Файл: Курсовая работа Использование техники пластилинографии при развитии мелкой моторики в лепке Акимова Карина Сергеевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 481

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

"Кинель-Черкасский сельскохозяйственный техникум"
Курсовая работа

Использование техники пластилинографии при развитии мелкой моторики в лепке

Акимова Карина Сергеевна

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

Курс 3, группа 35

Научный руководитель: Игонина В.В.

Форма обучения: очная


Оценка курсовой работы ___________

с. Кинель-Черкассы, 2022

Содержание


Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты обучения технике пластинографии детей 5-6 лет

6

1.1. Методы и приемы обучения технике пластинографии

6

1.2. Материалы и оборудование

9

1.3. Особенности развития изобразительных умений у детей 5-6 лет дошкольный пластилиновый картина

11

1.4. Пластинография как средство развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

13

Выводы по главе 1

17

Глава 2. Особенности изучения пластинографии детьми 5-6 лет

18

2.1. Диагностический комплекс развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

18

2.2. Развития изобразительных умений у детей 5-6 лет при использовании пластинографии

20

Выводы по главе 2

25

Заключение

26

Список литературы

28

Приложения

29


Введение

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.


Взаимодействие с предметами помогает ребенку познавать мир. В этот момент происходит и познание своих творческих способностей, путем изменения того, к чему он прикасается. Во время занятий с пластилином проявляется тактильная активность, которая оказывает влияние на формирование фантазии ребенка и формируется база для развития его интеллекта. Доказана взаимосвязь, которая существует во время активных движений пальчиков малыша и формированием его речевого аппарата. Получается, что и с помощью рук в данный период жизни малыш учится выражать свои мысли. Руки для него в этот момент являются дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Знакомство детей с нетрадиционной техникой лепки пластилинографией, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, является доступным видом деятельности детей дошкольного возраста. Созданные в этом жанре лепные картины представляют собой выпуклые плоскостные объекты на горизонтальной плоскости.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова "пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Занятия пластилинографией позволяют всесторонне развивать личность ребёнка, его творческие способности, воображение, расширять возможности изобразительной деятельности детей. Дети получают знания, умения, навыки, ребёнок учится познавать мир осознавать себя и своё место в нём.

Итак, занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном развитии ребенка потому что:

1. это один из способов познания окружающего мира и своего места в нем;

2. это один из способов развития интеллектуальных способностей;

3. это один из способов формирования его речевого аппарата;

4. в процессе занятий с пластилином ребенок начинает проявлять творческие способности.

Все перечисленные факты и определили выбор темы для курсовой работы: «Использование техники пластилинографии при развитии мелкой моторики в лепке».

Актуальность исследования

: Занятия с использованием техники пластилинография позволяет решать ряд задач ФГОСа в ДОУ:

1. Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

2. Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных , эстетических, интеллектуальных, физических качеств.

Цель исследования: Изучение особенностей использования пластилинографии в обучении лепке детей дошкольного возраста

Объект исследования: процесс обучения пластилинографии.

Предмет исследования: использование техники пластилинографии для развития мелкой моторики.

База исследования: Детский садик «Теремок»

Задачи исследования:

1. Проанализировать методическую и педагогическую литературу по определению содержания обучения лепке детей 5-6 лет.

2. Изучить технику пластилинографии, её возможности для развития формирования навыков лепки у детей 5-6 лет.

3. Проанализировать занятие по пластилинографии.

Проблема исследования заключается в том, что у детей дошкольного возраста не развита мелкая моторика и в развитии вербальном аппарате помогают занятия с техникой пластельнографией.

Гипотеза исследования: пластилинография будет выступать эффективным средством развития навыков лепки у детей данного возраста при следующих педагогических условиях, если:

- дети овладеют техникой пластилинографии;

- пластилинография является структурным компонентом интегрированных занятий;

- педагог при проведении занятий использует разумное сочетание традиционных и нетрадиционных технологий обучения.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ научно - педагогической литературы.

2. Эмпирические: наблюдение, анализ продуктов изобразительной деятельности.

3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что обобщены подходы ученых к проблеме использования пластилинографии в развитии лепки у детей 5-6 лет; раскрыты особенности формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного возраста; определены педагогические условия, способствующие развитию изобразительных умений при использовании пластилинографии.

Практическая значимость исследования: составленный цикл интегрированных занятий поможет воспитателям организовать работу по использованию пластилинографии при развитии мелкой моторики в  лепке.


Структура курсовой работы:

Титульный лист, содержание, ведение, глава 1, глава 2, заключение, список литературы, приложение.
1. Теоретические аспекты обучения технике пластинографии детей 5-6 лет

1.1 Методы и приемы обучения технике пластинографии

Пластилинография – это одна из техник работы с пластилином, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью пластилина, путем размазывания его по поверхности. Кроме того, пластилинография способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Приступая к работе с пластилином, нужно научить детей основным приемам. Потому что именно раскатывая, скатывая, сплющивая, прищипывая, оттягивая и заглаживая пластилин можно получить те или иные объекты для создания аппликации.

Для того, чтобы скатать пластилин нужно положить кусочек между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

При раскатывании пластилинового шара происходит его превращение в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Если нужны лепешка или диск, то вначале скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Для того, чтобы придать определенную фактуру поверхности изделия, необходимо прищипывать детали из пластилина. Это необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Похожим на предыдущий приемом делают оттягивание. Для этого после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Для того, чтобы создать плавный переход от одной детали к другой при соединении и для закругления используют заглаживание. Оно выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Чтобы разделить брусок на нужные кусочки используют разрезание, применяя стек или резачок.

Прикладывая и несильно прижимая детали друг к другу получают соединение нескольких деталей. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.


Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Фигурка, сделанная из одного куска пластилина, устойчивее фигурки из нескольких деталей и слепить ее быстрее, чем такую же, но составленную из нескольких простых элементов. Однако использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными.

При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.

Для того чтобы приступить к лепке из пластилина какой-либо фигуры, в первую очередь нужно освоить несколько простых приемов лепки простых элементов таких, например, как шар, валик, конус, лепешка и др.

Полезные советы

Остатки пластилина, мелкие кусочки, можно рассортировывать по небольшим полиэтиленовым пакетам или пластмассовым контейнерам по цветам.

Для того чтобы получить одинаковые элементы фигуры, особенно это касается случаев, когда лепят такие детали, как ушки, руки, ноги, лепестки цветов, листья и прочее, необходимо отделять одинаковые заготовки от куска пластилина. Если брусок новый, стандартного размера, то его легко разделить на равные части. Если же кусок пластилина уже побывал в работе, то нужно скатать из него ровный валик, а затем разделить на ровные части.

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона.

На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.