Файл: Институт референдума в рф история и современность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНСТИТУТ РЕФЕРЕНДУМА В РФ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Случается, что от избирателей требуется ответить на какой-то важный вопрос государственного значения. Такое всенародное голосование по вопросам государственного значения называется референдумом. Это слово имеет латинское происхождение, и в переводе означает «то, что должно быть сообщено».

Т.е. референдум — голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.

Родиной референдума считается Швейцария. Первый такой общенациональный опрос в этой стране прошел еще в 1439 году. В Швейцарии, да и в других небольших странах Европы референдумы проводятся достаточно часто. Общий закон гласит: чем больше страна, тем дороже и сложнее проводить референдумы, поэтому в очень больших государствах референдум проводится достаточно редко.

За всю историю Российской Федерации референдум проводился всего два раза, и оба в 1993 году. Сначала, весной, граждане высказывались в поддержку или против поддержки политике президента Ельцина, а потом, 12 декабря 1993 года, состоялся референдум по вопросу о принятии Конституции Российской Федерации.

Российское законодательство предусматривает существование трёх видов референдума: общефедеральный (общероссийский), региональный (на уровне субъекта РФ) и местный (местный референдум в границах муниципального образования).

Общефедеральные референдумы, с 1993 года, в нашей стране не проводились. Это связано, в первую очередь, с тем, что порядок проведения такого референдума достаточно сложный. Сначала необходимо создать инициативную группу, собрать 2 миллиона подписей, получить согласие конституционного суда на то, что тема референдума соответствует законодательству Российской Федерации. И только после этого референдум будет назначен президентом Российской Федерации.

Региональные референдумы, т.е. референдумы, проводящиеся в рамках определенных субъектов РФ, проводятся в России гораздо чаще. Например, именно на референдумах решался вопрос об объединении нескольких субъектов Российской Федерации.

Еще чаще проводятся местные референдумы. Но, конечно же, в ходе таких референдумов решаются только вопросы локального местного значения.

Существует особая разновидность референдума. Она называется плебисцит. В международном праве плебисцитом называют опрос населения о принадлежности какой-либо территории. Классическим примером плебисцита считается всенародное голосование, которое проходило в 1935 году в Саарской области. Гитлеровская Германия пожелала
вернуть Саар в состав Германского государства, и жителям этого региона было предложено высказаться по поводу дальнейшей судьбы Саара. Им было предложено: сохранить свой статус независимой территории под управлением Лиги Наций или возвратиться в состав Германского государства. Население Саарской области, где большинство составляли немцы, проголосовали за возвращение в состав Германии. Точно также, как и в случае с выборами, проведение референдума требует предвыборной агитации. Большую роль в этом процессе также играют политические партии.

Немного об особенностях референдума:

  • На общероссийский референдум могут выноситься: проект нормативного акта; вопрос, обязательное вынесение на референдум которого предусмотрено международным договором Российской Федерации; иные вопросы государственного значения (в любом случае вопрос, выносимый на референдум, должен быть отнесен Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

  • Референдум проводится на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

  • Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

  • На референдум не могут выноситься вопросы изменения статуса субъекта РФ, принятия чрезвычайных мер безопасности, амнистии и помилования и др.

  • Принятое на референдуме решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

  • Референдум в нашей стране наряду со свободными выборами представляет собой форму непосредственного выражения воли народа.

  • Чем активнее и сознательнее участвует в выборах и референдумах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем успешнее ее развитие.

Причинами непопулярности референдума являются, с одной стороны, большие финансовые затраты на его проведение, с другой стороны, несовершенство законодательства.


Традиционный формат проведения референдума достаточно затратен. Однако в ближайшем будущем при удачном развитии современных технологий будет возможным проведение референдума в дистанционном формате. Так в России уже имеется опыт проведения интернет-выборов, впервые такой формат был опробован избирательной комиссией Волгоградской области в 2009 году на выборах в Урюпинске. В качестве альтернативы традиционному варианту дистанционный формат достаточно удобен в подсчете голосов и для людей с ограниченными возможностями, а также экономичен.

Несовершенство законодательства в области референдума также создает барьеры на пути развития данного института. Изменения в законодательстве о референдуме только усложнили процедуру его организации. По мнению С.А. Авакьяна «Закон о референдуме» изменили так, что фактически ни один вопрос не будет вынесен на федеральный референдум.

Инициатива о проведении референдума, должна исходить не менее чем от 2 млн. граждан при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них. Важно отметить, что сам срок сбора подписей (2 млн. чел) инициативной группой в поддержку организации референдума сократился до 45 дней, что значительно осложняет процесс подготовки референдума, так как ранее этот срок составлял 3 месяца.

Теперь инициативные группы должны быть созданы минимум в половине субъектов РФ в ограниченный срок (ранее требовалась одна инициативная группа численностью в 100 человек). К тому же закон о референдуме запрещает привлекать к сбору подписей посторонних лиц, незарегистрированных в инициативной группе, при том, что сроки сбора подписей сокращены до минимума.

Согласно закону об основных гарантиях на референдум уровня субъекта РФ накладываются дополнительные ограничения, которые связаны с предметами ведения РФ и ее субъектов. Данное положение сужает круг вопросов для проведения референдума, из-за чего инициативы могут быть отклонены или даже опротестовываться в судебном порядке.

Институт референдума в России переживает сложное время, так как с одной стороны, законодатели сделали все возможное, чтобы усложнить процесс организации референдума, а с другой стороны, не очень высокая электоральная активность населения. Таким образом, возникает
проблема рациональности проведения референдума, ведь есть ли смысл переводить финансовые средства на референдум, в котором не заинтересовано само главное звено: население? К тому же исследования типологии избирателей показывают, что референдум не является репрезентативным опросом. Это объясняется тем, что среди голосующих население представлено не пропорционально, например, пожилые люди и молодежь с низким уровнем образования или политической культуры.

России необходимо ориентироваться на опыт европейских стран. Ярким примером страны, в которой активно используют институт референдума, является Швейцария. Так, в результате референдума 1971 года женщины Швейцарии получили избирательные права, в 1991 году был снижен минимальный возраст для голосования до 18 лет, а на одном из последних референдумов 2013 года был принят комплекс ограничений на выплаты так называемых «золотых парашютов» топ-менеджерам компаний по уходу их в отставку. Таким образом, жители альпийской страны активно участвуют как в законотворчестве, так и в управлении делами государства посредством участия в референдуме.

Будет ли развиваться референдум в РФ дальше, зависит только от политики государства и от заинтересованности самого народа. Развитие институтов прямой демократии обеспечивает устойчивое развитие государственной власти и местного самоуправления. Референдум является важным институтом в системе народовластия, он определяет направления развития общества и государства, обеспечивает свободное волеизъявление граждан по широкому кругу вопросов.