Файл: Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с лицами с интеллектуальными нарушениями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В развитии гибкости дети с лёгкой степенью умственной отсталости уступают нормально развивающимся сверстникам на 10 – 20%. Основными причинами являются нарушения нервной регуляции мышечного тонуса, слабое развитие межмышечной координации, функциональное состояние суставов: суставной поверхности, суставных капсул, внесуставных связок, врожденная или приобретенная тугоподвижность.

2. Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с лицами с интеллектуальными нарушениями


На занятиях по адаптивной физической культуре создаются все условия без исключения для развития детей с интеллектуальными нарушениями с целью развития и коррекции их недочетов. Небольшая наполняемость групп, распределение группы на подгруппы с целью проведения учебно-тренировочных занятий дают возможность реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимися. Здесь детям с интеллектуальными нарушениями оказывается комплексная поддержка.

В основе обучения и воспитания детей и подростков, как нормально развивающихся, так и с нарушением интеллекта, лежат одни и те же убеждения, которые в том и другом случае осуществляются по-разному. Данные основы воспитывающего и развивающего обучения, взаимосвязи обучения с жизнью, научности и доступности, систематичности и очередности, сознательности и активности, наглядности, стабильности итогов обучения, коллективного характера обучения и учета личных особенностей обучающихся.

Акцентируется так же внимание на характерные дидактические основы, которые применяются только лишь в обучении ребенка с интеллектуальными нарушениями. К ним можно отнести принцип коррекционной направленности обучения, профессионального характера трудового обучения, связи общеобразовательной и трудовой подготовки.

На занятиях по АФК соблюдается щадящий, охранительный режим, который реализуется в создании в каждой учебно-тренировочной группе доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждении конфликтных ситуаций, с учетом особенностей каждого ребенка.

Для детей с умственной отсталостью весьма значительным считается мотивирование, уяснение того, для чего необходимы те или иные познания и как они могут применять их в жизни. Мышление обучающихся коррекционных групп определенное, и учебный используемый материал, который не сопряжен с их индивидуальным опытом, никак не порождает у них заинтересованности, в таком случае то, что сопряженно с их деятельностью в обыденной жизни, усваивается гораздо лучше. В связи с данным исследованием новой проблемы, обучающимся с патологией интеллектуального нарушения целесообразно разъяснять, как они могут использовать приобретенные знания в жизни. Приобретенные познания и
умения должны быть зафиксированы на практике, в новых обстоятельствах и перенесены в реальную жизнедеятельность.

Суть преподавания в коррекционных группах адаптировано с учетом способностей ребенка рассматриваемой группы. Объем и глубина изучаемого материала существенно снижена по сравнению с обычной программой. Обучающимся с интеллектуальными нарушениями предоставляется менее обширная система знаний и умений, ряд понятий не изучаются. Вместе с тем формируемые у обучающихся коррекционных групп знания, умения и навыки абсолютно достаточны для того, чтобы подготовить их к независимо жизни в обществе и овладению специальностью. Усваивание учебного материала обучающимися с нарушением интеллекта растянуто во времени и совершается невысокими темпами, по этой причине сравнительно незначительным объемом материала дети овладевают за 9 – 11 лет.

На занятиях по АФК для детей с умственными нарушениями решаются воспитательные, образовательные, оздоровительные задачи и задачи физического формирования:

- развитие потребности и умения без помощи других заниматься физическими упражнениями, сознательно использовать их в целях развлечений, занятий, роста трудоспособности;

- развитие моральных и волевых свойств, приучение к выдержке, организованности, ответственности за собственные поступки;

- формирование физиологических особенностей;

- укрепление здоровья, закалка организма;

- обучение основам техники движений, развитие актуально требуемых умений и способностей;

- организация необходимых знаний, гигиенических способностей.

К особым задачам относятся:

1. Корректировка ключевых упражнений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, упражнениях с предметами и др.;

- компенсирование утраченных либо нарушенных двигательных способностей;

- согласованности движений некоторых звеньев тел (туловища, рук, ног, головы);

- слаженности движений и дыхания;

- развитие движений за счет неповрежденных функций.

2. Корректировка и формирование координационных способностей:

- статического и динамического равновесия;

- расслабления;

- дифференцировки усилий, времени и пространства;

- размеренности движений;

- правильности выполнения мелких движений кисти и пальцев;

- ориентировки в пространстве;

Скорости реагирования на меняющиеся условия.



