инструменты фискальной
политики
Фискальная политика - это система регулирования совокупного спроса с целью воздействия на экономическую активность в стране путем изменения налогообложения и государственных расходов