Файл: Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с лицами с интеллектуальными нарушениями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В развитии гибкости дети с лёгкой степенью умственной отсталости уступают нормально развивающимся сверстникам на 10 – 20%. Основными причинами являются нарушения нервной регуляции мышечного тонуса, слабое развитие межмышечной координации, функциональное состояние суставов: суставной поверхности, суставных капсул, внесуставных связок, врожденная или приобретенная тугоподвижность.
2. Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с лицами с интеллектуальными нарушениями
На занятиях по адаптивной физической культуре создаются все условия без исключения для развития детей с интеллектуальными нарушениями с целью развития и коррекции их недочетов. Небольшая наполняемость групп, распределение группы на подгруппы с целью проведения учебно-тренировочных занятий дают возможность реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимися. Здесь детям с интеллектуальными нарушениями оказывается комплексная поддержка.
В основе обучения и воспитания детей и подростков, как нормально развивающихся, так и с нарушением интеллекта, лежат одни и те же убеждения, которые в том и другом случае осуществляются по-разному. Данные основы воспитывающего и развивающего обучения, взаимосвязи обучения с жизнью, научности и доступности, систематичности и очередности, сознательности и активности, наглядности, стабильности итогов обучения, коллективного характера обучения и учета личных особенностей обучающихся.
Акцентируется так же внимание на характерные дидактические основы, которые применяются только лишь в обучении ребенка с интеллектуальными нарушениями. К ним можно отнести принцип коррекционной направленности обучения, профессионального характера трудового обучения, связи общеобразовательной и трудовой подготовки.
На занятиях по АФК соблюдается щадящий, охранительный режим, который реализуется в создании в каждой учебно-тренировочной группе доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждении конфликтных ситуаций, с учетом особенностей каждого ребенка.
Для детей с умственной отсталостью весьма значительным считается мотивирование, уяснение того, для чего необходимы те или иные познания и как они могут применять их в жизни. Мышление обучающихся коррекционных групп определенное, и учебный используемый материал, который не сопряжен с их индивидуальным опытом, никак не порождает у них заинтересованности, в таком случае то, что сопряженно с их деятельностью в обыденной жизни, усваивается гораздо лучше. В связи с данным исследованием новой проблемы, обучающимся с патологией интеллектуального нарушения целесообразно разъяснять, как они могут использовать приобретенные знания в жизни. Приобретенные познания и
умения должны быть зафиксированы на практике, в новых обстоятельствах и перенесены в реальную жизнедеятельность.
Суть преподавания в коррекционных группах адаптировано с учетом способностей ребенка рассматриваемой группы. Объем и глубина изучаемого материала существенно снижена по сравнению с обычной программой. Обучающимся с интеллектуальными нарушениями предоставляется менее обширная система знаний и умений, ряд понятий не изучаются. Вместе с тем формируемые у обучающихся коррекционных групп знания, умения и навыки абсолютно достаточны для того, чтобы подготовить их к независимо жизни в обществе и овладению специальностью. Усваивание учебного материала обучающимися с нарушением интеллекта растянуто во времени и совершается невысокими темпами, по этой причине сравнительно незначительным объемом материала дети овладевают за 9 – 11 лет.
На занятиях по АФК для детей с умственными нарушениями решаются воспитательные, образовательные, оздоровительные задачи и задачи физического формирования:
- развитие потребности и умения без помощи других заниматься физическими упражнениями, сознательно использовать их в целях развлечений, занятий, роста трудоспособности;
- развитие моральных и волевых свойств, приучение к выдержке, организованности, ответственности за собственные поступки;
- формирование физиологических особенностей;
- укрепление здоровья, закалка организма;
- обучение основам техники движений, развитие актуально требуемых умений и способностей;
- организация необходимых знаний, гигиенических способностей.
К особым задачам относятся:
1. Корректировка ключевых упражнений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, упражнениях с предметами и др.;
- компенсирование утраченных либо нарушенных двигательных способностей;
- согласованности движений некоторых звеньев тел (туловища, рук, ног, головы);
- слаженности движений и дыхания;
- развитие движений за счет неповрежденных функций.
2. Корректировка и формирование координационных способностей:
- статического и динамического равновесия;
- расслабления;
- дифференцировки усилий, времени и пространства;
- размеренности движений;
- правильности выполнения мелких движений кисти и пальцев;
- ориентировки в пространстве;
Скорости реагирования на меняющиеся условия.
