Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………..…………………………………………...…..…3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ...........….……...……4
2. КОНТАКТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ..………………..………......7
3. ГРУПОВЫЕ ОБЩНОСТИ……………………………………………………15
4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП………………………16
5. ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА…..20
6. ЛИДЕРСТВО В ГРУППАХ………………………………………………......22
7.СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ТИП СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ……………………………………………………………………27
8. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы…………………………………………...33
Введение
Общество складывается из множества элементов - индивидов, социальных общностей и социальных институтов, объединенных определенным образом в единую систему. Эти элементы закономерно взаимосвязаны, представляют собой целостное образование, единство. Общество как система имеет сложную динамичную структуру, которая проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и политиков, государственных деятелей. В этой связи изучение социальной структуры общества, процессов, происходящих в нем, представляется весьма актуальным.
Основная цель заключается в изучении видов и структуры социальных общностей и групп.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ
Социальная общность — это объединение людей, возникающее
на почве единства интересов, близости условий жизнедеятельности, общности во взглядах, целях и методах достижения поставленных целей. Фундаментом социальной общности являются следующие элементы:
наличие взаимосвязи и взаимодействия между членами объединения;
общие интересы;
идентичные условия жизнедеятельности;
схожие взгляды и представления.
Описываемое понятие входит в состав базовых социологических категорий. Любой человек представляет собой не просто отдельного индивида — на протяжении всей жизни он входит в те или иные общности, объединяющие в себе большие группы индивидов, значит, каждый из нас является еще и представителем конкретной общности, возникшей на основе какого-либо признака: профессионального, полового, возрастного, национального и т.д. Указанные группы характеризуются единством образа жизни и общностью социальных связей, а также схожими для всех членов группы ценностями, идеалами, целями, интересами и потребностями. Состоящие в такой общности индивиды оказывают взаимную поддержку друг другу, а ощущение принадлежности к группе единомышленников формируют у них своеобразное чувство «мы».
Использование понятие и термина «социальная общность» началось еще в Древней Греции, к примеру, оно применялось Аристотелем для обозначения древнегреческого города (полиса), понимаемого им как общность общностей. В 19 веке данный термин начал использоваться первыми социалистами, называвшими общностью тип социума, организованный согласно потребностям людей. В дальнейшем общностями стали называть группы индивидов, созданные по их воле и основанные на коллективной собственности, к характерным признакам этих групп относили братство, родство и соседство.
На протяжении своей жизни человек вступает в целый ряд разнообразных общностью, часто находясь одновременно в нескольких подобных группах, при этом, уровень внутреннего единства в них заметно отличается. Так, чувство национального единства между членами определенной группы может соседствовать с отсутствием у них чувства классового единства.
Виды социальных общностей
Социальные общности отличаются огромным разнообразием
конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм.
Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.
По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.
По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.
По размерам выделяют три основные группы:
1. Большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения).
2. Средние социальные общности, например, жители Архангельска или всей Архангельской области.
3. Малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, коллектив работников небольшого магазина и т.д.
По содержанию социальные общности можно разделить еще на 5 групп:
1. Социально-экономические (касты, сословия, классы);
2. Социально-этнические (роды, племена, народности, нации);
3. Социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, женщины, мужчины и т.д.)
4. Социально-профессиональные, или корпоративные, общности (шахтеры, учителя, бухгалтера, финансисты, врачи и т.д.);
5. Социально-территориальные (жители отдельных краев, областей, районов, городов, сел, деревень и т.д.).
КОНТАКТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
Представьте себе, что вас пригласили на вечеринку, где вы познакомились с приятными людьми, с которыми вам было весело, приятно общаться. Но со многими участниками этой компании вы уже никогда не встретитесь. Общность была хотя и приятной, но кратковременной, узконаправленной.
Таковы контактные общности. В отличие от множеств здесь обязательно присутствуют «ориентация на другого», социальное действие, устанавливается социальная связь. Но эти связи носят контактный характер, т.е. они неустойчивы, узконаправленны, случайны, не являются самовозобновляемыми.
Рассмотрим несколько видов контактных общностей; некоторые из них малоприметны, а другие невозможно не заметить.
Аудитория — это одноразовое кратковременное, как правило, узконаправленное взаимодействие лектора (певца, актера и т.д.) и слушателей. Аудитория напоминает рассеянную массу слушателей радиопередачи, читателей той или иной газеты — и в том и в другом случае индивиды реагируют на внешний источник информации. Но в отличие от массы аудитория — это не изолированные, а находящиеся в прямом или мысленном контакте друг с другом индивиды. В аудитории возникает два вектора связей: от слушателя к исполнителю (лектору) и от слушателя к слушателю. Именно наличие последнего вектора создает общность всех слушателей, зрителей в зале, аудитории, на стадионе и т.д. Но общность эта контактна, ибо ориентация на другого слушателя носит кратковременный поверхностный характер, хотя обязательно имеет место. Так, находясь в кинотеатре или в концертном зале, мы видим, как люди реагируют на выступление исполнителя, и нам неудобно сохранять индифферентность.
Любопытный факт: фильмы с участием Чарли Чаплина вызывают куда больший смех при просмотре их в кинотеатре, чем при просмотре их дома, в одиночестве.
Но аудитория как общность принципиально отличается от учебной группы. Связи, которые возникают между лектором и аудиторией, между слушателями при публичной (но одноразовой) лекции, кардинально отличаются от связей, возникающих в учебном процессе. Последний, как мы отмечали, является видом взаимодействий, т.е. самовозобновляющихся социальных действий, и предъявляет совершенно другие требования к логике построения, точности и ясности изложения, организации и научному уровню лекций и др.
