Файл: Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с лицами с интеллектуальными нарушениями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
ИМЕНИ П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Кафедра специальной психологии и психиатрии
Дисциплина «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре»
РУСИНА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА
Тема: Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с лицами с интеллектуальными нарушениями
Контрольная работа
Направление подготовки 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
| Факультет образовательных технологий адаптивной физической культуры Курс 2 Группа 212 заочная форма обучения Проверено ___________________ Дата ________________________ Количество баллов ____________ |
Санкт-Петербург
2022
Оглавление
Введение 3
1. Характеристика детей с нарушением интеллекта 4
2. Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с лицами с интеллектуальными нарушениями 10
2.1. Материально-техническое обеспечение 14
2.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 15
2.3. Учебно-методическое обеспечение 16
2.4. Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви занимающихся 17
Заключение 18
Список литературы 19
Введение
Термин гигиена происходит от греческого слова «hygienos», что означает «целебный», «здоровый», «приносящий здоровье», а также от имени богини здоровья у древних греков, которую звали «Нygieа». Она занималась профилактикой болезней у воинов и охотников, а также воспитанием у них способности переносить суровые внешние условия путем использования физических упражнений и естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в качестве средств закаливания.
Гигиена – это учение об условиях сохранения здоровья, а также мероприятия, содействующие этому.
Гигиена в адаптивной физической культуре – это максимальное развитие жизнеспособности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) путем систематического использования средств физического воспитания и спорта.
Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с лицами с интеллектуальными нарушениями основываются на обеспечении оптимального состояния организма ребенка, соответствии физической нагрузки функциональным возможностям организма с учетом обеспечения развивающей и тренирующей роли, а также благоприятного развития растущего организма. При нормировании деятельности необходимо учитывать количественный показатель (т.е. длительность работы), качественный показатель (т.е. интенсивность работы) и формы её организации.
1. Характеристика детей с нарушением интеллекта
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.
Понятие «ребенок с умственной отсталостью», принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, как и в большинстве других стран, охватывает разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. «разлитой», характер.
Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития – во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора лет жизни (Ростомашвили, Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учебное пособие / Л.Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2016. – С. 25-26.).
В структуре нарушения умственно отсталых детей, помимо интеллектуального компонента, имеются и своеобразные изменения в остальных сферах – двигательной и эмоционально-волевой подвижным, нецеленаправленным играм. В эмоциональной сфере такие дети редко проявляют сочувствие и привязанность к друзьям, родственникам, домашним животным и т.д.
Детям с нарушением интеллекта, свойственны замедление и непрочность процессов запоминания, эмоциональная незрелость, нарушения развития речи.
Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом IQ (отношением психического возраста к паспортному). В соответствии с MKБ-10 приняты следующие виды и условные показатели IQ:
-
психическая норма: IQ 70-100; -
легкая умственная отсталость: IQ 50-69; -
умеренная умственная отсталость: IQ 35-49; -
тяжелая умственная отсталость: IQ 20-34; -
глубокая умственная отсталость: IQ 19 и ниже.
При достаточном внимании и хорошей механической памяти дети с интеллектуальными нарушениями легкой степени выраженности способны к обучению по специальной образовательной программе, овладевают определенными трудовыми умениями и навыками и могут проявлять некоторую самостоятельность. С годами умственная отсталость становится менее заметной и возможна полная социальная адаптация человека с освоением несложных профессий.
Дошкольный возраст считается сензитивным для социализации, формирования навыков коммуникации и для всей сферы человеческих отношений. В этот период происходит развитие самосознания ребенка, он начинает вступать со сверстником в эмоциональные, деловые, внеситуативно-личностные и внеситуативно-познавательные формы общения. «На основе взаимодействия с членами детского сообщества у него налаживаются межличностные отношения, складываются и первые ценностные ориентации, определяющие направленность поведения ребенка в целом».
Ребенок с интеллектуальными нарушениями испытывает трудности при взаимодействии со сверстниками, вследствие чего овладение средствами межличностного взаимодействия и кооперативными умениями происходит крайне медленно и вызывает значительные затруднения. Достаточно ёмко описывает уровень социального взаимодействия данных детей фраза: «умственно отсталые дети живут рядом, но не вместе».
Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности имеют системный характер и распространяются на все её функции: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть в структуре нарушения коммуникативной деятельности в целом. До конца дошкольного возраста у этих детей не формируется в достаточной степени словесная регуляция деятельности. Речь практически не интегрируется в процесс деятельности, а соответственно не оказывает на нее должного влияния. В связи с этим дети с нарушением интеллекта в данной возрастной период оказываются не способны вступать в игровые взаимодействия, создавать сюжетные рисунки и что-либо в соответствии с заранее сформулированным замыслом. Связь между действием, образами и словом возникает лишь в условиях специально организованного коррекционного обучения.
В подавляющем большинстве случаев нарушение интеллекта у детей сочетается с нарушенным развитием двигательной сферы. Основной причиной, затрудняющей формирование у лиц данной нозологической группы двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, что, в свою очередь, является следствием недостаточного уровня развития координационных способностей и особенностей функционирования центральной нервной системы.
Умственно отсталые дети раннего и дошкольного возраста характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, пытаясь достать ее, а также позднее начинают сидеть, стоять, передвигаться в пространстве ползком, ходить. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка знакомиться с окружающим его предметным миром, ориентироваться в пространстве. Движения умственно отсталых дошкольников отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью (Назарова Н.М. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 3 т. Т. 1. История специальной педагогики / Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2015. – С. 45-47.).
Неловкость движений умственно отсталых дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают прыжками. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук .
В развитии физических способностей дети с нарушением интеллекта существенно отстают от своих здоровых сверстников. Последствия раннего органического поражения ЦНС отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Недоразвитие касается как общей, так и тонкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Снижена двигательная память. С трудом происходит овладение выразительными движениями, действиями с воображаемыми объектами (что является неотъемлемым условием ролевых, театрализованных игр). Термин «моторная неловкость» наиболее точно характеризует уровень развития двигательной сферы ребёнка с интеллектуальными нарушениями.
Органическое поражение чаще всего затрагивает различные уровни мозговых структур, это выражается в:
-
рассогласования между регулирующими и исполняющими органами; -
слабой сенсорной афферентации.
«Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушением интеллекта имеет дефектную основу (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации)».
Современные отечественные и зарубежные исследования демонстрируют статически достоверную взаимосвязь, между уровнем развития психических функций и уровнем развития физических способностей.
Однако двигательный анализатор коры головного мозга интенсивно развивается и совершенствуется, особенно в детский период. Умственно отсталые дети способны оценивать пространственные, временные и силовые характеристики в сравнительно несложных движениях. А при рационально - выстроенном педагогическом процессе и достаточном объёме двигательной активности эта способность совершенствуется.
Развитие двигательной сферы ребенка с нарушением интеллекта протекает в особых условиях. В раннем детстве это связано с инертностью нервных процессов и дефицитом взаимодействия сенсомоторных функций. В период среднего детства основным фактором своеобразия развития становится недостаточная функциональность механизма символического управления двигательными действиями. Поэтому она требует постоянного внимания со стороны педагога. Педагогическое целеполагание физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями должно быть ориентировано на создание педагогических условий развития редуцированной (упрощенной) формы двигательно-символической преднамеренности – двигательно-символической интернациональности. (Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений / под ред. Л. В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2004. – С. 245-246.).
Развитие скоростных способностей зависит от:
-
состояния центральной и периферической нервной системы; -
психических функций (ощущение восприятия, внимания); -
уровня координационных способностей (равновесия, ориентировки в пространстве и др.); -
особенностей характера и поведения.
Л.Н. Ростомашвили в своих исследованиях приходит к выводу, что на детей с особенностями интеллектуального развития влияет один или несколько из перечисленных факторов, что ограничивает их скоростные способности.
Лимитирующим фактором в развитии выносливости у данной категории детей является не только сниженный потенциал сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но главное - сниженная способность к волевым усилиям (Вишнякова Ю.Ю., 2016).