3. Корректировка и формирование физиологической подготовленности:

- формирование мышечной силы, простых конфигураций высокоскоростных возможностей, сноровке, стойкости, мобильности в суставах;

- целенаправленное подтягивание отстающих в формировании физических качеств.

4. Корректировка и предотвращение соматических патологий:

- корректировка массы тела;

- корректировка речевого дыхания;

- развитие и корректировка осанки;

- предотвращение и корректировка плоскостопия;

- укрепление сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

5. Корректировка и формирование психологических и сенсорно-перцептивных возможностей:

- дифференциация визуальных и слуховых сигналов по силе, дистанции, направлению;

- формирование визуальной и слуховой памяти;

- формирование визуально-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;

- формирование визуального и слухового внимания;

- дифференциация визуальных, слуховых, тактильных чувств;

- формирование воображения;

- корректировка и формирование эмоционально-волевой сферы.

6. Формирование познавательной деятельности:

- увеличение и фиксирование знаний, основанных на межпредметных отношениях, представляющих составной частью физиологических процедур (развитие пространственных представлений, вербальной и коммуникативной работы, ознакомление с животным миром и т.п.);

- развитие представлений о несложных движениях, частях тела, суставах (наименование, представление, значимость в движении), об упражнениях, их техническом влиянии на организм, требования к осанке, дыханию, питанию, распорядку дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, смыслу упражнений в жизни человека и самостоятельных занятий.

2.1. Материально-техническое обеспечение


Материально-техническое обеспечение Программы соответствует:

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • правилам пожарной безопасности.

Средства обучения и воспитания подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.

Занятия по адаптивной физической культуре проходят в физкультурном зале, который оснащен спортивным оборудованием и инвентарём:



название

количество (шт.)

Гимнастические скамейки

6

Гимнастическая стена

4

Наклонная доска

3

Канаты

2

Ребристые дорожки

4

Мишени навесные озвученные

2

Веревка (2 х 2,5)

2

Флажки цветные

30

Кегли

36

Обручи пластмассовые

15

Ленточки

25

Кубики мягкие

15

Гимнастические палки

15

Мячи

15

Коврики для выполнения упражнений

15

Ориентиры «кочки», «листики», «следочки»

20

Канаты

2

Кегли

36

Магнитофон

1


2.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды


Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда в части физического воспитания и занятия адаптивной физической культурой должна обеспечивать реализацию различных программ, учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.


Требования к предметно-развивающей среде базируются на следующих принципах:

  • насыщенность;

  • трансформируемость;

  • полифункциональность;

  • вариативность;

  • доступность;

  • безопасность.


Образовательное пространство наряду со средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудование оснащается спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём, которые обеспечивают:

  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.


2.3. Учебно-методическое обеспечение





  • Наглядный материал (плакаты, карты-пиктограммы, различные иллюстрации и картинки).

  • Дидактический материал «Виды спорта».

  • Картотека различных видов оздоровительных гимнастик.

  • Картотека стихов, потешек, загадок.

  • Картотека музыкальных произведений.

  • Перспективные планы. Конспекты занятий.


2.4. Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви занимающихся


Первый слой одежды – нательное белье. Основное гигиеническое назначение этого слоя – поглощение пота и других выделений кожи.

Второй слой одежды (спортивный костюм) должен обеспечить создание оптимального микроклимата под одеждой, способствовать удалению испарений и воздуха из белья.

Основное функциональное назначение третьего слоя (верхней одежды) – защита от холода, ветра, неблагоприятных погодных условий. Ткани для этого слоя должны обладать низкой теплопроводностью, большой ветростойкостью, влагонепроницаемостью (низкой гигроскопичностью), прочностью на истирание.

Обувь должна отвечать следующим гигиеническим требованиям:

1) обладать низкой теплопроводностью, обеспечивать оптимальный микроклимат обувного пространства, его вентиляцию;

2) не выделять в обувное пространство опасные химические вещества.

3) отвечать возрастным и другим физиологическим особенностям организма;

4) легко чиститься и высушиваться, продолжительное время сохранять первоначальную конфигурацию и гигиенические свойства.