3. Корректировка и формирование физиологической подготовленности:
- формирование мышечной силы, простых конфигураций высокоскоростных возможностей, сноровке, стойкости, мобильности в суставах;
- целенаправленное подтягивание отстающих в формировании физических качеств.
4. Корректировка и предотвращение соматических патологий:
- корректировка массы тела;
- корректировка речевого дыхания;
- развитие и корректировка осанки;
- предотвращение и корректировка плоскостопия;
- укрепление сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
5. Корректировка и формирование психологических и сенсорно-перцептивных возможностей:
- дифференциация визуальных и слуховых сигналов по силе, дистанции, направлению;
- формирование визуальной и слуховой памяти;
- формирование визуально-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
- формирование визуального и слухового внимания;
- дифференциация визуальных, слуховых, тактильных чувств;
- формирование воображения;
- корректировка и формирование эмоционально-волевой сферы.
6. Формирование познавательной деятельности:
- увеличение и фиксирование знаний, основанных на межпредметных отношениях, представляющих составной частью физиологических процедур (развитие пространственных представлений, вербальной и коммуникативной работы, ознакомление с животным миром и т.п.);
- развитие представлений о несложных движениях, частях тела, суставах (наименование, представление, значимость в движении), об упражнениях, их техническом влиянии на организм, требования к осанке, дыханию, питанию, распорядку дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, смыслу упражнений в жизни человека и самостоятельных занятий.
2.1. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение Программы соответствует:
-
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -
правилам пожарной безопасности.
Средства обучения и воспитания подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.
Занятия по адаптивной физической культуре проходят в физкультурном зале, который оснащен спортивным оборудованием и инвентарём:
название | количество (шт.) |
Гимнастические скамейки | 6 |
Гимнастическая стена | 4 |
Наклонная доска | 3 |
Канаты | 2 |
Ребристые дорожки | 4 |
Мишени навесные озвученные | 2 |
Веревка (2 х 2,5) | 2 |
Флажки цветные | 30 |
Кегли | 36 |
Обручи пластмассовые | 15 |
Ленточки | 25 |
Кубики мягкие | 15 |
Гимнастические палки | 15 |
Мячи | 15 |
Коврики для выполнения упражнений | 15 |
Ориентиры «кочки», «листики», «следочки» | 20 |
Канаты | 2 |
Кегли | 36 |
Магнитофон | 1 |
2.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда в части физического воспитания и занятия адаптивной физической культурой должна обеспечивать реализацию различных программ, учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.
Требования к предметно-развивающей среде базируются на следующих принципах:
-
насыщенность; -
трансформируемость; -
полифункциональность; -
вариативность; -
доступность; -
безопасность.
Образовательное пространство наряду со средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудование оснащается спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём, которые обеспечивают:
-
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; -
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; -
возможность самовыражения детей.
2.3. Учебно-методическое обеспечение
-
Наглядный материал (плакаты, карты-пиктограммы, различные иллюстрации и картинки). -
Дидактический материал «Виды спорта». -
Картотека различных видов оздоровительных гимнастик. -
Картотека стихов, потешек, загадок. -
Картотека музыкальных произведений. -
Перспективные планы. Конспекты занятий.
2.4. Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви занимающихся
Первый слой одежды – нательное белье. Основное гигиеническое назначение этого слоя – поглощение пота и других выделений кожи.
Второй слой одежды (спортивный костюм) должен обеспечить создание оптимального микроклимата под одеждой, способствовать удалению испарений и воздуха из белья.
Основное функциональное назначение третьего слоя (верхней одежды) – защита от холода, ветра, неблагоприятных погодных условий. Ткани для этого слоя должны обладать низкой теплопроводностью, большой ветростойкостью, влагонепроницаемостью (низкой гигроскопичностью), прочностью на истирание.
Обувь должна отвечать следующим гигиеническим требованиям:
1) обладать низкой теплопроводностью, обеспечивать оптимальный микроклимат обувного пространства, его вентиляцию;
2) не выделять в обувное пространство опасные химические вещества.
3) отвечать возрастным и другим физиологическим особенностям организма;
4) легко чиститься и высушиваться, продолжительное время сохранять первоначальную конфигурацию и гигиенические свойства.