Трудно, пожалуй, найти такой вид контактных общностей, который привлекал бы столь пристальное внимание политиков, ученых, простых смертных, как толпа. Сколько исторических событий связано с образом толпы разгневанных людей, готовых, как стихия, смести все на своем пути! Память об этих событиях заставляет нас быть осмотрительнее, осторожнее, политиков - быть благоразумными, вождей - задуматься, как овладеть силой толпы, подчинив ее своим задачам.
Как и все формы контактных общностей, толпа — это спонтанная, временная общность людей, определяемая сиюминутным настоящим. Толпа, как и агрегация, всегда территориально локализована, и, как всем общностям, толпе присуще совпадение целей. Но в отличие от агрегации между участниками толпы возникают определенная «ориентация на другого», социальные связи: обмен мнениями, содействие, выработка общих планов действий, а также подражание и другие формы быстродействия и неосмысленной взаимной отзывчивости.
Существует несколько разновидностей толпы:
случайная толпа -- это, например, толпа «зевак», наблюдающих за тушением пожара, и т.д.;
обусловленная толпа - это, например, очередь (толчея) за билетами на концерт популярного исполнителя (люди общаются, беспокоятся, хватит ли им билетов, организуют контроль за тем, чтобы никто не получил билеты без очереди, и т.д.);
действующая толпа привлекает наибольшее внимание исследователей — это сборище, восставшая толпа, мятеж.
Социологический анализ выделяет следующие особенности толпы как социальной общности.
«Толпы суть ассоциации спонтанные и преходящие, которые не могут бесконечно оставаться в состоянии волнения. Им предначертано... распадаться, исчезать так же быстро, как и появляться, не оставляя следов»*. Здесь нет и не ожидается (пока толпа существует как спонтанное стихийное соединение людей) никакой организованности, делающей взаимоотношения людей в толпе упорядоченными, самовозобновляющимися; нет четких и устойчивых норм, культурных традиций -- ведь это спонтанное и временное сборище; правила игры если и устанавливаются, то кратковременно; нет устойчивого разделения труда, устойчивой иерархии и т.д. Итак, хотя социальные действия между участниками толпы осуществляются, но они плохо организованы, носят неукорененный, несамовозобновляющийся характер.
Конечно, нельзя утверждать, что в толпе вообще нет никакого намека на упорядоченность взаимоотношений соучастников, скоординированность их действий. Наш опыт изучения толпы, исследования Р. Тернера и других показывают, что представлять толпу как некое однообразное месиво гнева, эмоций и т.д. примитивно и не совсем точно. В толпе возникает определенная координация, находится вожак, инициатор, который предлагает определенный план действий и отличается, как правило, эмоциональностью, импульсивностью, находчивостью. У такого импульсивного вожака сразу находятся несколько помощников (тоже эмоциональных), которые вместе с вожаком составляют некое ядро толпы, остальные более пассивны и послушно следуют установкам вожака и актива. Тот факт, что все находятся в замкнутом пространстве, имеют совпадающие цели (которые и объединили их в толпу), убыстряет процесс принятия целей и выработки плана действий.
Однако все меры по координации, упорядочению взаимоотношений участников толпы носят спонтанный и преходящий характер. Поэтому разделение функций, иерархия не имеет последствий вне этой толпы, т.е. разделение функций, обретение каких-то обязанностей, прав (например, лидерства) в толпе не порождают социального статуса, признаваемого вне толпы в обществе в целом. И это очень важный, осязаемый критерий различения толпы и организованных устойчивых видов общностей.
Полуорганизованные виды действующей толпы (митинг, демонстрация и т.д.) характеризуются большей организованностью. Нормы, разделение функций, иерархия в этих общностях носят более устойчивый характер, хотя они, как правило, возникают не на самом митинге, демонстрации, а до них и помимо них. Это вид специально организованной действующей толпы. Костяк ее участников хорошо организован; эта организованность закладывается вне данного митинга, продолжая действовать устойчиво. Можно сказать, что митинги, демонстрации, манифестации, шествия специально организуются, чтобы использовать эмоциональную энергию, силу, присущую действующей толпе, но в контролируемых рамках.
Г. Лебон и другие классики социологии, психологии и социальной психологии отмечают, что в «толпе индивиды утрачивают свое собственное мнение, свои интеллектуальные способности»*. У индивидуального участника толпы происходит «потеря им самоконтроля и способности к критическому суждению, наплыв порывов и эмоций, многие из которых обычно подавлены»**. В результате в толпе «интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезает; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества».
Первое. Поведение личности в толпе характеризуется повышенной эффективностью (эмоциональной возбудимостью). Проникаясь коллективным возбуждением, человек, как правило, перестает рационально-критически воспринимать ситуацию, теряет самоконтроль. Причины этого, в частности, в чрезвычайной насыщенности аффективных контактов, взаимных реакций на предельно малом замкнутом пространстве. В этих условиях человек, как правило, не способен анализировать поступки, высказывания других, прежде чем реагировать на них. Иными словами, человек отказывается от присущих ему в обычной обстановке процедур принятия решения.
Второе. Это порождает чрезмерную внушаемость индивида. Ввиду повышенной эффективности он сразу откликается на предложения, порой самые сумасбродные, порывы, побуждения чаще всего получают немедленное воплощение. В толпе эффект внушения очень высок, что делает ее высокореферентной для индивида, вовлеченного в нее. В то же время внушаемость распространяется только на цель, которая объединила людей в действующую толпу, и только на участников толпы (посторонние люди зачастую иронизируют над участниками толпы).